НОВЫЕ РЕФОРМЫ В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ
В условиях демократического общества и правового государства наиболее совершенной системой, призванной разрешать конфликты, считается судебная.
Судебная власть является одним из фундаментальных столпов, на которых основывается устройство нашего современного демократического государства, на судей возлагается обязанность от имени Республики Казахстан принимать окончательные решения, выносить решения по вопросу свобод, прав, обязанностей и собственности граждан.
Высокий статус судьи обязывает его быть профессионально подготовленным, обладать необходимым набором деловых качеств, уметь организовать свою работу, а также требует наличия определенных высоких морально-этических качеств.
В Плане нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» Президент страны Н.Назарбаев обозначил пути совершенствования судебной системы, определил 11 шагов, направленных на модернизацию судебной системы.
Это прежде всего переход от пятиуровневой системы правосудия к трехуровневой. Исключение надзорной и повторной надзорной инстанции оставит только первую, апелляционную и кассационную. В связи с этим значительно возрастают требования к работе судов первой инстанции. Ужесточаются квалификационные требования и механизмы отбора кандидатов на судейские должности.
Обеспечение судебной системы лучшими кадрами остается главным приоритетом судебного реформирования в Республике Казахстан.
Так, повышение до 30 лет возрастного ценза для кандидатов судьи, введение пятилетнего стажа работы, непосредственно связанного с участием в судопроизводстве, для таких специальностей, как секретари судов, работники прокуратуры и адвокаты, является своевременным и актуальным. Передача Института правосудия из состава Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан в ведение Верховного Суда соответствует международному опыту.
Представляется целесообразным рассмотреть вопрос о комплектовании судейского корпуса в основном выпускниками специализированной магистратуры. Это предложение можно обосновать тем, что профессиональная подготовка вновь назначенных судей в настоящее время не отвечает потребностям успешной судебной деятельности. Выпускники специализированной магистратуры более подготовлены в профессиональном плане.
Еще одно нововведение согласно президентскому плану – обязательное внедрение аудио и видеофиксации судебных процессов. Подобная постановка вопроса направлена на повышение открытости работы судебной системы и доверия общества к судам. Ведение аудио- и видеозаписи судебных процессов является непреложным правилом. Она дисциплинирует как судей, так и участников процесса. А в случае возникновения жалоб является основным доказательством соблюдения процессаульных требований.
Электронное судопроизводство станет неотъемлемой частью всего судопроизводства. В частности, заслуживает внимания внедрение информационно-аналитической системы «Төрелік». В ней заложены ведение автоматизированного учета и контроля соблюдения процессуальных сроков, формирование статистических и аналитических отчетов, упрощение делопроизводства и судопроизводства. Кроме того, система интегрирована с необходимыми информационными базами – такими, к примеру, как база Комитета правовой статистики и специальных учетов, база уплаты госпошлины, база исполнения судебных актов и так далее. Целью информационной системы «Төрелік» является обеспечение возможности срочного получения участниками процесса нужной информации относительно дела. Отличительной чертой системы «Төрелік» является то, что все суды работают по единой номенклатуре, а дальнейшая эксплуатация данного проекта избавит их от бумажных носителей.
Кроме того, все больше и больше граждан начинают пользоваться «Судебным кабинетом», подавать электронные заявления, замечания, апелляционные и кассационные жалобы. На судебных интернет-ресурсах появились новые сервисы, такие, как «Ознакомление с судебными документами» для участников процесса, «Список слушаний дел» с указанием номера зала суда, времени и даты судебного заседания.
В 2009 году в Казахстане был утвержден Кодекс судейской этики, определивший высокоморальные требования к деятельности служителей третьей ветви власти. Однако, как показывает практика, данный документ требует соответствующих поправок и новшеств. Именно поэтому Президент республики предложил разработать новый Этический кодекс судей.
В настоящее время в соответствии с поручением Президента начата работа по разработке нового этического кодекса судей. В нем будут определены стандарты поведения и профессиональной этики судей. Независимость, объективность, честность и неподкупность, соблюдение этических норм, равенство, а также компетентность и старательность – эти этические правила будут обязательными для судей, а для граждан они станут гарантией надежности судейского корпуса. При этом ответственность за их соблюдение возлагается в первую очередь на самого судью.
