МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОЦЕДУРЫ ПОСТУПЛЕНИЯ НА ГОССЛУЖБУ
За годы Независимости в Казахстане сформирована клиенто-ориентированная система государственного управления. Состоялись административные реформы, заложившие основу для воспитания кадров на государственной службе. Это стало полезным для Казахстана, который стремится войти в число 30-ти наиболее конкурентоспособных государств мира.
Объявленный недавно Главой государства Н.А.Назарбаевым «План нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» закладывает коренные преобразования в обществе и государстве в целом.
Пять институциональных реформ – это пять масштабных системных задач по дальнейшей социальной модернизации нашего общества, эффективное решение которых жизненно важно для успешного развития Казахстана. План нации – 100 конкретных шагов – это своего рода алгоритм решения этих очень непростых задач, реализация которого придаст нашей стране такой запас прочности, который позволит ей уверенно пройти сложный период испытаний.
В новом национальном Плане первостепенное значение придается формированию профессионального государственного аппарата, обеспечивающего качественную реализацию экономических программ и предоставление государственных услуг. А именно, создание государственной службы на принципах меритократии, этичности и подотчетности, чистую в отношении коррупции, призванную стать прототипом казахстанского справедливого общества.
Один из шагов Плана предусматривает модернизацию процедуры поступления на госслужбу. Мы должны добиться неукоснительного следования принципу меритократии, позволяющему привлекать к управлению государством наиболее способных специалистов, приверженных ценностям честного и добросовестного служения народу. Для этого будет использован новый механизм отбора кадров.
Исходя из сложившейся в настоящее время практики проведения конкурсного отбора, наблюдаются недоверие со стороны граждан к объективности конкурсных процедур при поступлении на госслужбу. И в этой связи необходимо совершенствовать порядок конкурсного отбора на государственную службу и повысить его транспарентность.
Особая роль при этом отводится Агентству по делам государственной службы и противодействию коррупции. Агентство будет определять уровень знаний, навыков и умений кандидатов, оценивать их приверженность ценностям государственной службы. Прошедшие прозрачные отборы будут направляться в соответствующий государственный орган, принимающий решение о назначении кандидата на должность.
Впредь вновь пришедшие на госслужбу не смогут занимать сразу высокие посты, а должны начинать с самого нижнего уровня. Для них устанавливается обязательный испытательный срок. Дальнейшее продвижение по служебной лестнице предполагается осуществлять только на конкурсной основе. Сначала в конкурсе принимают участие служащие того госоргана, где образовалась вакансия. В случае отсутствия подходящего кандидата, в нем смогут участвовать все желающие. Это означает, что государственный служащий должен продвигаться по карьерной лестнице поэтапно, переходя от одной ступени к другой, совершенствуя свои управленческие навыки и повышая свой профессиональный уровень. Тем самым будет обеспечиваться прозрачное карьерное продвижение на основе компетентного подхода.
Еще один из предусматриваемых шагов – доступ к работе на госслужбу для зарубежных менеджеров, отдельных специалистов из частного сектора и граждан Казахстана – сотрудников международных организаций. Снижение кадрового потенциала не позволяет в полной мере обеспечить профессионализацию кадрового состава государственных органов, особенно на региональном уровне. Ни для кого не секрет, что почти во всех странах частный сектор опережает систему государственной службы, потому что в частном секторе всегда есть условия конкуренции. Где есть конкуренция, там есть и качество. Конкуренция стимулирует улучшение деятельности, сокращение издержек и инновационный процесс. Данный шаг поможет сделать систему государственной службы более открытой и конкурентоспособной. Это позволит перенять лучший передовой опыт, вследствие чего повысится уровень конкурентоспособности государственной службы.
Важным моментом на пути создания профессионального государственного аппарата является введение факторно - балльной шкалы оплаты труда административных государственных служащих, которое будет внедрено с 1 января 2016 года. Шкала учитывает не только иерархию должностей, но и реальную нагрузку служащих, и вклад в достижение стратегических целей и задач государственного органа. Она распределяет должности по уровням оплаты с учетом 8 факторов, таких как управление сотрудниками, ответственность, самостоятельность, опыт работы, уровень специальных знаний, уровень контактов, сложность работы и последствия принимаемых решений.
Каждый из факторов состоит из ступеней по нарастанию степеней сложности в зависимости от объема, необходимых компетенций и степени ответственности. Применение шкалы позволит установить справедливую оплату труда в зависимости от требуемых компетенций и вклада в достижение стратегических целей и задач государственного органа, создать платформу для построения эффективной организационно-управленческой структуры госоргана, а также получить единый измеритель должностей, обеспечивающий экономическую и научную обоснованность оплаты труда. В результате, должности находящиеся в одной категории могут оплачиваться по-разному.
Еще одной мерой мотивации сотрудников станет выплата бонусов за результативность работы и надбавок. Качество работы служащих корпуса "Б" будет оцениваться на основе выполнения годовых индивидуальных планов. Результаты такой оценки станут основанием для выплаты бонусов.
Все эти меры направлены на обеспечение справедливого и достойного уровня оплаты труда государственных служащих, на усиление их конкурентоспособности.
В завершении хотелось бы отметить, Глава государства ставит всем нам пример достойного служения нации. Нельзя оставаться в стороне от реформ, следует быть патриотом не на словах, а на деле, тщательно продумывать каждый шаг и активно включаться в дружную коллективную работу. Ведь реализация пяти институциональных реформ, будут эффективно реализованы только благодаря активному взаимодействию, непосредственному участию всех казахстанцев.
