ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП ДЛЯ БЮДЖЕТА — ЖИТЬ ПО СРЕДСТВАМ
Казахстан с 20 августа 2015 года перешел к свободно плавающему курсу национальной валюты. Стоимость национальной валюты теперь будет определяться спросом и предложением по результатам торгов на фондовой бирже KASE.
Казахстан - будучи страной, обладающей определенным запасом минеральных ресурсов привык жить в такой ситуации, когда постоянно растут цены на нефть, на металлы, основные сырьевые продукты. Мы привыкли ко времени — 100 долларов за баррель нефти. И это был период, когда государство могло позволить динамично развивать все отрасли экономики: от субсидирования сельского и жилищно-коммунального хозяйства, поддержки малого и среднего бизнеса, развития промышленных кластеров до стимулирования молодежного патриотизма, развития инноваций и др.
При этом политика государства в такой период, предполагала, что такое положение не постоянно и надо создавать определенный резерв, а также выходить из сырьевой зависимости.
И правильным шагом было решение о создании Национального фонда Республики Казахстан. Национальный фонд Республики Казахстан, являясь финансовым резервом государства, был создан одним из первых на постсоветском пространстве в августе 2000 года. И мы знаем, что в тяжелое время Фонд позволит снизить зависимость экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов и станет накоплением финансовых средств для будущих поколений.
Как полагают эксперты в ближайшие 5-7 лет, как минимум, мы будем жить в другой экономической ситуации. Утвержденный государственный бюджет 2015 года уже был рассчитан исходя из стоимости 70 долларов за баррель. Сейчас существуют прогнозы, что стоимость 30-40 долларов за баррель - не предел в нынешний период мирового экономического кризиса. Кризис развивается по всем направлениям и затронул как развивающиеся, так и развитые страны. Как сказано рядом аналитиков: от «шторма никто не остался в стороне».
Мы все знаем, что сильно качнуло экономику таких стран как Китай, России, стран Евросоюза, в том числе Греции, но мало знаем, что катастрофично ослаблен курс национальных валют Японии, Австралии, Канады, Бразилии, Малайзии.
Поэтому в этих условиях государство, Правительство, Национальный банк отреагировали соответствующим образом и внесли коррективы в экономическую политику государства. Новая экономическая политика, основанная на инфляционном таргетировании, является вынужденной, но в тоже временно единственно правильной.
Правительство ранее планировало и решало начавшие проблемы другими механизмами, но мы, как и все, зависимы от общемировых тенденций. Уже сейчас мы видим падение конкурентоспособности предприятий и снижение их доходов. Огромное количество предприятий столкнулось с падением экспорта, в том числе в Китай и Россию. Экспортеры страны, представители малого и среднего бизнеса выступили с инициативой отпустить в рынок курс тенге.
Теперь Государство не будет вмешиваться в формирование рыночного уровня, но оставляет за собой возможность участия на внутреннем валютном рынке путём проведения валютных интервенций в случае угрозы финансовой стабильности. При этом Правительству и главе Нацбанка получено повысить кредитование в тенге. Процентная ставка государственного кредитования увеличена с 7 до 9%. Впоследствии наша экономика меньше будет обращать внимания на курсовую политику, а больше обращать внимания на ставку инфляции.
Но как, подчеркнул Глава Государства, восстановление конкурентоспособности невозможно только за счет обменного курса.
Рынок труда должен быть адаптирован к новым условиям функционирования и подготовлен к перетоку трудовых ресурсов.
При этом, по поручению Главы государства будут сохранены в полном объеме все социальные программы. Более того, в связи с тем, что происходит с курсом тенге, как было отмечено на совещании президентом, социальные инициативы о которых было объявлено ранее, вступят в силу с 1 января 2016 года (повышение зарплаты работникам здравоохранения до 28 процентов, образования - до 29 процентов, социальной защиты - до 40 процентов). Глава Нацбанка подчеркнул, что в рамках мер по поддержке населения будут контролироваться цены на социально значимые товары, то есть товары первой необходимости, их в целом около 200.
Касательно кредитной политики. Кредиты в банках второго уровня доходят до 18%. В рамках "Дорожной карты бизнеса" субсидии составят 9% и 16%. Будет и далее поддерживаться программа льготного автокредитования. Дополнительно планируется выделить 10 млрд. тенге.
Главный принцип для бюджета — осознав новую реальность, жить по средствам. Бюджет должен пересмотреть свои параметры, исключив по необходимости новые инициативы и минимизировав ряд действующих.