Вводимыми реформами усиливается подотчетность судей, граждане могут обжаловать действия судей в дисциплинарную комиссию Судебного жюри. В рамках объявленной Главой государства реформе предусматривается создание в составе Судебного жюри двух самостоятельных комиссий – квалификационной и дисциплинарной.
Одним из «100 конкретных шагов» является расширение области применения суда присяжных. Законодательное определение категории уголовных дел, по которым суд присяжных должен являться обязательным.
В данное время прорабатываются вопросы расширения сферы обязательного применения суда присяжных заседателей и оптимазации механизма их отбора. Расширяется перечень дел, рассматриваемых судами присяжных заседателей. Предлагается законодательно определить возможность передачи дела из одного суда в другой суд, в случае необходимости, по ходатайству заинтересованных участников процесса.
Специализированные межрайонные суды по уголовным делам, рассматривающие дела с участием присяжных заседателей, созданы для повышения эффективности правосудия и действуют в качестве суда первой инстанции. Им подсудны уголовные дела об особо тяжких прсетуплениях, за исключением дел, отнесенных к подсудности специализированных межрайонных военных судов по уголовным делам. Такие категории преступлений, как правило, редко совершаются одним лицом, и поэтому, создавая такой суд, рассчитывалось, что в них будут рассматриваться именно сложные дела.
9 июля 2014 года Главой государства был подписан новый УК РК и с 1 января 2015 года он вступил в действие. Принятие нового УК было обусловлено совершенствованием системы защиты прав и свобод личности, демократизации уголовного законодательства с учетом мировых стандартов и норм международного права.
Нынешний УК Казахстана базируется на Конституции Республики и закрепленных ею социальных ценностях, общепризнанных принципах и нормах международного права. Он содержит ряд принципиальных положений, отличающих его от старого УК и направленных в первую очередь на защиту личности, общества и государства в новых условиях общественно-экономических отношений.
Нынешняя уголовная политика современного Казахстана, как и прежде, характеризуется сохранением нетерпимости к преступным проявлениям против жизни и здоровья человека, матери и ребенка, повышенной ответственности за тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе в организованных его формах и транснациональных окрасках. С другой стороны, новый УК отличается и применением более мягких мер воздействия к лицам, не требующим столь сурового к ним отношения за уголовные проступки и правонарушения небольшой и средней степени тяжести.
Вместе с тем в новом УК прослеживается тенденция усиления уголовной политики по отношению к лицам, ранее осуждавшимся к лишению свободы за совершение тяжких преступлений. Это относится к лицам, которые из ранее полученного наказания должных выводов для себя не сделали, на путь исправления не встали. Противопоставляя себя общепринятым нормам морали и правилам поведения в цивилизованном обществе, вновь совершают тяжкие или особо тяжкие правонарушения. К таким лицам уголовный закон применяет всю свою силу и строгость для их исправления и предупреждения новых преступлений.
В отличие от ранее действовавших уголовных законов ныне действующее уголовное право выделяет только рецидив и опасный рецидив. Такое понятие, как «особо опасный рецидив» новый УК не предусматривает.
Для обеспечения баланса между сторонами обвинения и защиты в уголовном процессе, а также вынесения справедливого приговора в начале текущего года судебную систему дополнило новшество - введение в уголовное судопроизводство такой фигуры, как следственный судья, наделенного широким спектром полномочий по осуществлению судебного контроля.
К полномочиям следственного судьи относятся: санкционирование следственных действий, принятие решений о содержании подсудимого под стражей, домашнем аресте, временном отстранении от должности, запрете на приближение. Кроме того, судья уполномочен продлевать сроки содержания под стражей, ареста. Также в его компетенцию входит применение залога, наложение ареста на имущество, объявление в международный розыск подозреваемого, рассмотрение жалоб на бездействие дознавателя, следователя или прокурора и многое другое. Все это отражено в ст.55 УПК РК.
Реформа по обеспечению верховенства закона, предлагаемая Главой государства, продиктована временем и непременно окажет благотворное воздействие на пополнение судейских рядов подготовленными кадрами, что повысит профессионализм работников суда. Меры по дальнейшему совершенствованию судебной системы будут способствовать повышению доверия граждан, эффективности работы отечественной Фемиды и усилению борьбы с коррупцией.