Марат ОРАЗАЛИ,
заместитель руководителя департамента АДГСиПК
по Кызылординской области - председатель
Дисциплинарного Совета
Объявленный недавно Главой государства Н.А.Назарбаевым «План нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» закладывает коренные преобразования в обществе и государстве в целом.
Пять институциональных реформ – это пять масштабных системных задач по дальнейшей социальной модернизации нашего общества, эффективное решение которых жизненно важно для успешного развития Казахстана. План нации – 100 конкретных шагов – это своего рода алгоритм решения этих очень непростых задач, реализация которого придаст нашей стране такой запас прочности, который позволит ей уверенно пройти сложный период испытаний.
В новом национальном Плане первостепенное значение придается формированию профессионального государственного аппарата, обеспечивающего качественную реализацию экономических программ и предоставление государственных услуг. А именно, создание государственной службы на принципах меритократии, этичности и подотчетности, чистую в отношении коррупции, призванную стать прототипом казахстанского справедливого общества.
Один из шагов Плана предусматривает модернизацию процедуры поступления на госслужбу. Мы должны добиться неукоснительного следования принципу меритократии, позволяющему привлекать к управлению государством наиболее способных специалистов, приверженных ценностям честного и добросовестного служения народу. Для этого будет использован новый механизм отбора кадров.
Исходя из сложившейся в настоящее время практики проведения конкурсного отбора, наблюдаются недоверие со стороны граждан к объективности конкурсных процедур при поступлении на госслужбу. И в этой связи необходимо совершенствовать порядок конкурсного отбора на государственную службу и повысить его транспарентность.
Особая роль при этом отводится Агентству по делам государственной службы и противодействию коррупции. Агентство будет определять уровень знаний, навыков и умений кандидатов, оценивать их приверженность ценностям государственной службы. Прошедшие прозрачные отборы будут направляться в соответствующий государственный орган, принимающий решение о назначении кандидата на должность.
Впредь вновь пришедшие на госслужбу не смогут занимать сразу высокие посты, а должны начинать с самого нижнего уровня. Для них устанавливается обязательный испытательный срок. Дальнейшее продвижение по служебной лестнице предполагается осуществлять только на конкурсной основе. Сначала в конкурсе принимают участие служащие того госоргана, где образовалась вакансия. В случае отсутствия подходящего кандидата, в нем смогут участвовать все желающие. Это означает, что государственный служащий должен продвигаться по карьерной лестнице поэтапно, переходя от одной ступени к другой, совершенствуя свои управленческие навыки и повышая свой профессиональный уровень. Тем самым будет обеспечиваться прозрачное карьерное продвижение на основе компетентного подхода.
Еще один из предусматриваемых шагов – доступ к работе на госслужбу для зарубежных менеджеров, отдельных специалистов из частного сектора и граждан Казахстана – сотрудников международных организаций. Снижение кадрового потенциала не позволяет в полной мере обеспечить профессионализацию кадрового состава государственных органов, особенно на региональном уровне. Ни для кого не секрет, что почти во всех странах частный сектор опережает систему государственной службы, потому что в частном секторе всегда есть условия конкуренции. Где есть конкуренция, там есть и качество. Конкуренция стимулирует улучшение деятельности, сокращение издержек и инновационный процесс. Данный шаг поможет сделать систему государственной службы более открытой и конкурентоспособной. Это позволит перенять лучший передовой опыт, вследствие чего повысится уровень конкурентоспособности государственной службы.
Важным моментом на пути создания профессионального государственного аппарата является введение факторно - балльной шкалы оплаты труда административных государственных служащих, которое будет внедрено с 1 января 2016 года. Шкала учитывает не только иерархию должностей, но и реальную нагрузку служащих, и вклад в достижение стратегических целей и задач государственного органа. Она распределяет должности по уровням оплаты с учетом 8 факторов, таких как управление сотрудниками, ответственность, самостоятельность, опыт работы, уровень специальных знаний, уровень контактов, сложность работы и последствия принимаемых решений.
Каждый из факторов состоит из ступеней по нарастанию степеней сложности в зависимости от объема, необходимых компетенций и степени ответственности. Применение шкалы позволит установить справедливую оплату труда в зависимости от требуемых компетенций и вклада в достижение стратегических целей и задач государственного органа, создать платформу для построения эффективной организационно-управленческой структуры госоргана, а также получить единый измеритель должностей, обеспечивающий экономическую и научную обоснованность оплаты труда. В результате, должности находящиеся в одной категории могут оплачиваться по-разному.
Еще одной мерой мотивации сотрудников станет выплата бонусов за результативность работы и надбавок. Качество работы служащих корпуса "Б" будет оцениваться на основе выполнения годовых индивидуальных планов. Результаты такой оценки станут основанием для выплаты бонусов.
Все эти меры направлены на обеспечение справедливого и достойного уровня оплаты труда государственных служащих, на усиление их конкурентоспособности.
В завершении хотелось бы отметить, Глава государства ставит всем нам пример достойного служения нации. Нельзя оставаться в стороне от реформ, следует быть патриотом не на словах, а на деле, тщательно продумывать каждый шаг и активно включаться в дружную коллективную работу. Ведь реализация пяти институциональных реформ, будут эффективно реализованы только благодаря активному взаимодействию, непосредственному участию всех казахстанцев.
Марат ОРАЗАЛИ,
заместитель руководителя департамента АДГСиПК
по Кызылординской области - председатель
Дисциплинарного Совета