ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ ПРОХОДИТ ОРГАНИЗОВАННО И ДИНАМИЧНО
Политолог Данияр Ашимбаев о предвыборной ситуации в Казахстане.
Анализируя предвыборную ситуацию в Казахстане, нельзя не отметить высокий уровень организации - как со стороны штабов кандидатов, избирательных комиссий, так и в целом. Агитационная работа по продвижению своих кандидатов ведется четко, с понимаем целей и задач процесса: не только продвинуть претендента на высший пост в стране, ознакомить население с предвыборными программами, но и максимально мобилизовать электорат. Видна слаженная работа по организации информационного обеспечения предвыборного процесса, ролики, плакаты и листовки кандидатов хорошо проработаны, штабы и СМИ щепетильно соблюдают выборное законодательство. Заметна деятельность специальных ресурсов, созданных по освещению кампанию, например, сайта election2015.kz.
Кампания явно охватывает все более широкий круг избирателей, из всех регионов страны и основных социальных и возрастных групп. Синхронность, четкость и организованность предвыборной кампании позволяют предположить, что итоги выборов, как по уровню явке, так и по ответу на главный вопрос политического сезона, могут превзойти все, даже самые оптимистичные оценки. Налицо явный прогресс по сравнению с предыдущими президентскими выборами - 1999, 2005, 2011 годов. Проведена большая аналитическая работа над ошибками, учтены все возможные аспекты.
Нельзя, впрочем, не отметить некоторое снижение уровня интриги - ведь многие политические и общественные фигуры, от которых традиционно ожидали участия в выборах, не рискнули сделать этот шаг. Впрочем, ситуация вполне объяснима. В условиях, когда основные криминально-олигархические спонсоры радикальной оппозиции окончательно выбыли из игры, их политические марионетки не рискнули вступать в игру. Кроме того, вызывающая сожаление деградация организационных, финансовых, медийных и кадровых ресурсов ряда других политических партий и структур, их печальный опыт участия в прошлых выборных кампаний не оставили иного выбора, как "гордо" проигнорировать выборный процесс, опасаясь окончательной утери брендов.
Я бы также отметил роль двух парламентских партий - КНПК и "Ак Жола". Если первая, несмотря на традиционную скромность коммунистических бюджетов, смогла мобилизовать своих сторонников и партийные комитеты по всей стране с целью продвижения своей идеологии и рекламы партии в преддверии парламентских выборов, то вторая достойно включилась в предвыборную кампанию действующего главы государства. Надо помнить, что "Ак Жол", высоко зарекомендовавший себя в парламенте, является не столько оппозиционной партией, сколько партией, ориентированной на защиту интересов отечественного предпринимательства, традиционно связывающего свои перспективы с обеспечением стабильности и согласия в Казахстане.
Кстати, нельзя не отметить и негативную реакцию некоторых бизнес-структур на активную работу коммунистов, активно борющихся в том числе и за здоровый образ жизни и ограничение потребления фастфуда. Озвученные обвинения в "коммунистическом реванше" и угрозе интересам некоторых ресторанов - чем не доказательство эффективной работы КНПК и ее кандидата.
Вызывает настороженность деятельность спекулятивно-финансовых кругов, активно продвигающих тезис о том, что после выборов непременно произойдет девальвация национальной валюты. Как уже неоднократно разъяснялось, экономическая ситуация в стране и потенциал национальной экономики не дают оснований для подобных предположений в кратко- и среднесрочной перспективе. А распространение слухов и попытки нагнетания паники служат лишь коммерческим интересам узкой группы лиц, пытающихся вызвать необоснованные негативные ожидания и действия со стороны населения и оказать давление на правительство и Национальный банк. К подобным заявлениям - со стороны т.н. "экспертов" и специалистов, аффилиированных с некоторыми финансовыми институтами - следует относится соответственно.
Президентские выборы-2015 - это не просто процедура, а важный фактор консолидации народа страны, выбора им своего дальнейшего направления развития, достойный ответ тем, кто пытается - изнутри и/или снаружи - направить этот вектор в угоду своим частным интересам.