Что же в этом направлении может противопоставить регион, в частности наша область?
Дальнейшая реализация должна сопровождаться четким межведомственным взаимодействием.
Сейчас мы проводим анализ текущей экономической ситуации на основании которого будут приняты меры по сдерживанию спада и изысканию дополнительных резервов. Как никогда ранее, мы ставим задачу о создании новых и расширению действующих конкурентоспособных производств, развитии индустриальных зон.
Будет продолжено обеспечение развития промышленного мясного и молочного скотоводства.
В области сохраняется тенденция роста поголовья скота. Планируется строительство откормочных площадок в Казалинском, Сырдарьинском и Жанакорганском районах для крупного рогатого скота и овец.
В целях развития молочного животноводства прорабатывается вопрос строительства молочно-товарной фермы на 1200 голов КРС в селе Караултобе города Кызылорды. Намечена организация молокоприемных пунктов и мини-молокоперерабатывающих цехов во всех районах области.
Следующим направлением будет переход на принцип работы «Жесткая экономия». Сумма уже оптимизированных расходов областного бюджета составила 2,5 млрд.тенге. данное направление будет продолжено.
Будет проведен анализ предусмотренных в бюджете проектов, которые можно временно приостановить, оставив при этом только те, которые в краткосрочном периоде дадут эффект.
В сложившихся экономических условиях приоритетом бюджетной политики становится развитие государственно - частного партнерства. То есть привлечение капитала инвесторов для реализации инвестиционных проектов.
Так, в настоящее время осуществляется разработка концессионных предложений по проектам:
- Строительство поликлиники на 500 посещений в городе Кызылорде;
- Строительство профессионально-технического лицея на 600 мест с общежитием на 200 мест в городе Кызылорде.
Параллельно изучается вопрос о реализации 3 новых концессионных проектов, в том числе в области образования, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта.
Общая стоимость реализации 5 концессионных проектов предварительно составит 20 млрд. тенге.
Мы будем работать над привлечением дополнительных иностранных инвестиции, налаживать контакты с Международными финансовыми организациями.
В области в работе только с ЕБРР находится 8 проектов общей стоимостью более 60 млрд. тенге.
По 3 проектам, в частности по модернизации систем водоснабжения и водоотведения, электро- и теплоснабжения областного центра на сегодняшний день подписаны кредитные договора.
Кроме того, с ЕБРР подписано предварительное соглашение - на строительство завода по переработке твердо-бытовых отходов.
Наряду с этим, ведется реализация проекта по Организации движения общественного транспорта в рамках которого по городу будут обслуживать население 112 современных автобусов на экологически чистом топливе.
И конечно, особое внимание уделяем недопущению роста безработицы (разработана Карта высвобождения работников и Карта вновь создаваемых рабочих мест в рамках государственных и отраслевых программ).
Помимо этого, разработан комплекс мер по недопущению необоснованного роста цен, особенно на социально значимые продукты питания. Из областного бюджета выделено 200 млн. тенге на пополнение Стабилизационного фонда для закупа продуктов первой необходимости.
Еженедельно проводятся ярмарки сельскохозяйственных товаров. Функционирует 17 социальных магазинов, где продукция реализуются на 15%-20% ниже рыночных.
При этом, в период ухудшения глобальной экономической конъюктуры, требуется не только оптимизация государственных расходов, но и дополнительная поддержка населения в ведении своего бизнеса. Так, посредством вновь созданного Регионального инвестиционного центра (РИЦ) ведется работа по финансированию малого и среднего бизнеса путем выдачи кредитов. Данный механизм позволит обеспечить финансовыми ресурсами соответствующие рыночные ниши, которые остаются вне интересов банковского сектора. Общий объем кредитования на сегодняшний день составил 200 млн. тенге, дополнительно планируется предусмотреть 60 млн. тенге.
В настоящее время формируются проекты бюджетов на 2016-2018 годы, в которых предусматривается сокращение невыполнимых доходов бюджета с соответствующим сокращением расходной части.
В заключении хотелось бы отметить, что Грамотная политика Правительства учитывает современные реали. Сейчас мы закладываем фундамент на среднесрочную перспективу, ведь двигаться вперед мы можем только с учетом повышения кредитной и инвестиционной поликтики.
А восстановление конкурентоспособности наших предприятий и как следствие нашей экономики, возможно только тогда, когда ты следуешь основным требованиям и законам мировой экономики.
