НОВЕЛЛЫ НОВОГО УГОЛОВНОГО КОДЕКСА
Согласно Концепции проекта, было необходимо создать новые уголовно-правовые институты, а также модернизировать действующие механизмы уголовно-правовой защиты с учетом сложившихся общественных отношений, возникновения ранее неизвестных угроз, для обеспечения адекватной защиты личности, общества и государства.
Проектом УК в состав уголовных правонарушений включен новый институт - уголовные проступки.
Их всего 156, в том числе 47 бывших административных правонарушений, 100 преступлений небольшой тяжести, не предусматривавших в качестве меры наказания лишение свободы.
Эффективность института уголовных проступков подтверждается общемировой практикой.
Совершение проступков не будет влечь за собой судимость. Максимальная мера наказания за них – арест сроком до 90 суток (в таком размере он предусмотрен только по 41 составу из 156).
Претерпел концептуальные изменения институт рецидива.
Теперь по проекту УК для рецидива будет учитываться только непогашенная и неснятая судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, без учета судимостей за менее тяжкие преступления.
Более того, проектом исключены действующие правила назначения наказания при рецидиве.
Как вы знаете, по этим правилам даже за кражу мелкого имущества суды были вынуждены назначать ранее судимым не менее 2/3 или ҫ от верхнего предела лишения свободы по статье. Сейчас, по проекту УК, таких «перекосов» больше не будет.
Также в проект УК введены нормы об установлении пожизненного запрета на работу с детьми лицам, осужденным за сексуальные преступления против несовершеннолетних, а также на занятие должностей на государственной службе осужденным коррупционерам.
Кроме того, усилена ответственность за террористические и экстремистские преступления.
По ним введен запрет на условно-досрочное освобождение, замену наказания на более мягкое, на применение амнистии, увеличены сроки лишения свободы за их совершение. На эти преступления не будут распространяться сроки давности.
По сравнению с действующим Уголовным кодексом проектом основательно переработана система наказаний с акцентом на более широкое применение мер, альтернативных лишению свободы.
Минимизировано (с 46% до 42% составов) безальтернативное применение лишения свободы, которое остается только в 410 санкциях из 933.
Как единственный вид наказания, лишение свободы сохранено только за преступления, совершаемые в составе ОПГ, связанные с причинением смерти человеку, особо тяжкие преступления, в том числе террористические, коррупционные, а также воинские преступления, совершенные в военное время либо в боевой обстановке.
По результатам пересмотра санкций всех составов преступлений скорректировали в сторону снижения верхние планки лишения свободы (34 состава).В результате некоторые преступления «перешли» из категории особо тяжких – в тяжкие, а тяжкие – в преступления средней тяжести.
Основным наказанием в санкциях за совершение преступлений установлен штраф. Сфера его действия расширена практически на все преступления небольшой и средней тяжести, не связанные с причинением смерти человеку.
Например, штраф введен в качестве альтернативы дополнительно в 162 санкции, его доля теперь составляет более 50%, а его размеры значительно увеличены, в среднем на 57%.
В проекте УК изменено содержание и порядок исполнения исправительных работ, которые установлены как ближайшая альтернатива штрафу.
Хотел бы остановиться на изменениях, внесенные в 3 и 4 разделы проекта УК.
В ч.1 ст.40 УК - вводится новый вид основного наказания – арест, являющийся правовой аналогией административного ареста, который применим, в основном, к проступкам.
Статья 45 проекта УК – Арест
1. Арест состоит в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества на весь срок назначенного наказания.
2. Арест устанавливается на срок от 30 до 90 суток. Срок задержания включается в срок ареста.
3. Арест не назначается несовершеннолетним, беременным женщинам, женщинам, имеющим малолетних детей, мужчинам, воспитывающим в одиночку малолетних детей, женщинам в возрасте пятидесяти восьми и свыше лет, мужчинам в возрасте шестидесяти трех и свыше лет, инвалидам первой или второй группы.
В соответствии с частью 1 статьи 41 проекта Кодекса - штраф назначается в размере, соответствующем определенному количеству МРП, установленных законодательством и действовавших на момент совершения уголовного правонарушения, либо в размере кратном сумме или стоимости взятки.
Разграничиваются размеры штрафов за преступления и проступки. За уголовные проступки физических лиц устанавливается штраф в размере от 25 до 500 МРП, за преступления – от 500 до 10000 МРП.
