ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НАЦИОНАЛЬНОМ ПРЕВЕНТИВНОМ МЕХАНИЗМЕ?
2 июля 2013 года главой государства подписан закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам создания национального превентивного механизма, направленного на предупреждение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания». Данным законом превентивный механизм был внедрен: 1) в уголовный процесс; 2) в уголовно-исполнительную систему; 3) в систему здравоохранения; 4) в систему адаптации и образования несовершеннолетних; 5) в систему временной изоляции лиц от общества.
Согласно принятому закону наряду с общественными наблюдательными комиссиями места содержания под арестом лишенных свободы будут посещать также члены общественных объединений, осуществляющих деятельность по защите прав, законных интересов граждан, юристы, социальные работники, врачи.
Кроме того, были приняты поправки в Кодекс РК об административных нарушениях, предусматривающие ответственность за воспрепятствование законной деятельности участников превентивного механизма.
Новшеством данного закона является наделение участников Национального превентивного механизма правом на проведение мониторинговых посещений государственных учреждений, определенных данным законом.
Необходимо особо отметить, что данный механизм является принципиально новым подходом в деятельности по предотвращению пыток – впервые в нашей стране создан соответствующий независимый правовой институт, в котором взаимодействуют государственные органы и гражданское общество, и впервые представители неправительственных организаций получили практически неограниченный доступ в закрытые государственные учреждения.
В законе предусмотрены определение национального превентивного механизма и условия его деятельности. В частности, предусмотрены изменения и дополнения, предусматривающие требования к участникам национального превентивного механизма, их права и полномочия, гарантия конфиденциальности при осуществлении ими своих полномочий, положения по взаимодействию участников национального превентивного механизма с государственными органами, ежегодное опубликование докладов участников национального превентивного механизма при содействии уполномоченного по правам человека.
В целях эффективной координации деятельности участников национального превентивного механизма и их избрания, законом учрежден координационный совет при уполномоченном по правам человека, избираемый созданной исключительно с этой целью специальной комиссией, в состав которой вошли авторитетные общественные деятели и лидеры неправительственных организаций, работающих в сфере защиты прав человека, а также представители СМИ и юридического сообщества, видные ученые, депутаты Парламента.
10 января 2014 года в ходе своего первого заседания под председательством омбудсмена комиссия рассмотрела поступившие заявления и по итогам изучения, открытого обсуждения кандидатур и тайного голосования сформировала первый состав координационного совета, избрав 19 его членов, в список которого вошел председатель ОНК по Кызылординской области, президент общественного объединения защиты прав потребителей Серик Тенизбаев. Участниками национального превентивного механизма являются уполномоченный по правам человека при Президенте страны, а также отбираемые координационным советом члены общественных наблюдательных комиссий и общественных объединений, осуществляющих деятельность по защите прав, законных интересов граждан, юристы, социальные работники, врачи.
Участниками национального превентивного механизма не могут быть лица:
1) имеющие не погашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость;
2) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления;
3) признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
4) судьи, адвокаты, государственные служащие и военнослужащие, а также работники правоохранительных и специальных государственных органов;
5) состоящие на учете у психиатра и (или) нарколога.
Участниками национального превентивного механизма также не могут быть лица, освобожденные от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям за совершение умышленного преступления; уволенные с государственной или воинской службы, из правоохранительных и специальных государственных органов, судов или исключенные из коллегии адвокатов по отрицательным мотивам; лишенные лицензии на занятие адвокатской деятельностью.
Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан, который воплотил ряд новых новелл, ранее отсутствовавших в национальном уголовно-исполнительном законодательстве также вступает в законную силу с 1 января 2015 года.
В качестве главных позитивных последствий принятия новой редакции Уголовно-исполнительного кодекса является совершенствование системы исполнения уголовных наказаний путем существенного повышения: уровня защищенности личности осужденных, их прав и законных интересов. Вместе с тем предусмотрен механизм защиты прав осужденных посредством ведомственного, прокурорского и общественного контролей.
Если в нынешнем УИК о деятельности и полномочиях общественно-наблюдательной комиссии введены две статьи 19-1 и 19-2, то в новой редакции введена глава 8. ОНК 6 статей (33 по 38). Национальный превентивный механизм введен в главу 9 (39-49 ) предусмотрено 10 статей в новой редакции УИК.
Ст.33п.1 новой редакции УИК гласит: «Общественная наблюдательная комиссия областная, города республиканского значения, столицы образуется для проведения общественного мониторинга обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных, содержащихся в учреждениях и органах, исполняющих наказание, в части условий их содержания, медико-cанитарного обеспечения, организации труда, обучения и досуга.
И статья 39.п.1.УИК «Национальный превентивный механизм действует в виде системы предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, функционирующей посредством деятельности участников национального превентивного механизма».
Хотелось бы вспомнить мудрые слова Шокана Уалиханова, что реформы должны учитывать «насущные нужды народа» и полезны только те реформы, которые способствуют улучшению жизни народа. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, ориентирует на то, что «…необходимы системные меры, направленные на обеспечение целенаправленной государственной политики в сфере уголовно-исполнительной системы». В этом же программном документе обращается внимание на то, что «…сохранению баланса между интересами общества и государства по наказанию виновных и соблюдению прав и законных интересов в период отбывания наказания способствуют установленные механизмы общественного контроля, развитию которых необходимо уделить должное внимание».