Сауле КУЛУМБЕТОВА,
начальник областного управления
бюджетного планирования
Казахстан - будучи страной, обладающей определенным запасом минеральных ресурсов привык жить в такой ситуации, когда постоянно растут цены на нефть, на металлы, основные сырьевые продукты. Мы привыкли ко времени — 100 долларов за баррель нефти. И это был период, когда государство могло позволить динамично развивать все отрасли экономики: от субсидирования сельского и жилищно-коммунального хозяйства, поддержки малого и среднего бизнеса, развития промышленных кластеров до стимулирования молодежного патриотизма, развития инноваций и др.
При этом политика государства в такой период, предполагала, что такое положение не постоянно и надо создавать определенный резерв, а также выходить из сырьевой зависимости.
И правильным шагом было решение о создании Национального фонда Республики Казахстан. Национальный фонд Республики Казахстан, являясь финансовым резервом государства, был создан одним из первых на постсоветском пространстве в августе 2000 года. И мы знаем, что в тяжелое время Фонд позволит снизить зависимость экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов и станет накоплением финансовых средств для будущих поколений.
Как полагают эксперты в ближайшие 5-7 лет, как минимум, мы будем жить в другой экономической ситуации. Утвержденный государственный бюджет 2015 года уже был рассчитан исходя из стоимости 70 долларов за баррель. Сейчас существуют прогнозы, что стоимость 30-40 долларов за баррель - не предел в нынешний период мирового экономического кризиса. Кризис развивается по всем направлениям и затронул как развивающиеся, так и развитые страны. Как сказано рядом аналитиков: от «шторма никто не остался в стороне».
Мы все знаем, что сильно качнуло экономику таких стран как Китай, России, стран Евросоюза, в том числе Греции, но мало знаем, что катастрофично ослаблен курс национальных валют Японии, Австралии, Канады, Бразилии, Малайзии.
Поэтому в этих условиях государство, Правительство, Национальный банк отреагировали соответствующим образом и внесли коррективы в экономическую политику государства. Новая экономическая политика, основанная на инфляционном таргетировании, является вынужденной, но в тоже временно единственно правильной.
Правительство ранее планировало и решало начавшие проблемы другими механизмами, но мы, как и все, зависимы от общемировых тенденций. Уже сейчас мы видим падение конкурентоспособности предприятий и снижение их доходов. Огромное количество предприятий столкнулось с падением экспорта, в том числе в Китай и Россию. Экспортеры страны, представители малого и среднего бизнеса выступили с инициативой отпустить в рынок курс тенге.
Теперь Государство не будет вмешиваться в формирование рыночного уровня, но оставляет за собой возможность участия на внутреннем валютном рынке путём проведения валютных интервенций в случае угрозы финансовой стабильности. При этом Правительству и главе Нацбанка получено повысить кредитование в тенге. Процентная ставка государственного кредитования увеличена с 7 до 9%. Впоследствии наша экономика меньше будет обращать внимания на курсовую политику, а больше обращать внимания на ставку инфляции.
Но как, подчеркнул Глава Государства, восстановление конкурентоспособности невозможно только за счет обменного курса.
Рынок труда должен быть адаптирован к новым условиям функционирования и подготовлен к перетоку трудовых ресурсов.
При этом, по поручению Главы государства будут сохранены в полном объеме все социальные программы. Более того, в связи с тем, что происходит с курсом тенге, как было отмечено на совещании президентом, социальные инициативы о которых было объявлено ранее, вступят в силу с 1 января 2016 года (повышение зарплаты работникам здравоохранения до 28 процентов, образования - до 29 процентов, социальной защиты - до 40 процентов). Глава Нацбанка подчеркнул, что в рамках мер по поддержке населения будут контролироваться цены на социально значимые товары, то есть товары первой необходимости, их в целом около 200.
Касательно кредитной политики. Кредиты в банках второго уровня доходят до 18%. В рамках "Дорожной карты бизнеса" субсидии составят 9% и 16%. Будет и далее поддерживаться программа льготного автокредитования. Дополнительно планируется выделить 10 млрд. тенге.
Главный принцип для бюджета — осознав новую реальность, жить по средствам. Бюджет должен пересмотреть свои параметры, исключив по необходимости новые инициативы и минимизировав ряд действующих.
Что же в этом направлении может противопоставить регион, в частности наша область?