Статья 42 - Исправительные работы изменена в следующей редакции -Исправительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду по основному месту работы с вычетом из его заработка в доход государства денежного взыскания в размере, соответствующем определенному количеству месячных расчетных показателей, установленных законодательством Республики Казахстан и действовавших на момент совершения уголовного правонарушения, и исполняются путем ежемесячного перечисления от двадцати до сорока процентов заработка (денежного содержания) осужденного в доход государства. За уголовные проступки исправительные работы устанавливаются в пределах от двадцати пяти до пятисот месячных расчетных показателей, за преступления – в пределах от пятисот до десяти тысяч месячных расчетных показателей.
- В случаях возникновения обстоятельств, препятствующих исполнению исправительных работ, неисполненная часть наказания, назначенного за уголовный проступок, заменяется привлечением к общественным работам из расчета один час общественных работ за один месячный расчетный показатель либо арестом из расчета сутки ареста за четыре месячных расчетных показателя, а неисполненная часть наказания, назначенного за преступление – лишением свободы из расчета один день лишения свободы за четыре месячных расчетных показателя.
В проекте УК исключена статья 44 - Ограничение по воинской службе.
Согласно проекта требуется пересмотреть наказания, назначаемые военнослужащим, совместив их с реализацией запрета продолжения воинской службы лицами, совершившими преступление.
Удержание из денежного содержания осужденного военнослужащего переносится в статью «Исправительные работы» как способ исполнения наказания. Тем самым устанавливается, что исправительные работы как вид наказания может применяться к военнослужащим.
Запрет на повышение в должности предлагается определить в рамках дополнительного вида наказания – лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, т.е. как лишение права занимать вышестоящие должности.
Также исключена из системы наказаний статья 46 – Содержание на гауптвахте.
Фактически содержание на гауптвахте является тем же арестом.Согласно проекта УК требуется пересмотреть наказания, назначаемые военнослужащим, совместив их с реализацией запрета продолжения воинской службы лицами, совершившими преступление.
Согласно проекта УК определяется новый дополнительныйвид наказания - Выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданствастатья 51 УК.
1. Выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства исполняется с установлением запрета на въезд этого лица на территорию Республики Казахстан сроком на пять лет.
2. Выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства в качестве дополнительного вида наказания может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, и исполняется после отбытия основного вида наказания.
Нурлан СЕРИКБАЕВ,
Кызылординский транспортный прокурор,
советник юстиции
Проектом УК в состав уголовных правонарушений включен новый институт - уголовные проступки.
Их всего 156, в том числе 47 бывших административных правонарушений, 100 преступлений небольшой тяжести, не предусматривавших в качестве меры наказания лишение свободы.
Эффективность института уголовных проступков подтверждается общемировой практикой.
Совершение проступков не будет влечь за собой судимость. Максимальная мера наказания за них – арест сроком до 90 суток (в таком размере он предусмотрен только по 41 составу из 156).
Претерпел концептуальные изменения институт рецидива.
Теперь по проекту УК для рецидива будет учитываться только непогашенная и неснятая судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, без учета судимостей за менее тяжкие преступления.
Более того, проектом исключены действующие правила назначения наказания при рецидиве.
Как вы знаете, по этим правилам даже за кражу мелкого имущества суды были вынуждены назначать ранее судимым не менее 2/3 или ҫ от верхнего предела лишения свободы по статье. Сейчас, по проекту УК, таких «перекосов» больше не будет.
Также в проект УК введены нормы об установлении пожизненного запрета на работу с детьми лицам, осужденным за сексуальные преступления против несовершеннолетних, а также на занятие должностей на государственной службе осужденным коррупционерам.
Кроме того, усилена ответственность за террористические и экстремистские преступления.
По ним введен запрет на условно-досрочное освобождение, замену наказания на более мягкое, на применение амнистии, увеличены сроки лишения свободы за их совершение. На эти преступления не будут распространяться сроки давности.
По сравнению с действующим Уголовным кодексом проектом основательно переработана система наказаний с акцентом на более широкое применение мер, альтернативных лишению свободы.
Минимизировано (с 46% до 42% составов) безальтернативное применение лишения свободы, которое остается только в 410 санкциях из 933.
Как единственный вид наказания, лишение свободы сохранено только за преступления, совершаемые в составе ОПГ, связанные с причинением смерти человеку, особо тяжкие преступления, в том числе террористические, коррупционные, а также воинские преступления, совершенные в военное время либо в боевой обстановке.