Сулеймен САГАТБЕК,
председатель специализированного межрайонного суда
по уголовным делам Кызылординской области
Судебная власть является одним из фундаментальных столпов, на которых основывается устройство нашего современного демократического государства, на судей возлагается обязанность от имени Республики Казахстан принимать окончательные решения, выносить решения по вопросу свобод, прав, обязанностей и собственности граждан.
Высокий статус судьи обязывает его быть профессионально подготовленным, обладать необходимым набором деловых качеств, уметь организовать свою работу, а также требует наличия определенных высоких морально-этических качеств.
В Плане нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» Президент страны Н.Назарбаев обозначил пути совершенствования судебной системы, определил 11 шагов, направленных на модернизацию судебной системы.
Это прежде всего переход от пятиуровневой системы правосудия к трехуровневой. Исключение надзорной и повторной надзорной инстанции оставит только первую, апелляционную и кассационную. В связи с этим значительно возрастают требования к работе судов первой инстанции. Ужесточаются квалификационные требования и механизмы отбора кандидатов на судейские должности.
Обеспечение судебной системы лучшими кадрами остается главным приоритетом судебного реформирования в Республике Казахстан.
Так, повышение до 30 лет возрастного ценза для кандидатов судьи, введение пятилетнего стажа работы, непосредственно связанного с участием в судопроизводстве, для таких специальностей, как секретари судов, работники прокуратуры и адвокаты, является своевременным и актуальным. Передача Института правосудия из состава Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан в ведение Верховного Суда соответствует международному опыту.
Представляется целесообразным рассмотреть вопрос о комплектовании судейского корпуса в основном выпускниками специализированной магистратуры. Это предложение можно обосновать тем, что профессиональная подготовка вновь назначенных судей в настоящее время не отвечает потребностям успешной судебной деятельности. Выпускники специализированной магистратуры более подготовлены в профессиональном плане.
Еще одно нововведение согласно президентскому плану – обязательное внедрение аудио и видеофиксации судебных процессов. Подобная постановка вопроса направлена на повышение открытости работы судебной системы и доверия общества к судам. Ведение аудио- и видеозаписи судебных процессов является непреложным правилом. Она дисциплинирует как судей, так и участников процесса. А в случае возникновения жалоб является основным доказательством соблюдения процессаульных требований.
Электронное судопроизводство станет неотъемлемой частью всего судопроизводства. В частности, заслуживает внимания внедрение информационно-аналитической системы «Төрелік». В ней заложены ведение автоматизированного учета и контроля соблюдения процессуальных сроков, формирование статистических и аналитических отчетов, упрощение делопроизводства и судопроизводства. Кроме того, система интегрирована с необходимыми информационными базами – такими, к примеру, как база Комитета правовой статистики и специальных учетов, база уплаты госпошлины, база исполнения судебных актов и так далее. Целью информационной системы «Төрелік» является обеспечение возможности срочного получения участниками процесса нужной информации относительно дела. Отличительной чертой системы «Төрелік» является то, что все суды работают по единой номенклатуре, а дальнейшая эксплуатация данного проекта избавит их от бумажных носителей.
Кроме того, все больше и больше граждан начинают пользоваться «Судебным кабинетом», подавать электронные заявления, замечания, апелляционные и кассационные жалобы. На судебных интернет-ресурсах появились новые сервисы, такие, как «Ознакомление с судебными документами» для участников процесса, «Список слушаний дел» с указанием номера зала суда, времени и даты судебного заседания.
В 2009 году в Казахстане был утвержден Кодекс судейской этики, определивший высокоморальные требования к деятельности служителей третьей ветви власти. Однако, как показывает практика, данный документ требует соответствующих поправок и новшеств. Именно поэтому Президент республики предложил разработать новый Этический кодекс судей.
В настоящее время в соответствии с поручением Президента начата работа по разработке нового этического кодекса судей. В нем будут определены стандарты поведения и профессиональной этики судей. Независимость, объективность, честность и неподкупность, соблюдение этических норм, равенство, а также компетентность и старательность – эти этические правила будут обязательными для судей, а для граждан они станут гарантией надежности судейского корпуса. При этом ответственность за их соблюдение возлагается в первую очередь на самого судью.