Дальнейшая реализация должна сопровождаться четким межведомственным взаимодействием.
Сейчас мы проводим анализ текущей экономической ситуации на основании которого будут приняты меры по сдерживанию спада и изысканию дополнительных резервов. Как никогда ранее, мы ставим задачу о создании новых и расширению действующих конкурентоспособных производств, развитии индустриальных зон.
Будет продолжено обеспечение развития промышленного мясного и молочного скотоводства.
В области сохраняется тенденция роста поголовья скота. Планируется строительство откормочных площадок в Казалинском, Сырдарьинском и Жанакорганском районах для крупного рогатого скота и овец.
В целях развития молочного животноводства прорабатывается вопрос строительства молочно-товарной фермы на 1200 голов КРС в селе Караултобе города Кызылорды. Намечена организация молокоприемных пунктов и мини-молокоперерабатывающих цехов во всех районах области.
Следующим направлением будет переход на принцип работы «Жесткая экономия». Сумма уже оптимизированных расходов областного бюджета составила 2,5 млрд.тенге. данное направление будет продолжено.
Будет проведен анализ предусмотренных в бюджете проектов, которые можно временно приостановить, оставив при этом только те, которые в краткосрочном периоде дадут эффект.
В сложившихся экономических условиях приоритетом бюджетной политики становится развитие государственно - частного партнерства. То есть привлечение капитала инвесторов для реализации инвестиционных проектов.
Так, в настоящее время осуществляется разработка концессионных предложений по проектам:
- Строительство поликлиники на 500 посещений в городе Кызылорде;
- Строительство профессионально-технического лицея на 600 мест с общежитием на 200 мест в городе Кызылорде.
Параллельно изучается вопрос о реализации 3 новых концессионных проектов, в том числе в области образования, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта.
Общая стоимость реализации 5 концессионных проектов предварительно составит 20 млрд. тенге.
Мы будем работать над привлечением дополнительных иностранных инвестиции, налаживать контакты с Международными финансовыми организациями.
В области в работе только с ЕБРР находится 8 проектов общей стоимостью более 60 млрд. тенге.
По 3 проектам, в частности по модернизации систем водоснабжения и водоотведения, электро- и теплоснабжения областного центра на сегодняшний день подписаны кредитные договора.
Кроме того, с ЕБРР подписано предварительное соглашение - на строительство завода по переработке твердо-бытовых отходов.
Наряду с этим, ведется реализация проекта по Организации движения общественного транспорта в рамках которого по городу будут обслуживать население 112 современных автобусов на экологически чистом топливе.
И конечно, особое внимание уделяем недопущению роста безработицы (разработана Карта высвобождения работников и Карта вновь создаваемых рабочих мест в рамках государственных и отраслевых программ).
Помимо этого, разработан комплекс мер по недопущению необоснованного роста цен, особенно на социально значимые продукты питания. Из областного бюджета выделено 200 млн. тенге на пополнение Стабилизационного фонда для закупа продуктов первой необходимости.
Еженедельно проводятся ярмарки сельскохозяйственных товаров. Функционирует 17 социальных магазинов, где продукция реализуются на 15%-20% ниже рыночных.
При этом, в период ухудшения глобальной экономической конъюктуры, требуется не только оптимизация государственных расходов, но и дополнительная поддержка населения в ведении своего бизнеса. Так, посредством вновь созданного Регионального инвестиционного центра (РИЦ) ведется работа по финансированию малого и среднего бизнеса путем выдачи кредитов. Данный механизм позволит обеспечить финансовыми ресурсами соответствующие рыночные ниши, которые остаются вне интересов банковского сектора. Общий объем кредитования на сегодняшний день составил 200 млн. тенге, дополнительно планируется предусмотреть 60 млн. тенге.
В настоящее время формируются проекты бюджетов на 2016-2018 годы, в которых предусматривается сокращение невыполнимых доходов бюджета с соответствующим сокращением расходной части.
В заключении хотелось бы отметить, что Грамотная политика Правительства учитывает современные реали. Сейчас мы закладываем фундамент на среднесрочную перспективу, ведь двигаться вперед мы можем только с учетом повышения кредитной и инвестиционной поликтики.
А восстановление конкурентоспособности наших предприятий и как следствие нашей экономики, возможно только тогда, когда ты следуешь основным требованиям и законам мировой экономики.
Сауле КУЛУМБЕТОВА,
начальник областного управления
бюджетного планирования