Орынбай БЕРТЛЕУОВ,
начальник отдела по воспитательной работе ЗК 169/5, майор юстиции
Согласно принятому закону наряду с общественными наблюдательными комиссиями места содержания под арестом лишенных свободы будут посещать также члены общественных объединений, осуществляющих деятельность по защите прав, законных интересов граждан, юристы, социальные работники, врачи.
Кроме того, были приняты поправки в Кодекс РК об административных нарушениях, предусматривающие ответственность за воспрепятствование законной деятельности участников превентивного механизма.
Новшеством данного закона является наделение участников Национального превентивного механизма правом на проведение мониторинговых посещений государственных учреждений, определенных данным законом.
Необходимо особо отметить, что данный механизм является принципиально новым подходом в деятельности по предотвращению пыток – впервые в нашей стране создан соответствующий независимый правовой институт, в котором взаимодействуют государственные органы и гражданское общество, и впервые представители неправительственных организаций получили практически неограниченный доступ в закрытые государственные учреждения.
В законе предусмотрены определение национального превентивного механизма и условия его деятельности. В частности, предусмотрены изменения и дополнения, предусматривающие требования к участникам национального превентивного механизма, их права и полномочия, гарантия конфиденциальности при осуществлении ими своих полномочий, положения по взаимодействию участников национального превентивного механизма с государственными органами, ежегодное опубликование докладов участников национального превентивного механизма при содействии уполномоченного по правам человека.
В целях эффективной координации деятельности участников национального превентивного механизма и их избрания, законом учрежден координационный совет при уполномоченном по правам человека, избираемый созданной исключительно с этой целью специальной комиссией, в состав которой вошли авторитетные общественные деятели и лидеры неправительственных организаций, работающих в сфере защиты прав человека, а также представители СМИ и юридического сообщества, видные ученые, депутаты Парламента.
10 января 2014 года в ходе своего первого заседания под председательством омбудсмена комиссия рассмотрела поступившие заявления и по итогам изучения, открытого обсуждения кандидатур и тайного голосования сформировала первый состав координационного совета, избрав 19 его членов, в список которого вошел председатель ОНК по Кызылординской области, президент общественного объединения защиты прав потребителей Серик Тенизбаев. Участниками национального превентивного механизма являются уполномоченный по правам человека при Президенте страны, а также отбираемые координационным советом члены общественных наблюдательных комиссий и общественных объединений, осуществляющих деятельность по защите прав, законных интересов граждан, юристы, социальные работники, врачи.
Участниками национального превентивного механизма не могут быть лица:
1) имеющие не погашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость;
2) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления;
3) признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
4) судьи, адвокаты, государственные служащие и военнослужащие, а также работники правоохранительных и специальных государственных органов;
5) состоящие на учете у психиатра и (или) нарколога.
Участниками национального превентивного механизма также не могут быть лица, освобожденные от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям за совершение умышленного преступления; уволенные с государственной или воинской службы, из правоохранительных и специальных государственных органов, судов или исключенные из коллегии адвокатов по отрицательным мотивам; лишенные лицензии на занятие адвокатской деятельностью.
Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан, который воплотил ряд новых новелл, ранее отсутствовавших в национальном уголовно-исполнительном законодательстве также вступает в законную силу с 1 января 2015 года.
В качестве главных позитивных последствий принятия новой редакции Уголовно-исполнительного кодекса является совершенствование системы исполнения уголовных наказаний путем существенного повышения: уровня защищенности личности осужденных, их прав и законных интересов. Вместе с тем предусмотрен механизм защиты прав осужденных посредством ведомственного, прокурорского и общественного контролей.
Если в нынешнем УИК о деятельности и полномочиях общественно-наблюдательной комиссии введены две статьи 19-1 и 19-2, то в новой редакции введена глава 8. ОНК 6 статей (33 по 38). Национальный превентивный механизм введен в главу 9 (39-49 ) предусмотрено 10 статей в новой редакции УИК.
Ст.33п.1 новой редакции УИК гласит: «Общественная наблюдательная комиссия областная, города республиканского значения, столицы образуется для проведения общественного мониторинга обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных, содержащихся в учреждениях и органах, исполняющих наказание, в части условий их содержания, медико-cанитарного обеспечения, организации труда, обучения и досуга.
И статья 39.п.1.УИК «Национальный превентивный механизм действует в виде системы предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, функционирующей посредством деятельности участников национального превентивного механизма».
Хотелось бы вспомнить мудрые слова Шокана Уалиханова, что реформы должны учитывать «насущные нужды народа» и полезны только те реформы, которые способствуют улучшению жизни народа. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, ориентирует на то, что «…необходимы системные меры, направленные на обеспечение целенаправленной государственной политики в сфере уголовно-исполнительной системы». В этом же программном документе обращается внимание на то, что «…сохранению баланса между интересами общества и государства по наказанию виновных и соблюдению прав и законных интересов в период отбывания наказания способствуют установленные механизмы общественного контроля, развитию которых необходимо уделить должное внимание».
Орынбай БЕРТЛЕУОВ,
начальник отдела по воспитательной работе ЗК 169/5, майор юстиции