Вводимыми реформами усиливается подотчетность судей, граждане могут обжаловать действия судей в дисциплинарную комиссию Судебного жюри. В рамках объявленной Главой государства реформе предусматривается создание в составе Судебного жюри двух самостоятельных комиссий – квалификационной и дисциплинарной.
Одним из «100 конкретных шагов» является расширение области применения суда присяжных. Законодательное определение категории уголовных дел, по которым суд присяжных должен являться обязательным.
В данное время прорабатываются вопросы расширения сферы обязательного применения суда присяжных заседателей и оптимазации механизма их отбора. Расширяется перечень дел, рассматриваемых судами присяжных заседателей. Предлагается законодательно определить возможность передачи дела из одного суда в другой суд, в случае необходимости, по ходатайству заинтересованных участников процесса.
Специализированные межрайонные суды по уголовным делам, рассматривающие дела с участием присяжных заседателей, созданы для повышения эффективности правосудия и действуют в качестве суда первой инстанции. Им подсудны уголовные дела об особо тяжких прсетуплениях, за исключением дел, отнесенных к подсудности специализированных межрайонных военных судов по уголовным делам. Такие категории преступлений, как правило, редко совершаются одним лицом, и поэтому, создавая такой суд, рассчитывалось, что в них будут рассматриваться именно сложные дела.
9 июля 2014 года Главой государства был подписан новый УК РК и с 1 января 2015 года он вступил в действие. Принятие нового УК было обусловлено совершенствованием системы защиты прав и свобод личности, демократизации уголовного законодательства с учетом мировых стандартов и норм международного права.
Нынешний УК Казахстана базируется на Конституции Республики и закрепленных ею социальных ценностях, общепризнанных принципах и нормах международного права. Он содержит ряд принципиальных положений, отличающих его от старого УК и направленных в первую очередь на защиту личности, общества и государства в новых условиях общественно-экономических отношений.
Нынешняя уголовная политика современного Казахстана, как и прежде, характеризуется сохранением нетерпимости к преступным проявлениям против жизни и здоровья человека, матери и ребенка, повышенной ответственности за тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе в организованных его формах и транснациональных окрасках. С другой стороны, новый УК отличается и применением более мягких мер воздействия к лицам, не требующим столь сурового к ним отношения за уголовные проступки и правонарушения небольшой и средней степени тяжести.
Вместе с тем в новом УК прослеживается тенденция усиления уголовной политики по отношению к лицам, ранее осуждавшимся к лишению свободы за совершение тяжких преступлений. Это относится к лицам, которые из ранее полученного наказания должных выводов для себя не сделали, на путь исправления не встали. Противопоставляя себя общепринятым нормам морали и правилам поведения в цивилизованном обществе, вновь совершают тяжкие или особо тяжкие правонарушения. К таким лицам уголовный закон применяет всю свою силу и строгость для их исправления и предупреждения новых преступлений.
В отличие от ранее действовавших уголовных законов ныне действующее уголовное право выделяет только рецидив и опасный рецидив. Такое понятие, как «особо опасный рецидив» новый УК не предусматривает.
Для обеспечения баланса между сторонами обвинения и защиты в уголовном процессе, а также вынесения справедливого приговора в начале текущего года судебную систему дополнило новшество - введение в уголовное судопроизводство такой фигуры, как следственный судья, наделенного широким спектром полномочий по осуществлению судебного контроля.
К полномочиям следственного судьи относятся: санкционирование следственных действий, принятие решений о содержании подсудимого под стражей, домашнем аресте, временном отстранении от должности, запрете на приближение. Кроме того, судья уполномочен продлевать сроки содержания под стражей, ареста. Также в его компетенцию входит применение залога, наложение ареста на имущество, объявление в международный розыск подозреваемого, рассмотрение жалоб на бездействие дознавателя, следователя или прокурора и многое другое. Все это отражено в ст.55 УПК РК.
Реформа по обеспечению верховенства закона, предлагаемая Главой государства, продиктована временем и непременно окажет благотворное воздействие на пополнение судейских рядов подготовленными кадрами, что повысит профессионализм работников суда. Меры по дальнейшему совершенствованию судебной системы будут способствовать повышению доверия граждан, эффективности работы отечественной Фемиды и усилению борьбы с коррупцией.
Сулеймен САГАТБЕК,
председатель специализированного межрайонного суда
по уголовным делам Кызылординской области