Анализируя предвыборную ситуацию в Казахстане, нельзя не отметить высокий уровень организации - как со стороны штабов кандидатов, избирательных комиссий, так и в целом. Агитационная работа по продвижению своих кандидатов ведется четко, с понимаем целей и задач процесса: не только продвинуть претендента на высший пост в стране, ознакомить население с предвыборными программами, но и максимально мобилизовать электорат. Видна слаженная работа по организации информационного обеспечения предвыборного процесса, ролики, плакаты и листовки кандидатов хорошо проработаны, штабы и СМИ щепетильно соблюдают выборное законодательство. Заметна деятельность специальных ресурсов, созданных по освещению кампанию, например, сайта election2015.kz.
Кампания явно охватывает все более широкий круг избирателей, из всех регионов страны и основных социальных и возрастных групп. Синхронность, четкость и организованность предвыборной кампании позволяют предположить, что итоги выборов, как по уровню явке, так и по ответу на главный вопрос политического сезона, могут превзойти все, даже самые оптимистичные оценки. Налицо явный прогресс по сравнению с предыдущими президентскими выборами - 1999, 2005, 2011 годов. Проведена большая аналитическая работа над ошибками, учтены все возможные аспекты.
Нельзя, впрочем, не отметить некоторое снижение уровня интриги - ведь многие политические и общественные фигуры, от которых традиционно ожидали участия в выборах, не рискнули сделать этот шаг. Впрочем, ситуация вполне объяснима. В условиях, когда основные криминально-олигархические спонсоры радикальной оппозиции окончательно выбыли из игры, их политические марионетки не рискнули вступать в игру. Кроме того, вызывающая сожаление деградация организационных, финансовых, медийных и кадровых ресурсов ряда других политических партий и структур, их печальный опыт участия в прошлых выборных кампаний не оставили иного выбора, как "гордо" проигнорировать выборный процесс, опасаясь окончательной утери брендов.
Я бы также отметил роль двух парламентских партий - КНПК и "Ак Жола". Если первая, несмотря на традиционную скромность коммунистических бюджетов, смогла мобилизовать своих сторонников и партийные комитеты по всей стране с целью продвижения своей идеологии и рекламы партии в преддверии парламентских выборов, то вторая достойно включилась в предвыборную кампанию действующего главы государства. Надо помнить, что "Ак Жол", высоко зарекомендовавший себя в парламенте, является не столько оппозиционной партией, сколько партией, ориентированной на защиту интересов отечественного предпринимательства, традиционно связывающего свои перспективы с обеспечением стабильности и согласия в Казахстане.
Кстати, нельзя не отметить и негативную реакцию некоторых бизнес-структур на активную работу коммунистов, активно борющихся в том числе и за здоровый образ жизни и ограничение потребления фастфуда. Озвученные обвинения в "коммунистическом реванше" и угрозе интересам некоторых ресторанов - чем не доказательство эффективной работы КНПК и ее кандидата.
Вызывает настороженность деятельность спекулятивно-финансовых кругов, активно продвигающих тезис о том, что после выборов непременно произойдет девальвация национальной валюты. Как уже неоднократно разъяснялось, экономическая ситуация в стране и потенциал национальной экономики не дают оснований для подобных предположений в кратко- и среднесрочной перспективе. А распространение слухов и попытки нагнетания паники служат лишь коммерческим интересам узкой группы лиц, пытающихся вызвать необоснованные негативные ожидания и действия со стороны населения и оказать давление на правительство и Национальный банк. К подобным заявлениям - со стороны т.н. "экспертов" и специалистов, аффилиированных с некоторыми финансовыми институтами - следует относится соответственно.
Президентские выборы-2015 - это не просто процедура, а важный фактор консолидации народа страны, выбора им своего дальнейшего направления развития, достойный ответ тем, кто пытается - изнутри и/или снаружи - направить этот вектор в угоду своим частным интересам.