По результатам пересмотра санкций всех составов преступлений скорректировали в сторону снижения верхние планки лишения свободы (34 состава).В результате некоторые преступления «перешли» из категории особо тяжких – в тяжкие, а тяжкие – в преступления средней тяжести.
Основным наказанием в санкциях за совершение преступлений установлен штраф. Сфера его действия расширена практически на все преступления небольшой и средней тяжести, не связанные с причинением смерти человеку.
Например, штраф введен в качестве альтернативы дополнительно в 162 санкции, его доля теперь составляет более 50%, а его размеры значительно увеличены, в среднем на 57%.
В проекте УК изменено содержание и порядок исполнения исправительных работ, которые установлены как ближайшая альтернатива штрафу.
Хотел бы остановиться на изменениях, внесенные в 3 и 4 разделы проекта УК.
В ч.1 ст.40 УК - вводится новый вид основного наказания – арест, являющийся правовой аналогией административного ареста, который применим, в основном, к проступкам.
Статья 45 проекта УК – Арест
1. Арест состоит в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества на весь срок назначенного наказания.
2. Арест устанавливается на срок от 30 до 90 суток. Срок задержания включается в срок ареста.
3. Арест не назначается несовершеннолетним, беременным женщинам, женщинам, имеющим малолетних детей, мужчинам, воспитывающим в одиночку малолетних детей, женщинам в возрасте пятидесяти восьми и свыше лет, мужчинам в возрасте шестидесяти трех и свыше лет, инвалидам первой или второй группы.
В соответствии с частью 1 статьи 41 проекта Кодекса - штраф назначается в размере, соответствующем определенному количеству МРП, установленных законодательством и действовавших на момент совершения уголовного правонарушения, либо в размере кратном сумме или стоимости взятки.
Разграничиваются размеры штрафов за преступления и проступки. За уголовные проступки физических лиц устанавливается штраф в размере от 25 до 500 МРП, за преступления – от 500 до 10000 МРП.
Статья 42 - Исправительные работы изменена в следующей редакции -Исправительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду по основному месту работы с вычетом из его заработка в доход государства денежного взыскания в размере, соответствующем определенному количеству месячных расчетных показателей, установленных законодательством Республики Казахстан и действовавших на момент совершения уголовного правонарушения, и исполняются путем ежемесячного перечисления от двадцати до сорока процентов заработка (денежного содержания) осужденного в доход государства. За уголовные проступки исправительные работы устанавливаются в пределах от двадцати пяти до пятисот месячных расчетных показателей, за преступления – в пределах от пятисот до десяти тысяч месячных расчетных показателей.
- В случаях возникновения обстоятельств, препятствующих исполнению исправительных работ, неисполненная часть наказания, назначенного за уголовный проступок, заменяется привлечением к общественным работам из расчета один час общественных работ за один месячный расчетный показатель либо арестом из расчета сутки ареста за четыре месячных расчетных показателя, а неисполненная часть наказания, назначенного за преступление – лишением свободы из расчета один день лишения свободы за четыре месячных расчетных показателя.
В проекте УК исключена статья 44 - Ограничение по воинской службе.
Согласно проекта требуется пересмотреть наказания, назначаемые военнослужащим, совместив их с реализацией запрета продолжения воинской службы лицами, совершившими преступление.
Удержание из денежного содержания осужденного военнослужащего переносится в статью «Исправительные работы» как способ исполнения наказания. Тем самым устанавливается, что исправительные работы как вид наказания может применяться к военнослужащим.
Запрет на повышение в должности предлагается определить в рамках дополнительного вида наказания – лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, т.е. как лишение права занимать вышестоящие должности.
Также исключена из системы наказаний статья 46 – Содержание на гауптвахте.
Фактически содержание на гауптвахте является тем же арестом.Согласно проекта УК требуется пересмотреть наказания, назначаемые военнослужащим, совместив их с реализацией запрета продолжения воинской службы лицами, совершившими преступление.
Согласно проекта УК определяется новый дополнительныйвид наказания - Выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданствастатья 51 УК.
1. Выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства исполняется с установлением запрета на въезд этого лица на территорию Республики Казахстан сроком на пять лет.
2. Выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства в качестве дополнительного вида наказания может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, и исполняется после отбытия основного вида наказания.
Нурлан СЕРИКБАЕВ,
Кызылординский транспортный прокурор,
советник юстиции