СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СВЕТЕ РЕФОРМ
Прошло более двух лет с момента проведения VI съезда судей, который состоялся в Астане 20 ноября 2013 года с участием Президента Республики Казахстан. Форум собрал представителей судебного корпуса из всех регионов республики. Выступая на съезде, Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев четко и емко озвучил главную стратегическую цель модернизации судебной системы страны.
"В ХХI веке важнейший критерий развитости наций – это безупречная и эффективная национальная судебная система. Независимый и справедливый суд – стержень деятельности любого государства. Без этого ни в одной стране мира, тем более в самых развитых государствах, не может быть ни благоприятного инвестиционного климата, ни высокого уровня благосостояния граждан, ни успешного развития общества. Национальная судебная система должна стать надежной гарантией стабильности в обществе, верховенства права, неуклонного соблюдения интересов общества и государства, защиты прав и свобод казахстанцев. В этом состоит главный долг казахстанских судей в сложной работе по реализации "Стратегии-2050", - отметил Глава государства.
На данном форуме Президентом страны были обозначены 5 конкретных направлений работы на ближайшую перспективу. Среди них - последовательное совершенствование законодательных и процессуальных норм деятельности судов, совершенствование судоустройства, внедрение альтернативных способов разрешения споров и конфликтов, обеспечение доступности правосудия широким слоям граждан, повышение профессионализма судейского корпуса Казахстана. Успешное выполнение этих задач в комплексе обеспечивает вхождение страны в тридцатку передовых стран мира.
После VI съезда судей Верховным Судом РК, во главе с председателем Кайратом Абдразаковичем Мами, была проведена колоссальная работа и приняты ряд комплексных мероприятий для реализации задач, поставленных Главой государства перед судебной системой Казахстана. Судебная система страны заработала в новом свете законов и кодексов, в делопроизводство и судебный процесс внедрены новые электронные технологии, оптимизирована подача судебных документов, определены основные критерии отбора судей.
Уже тогда закладывалась основа 5-ти институциональных реформ, потому что судебная система – значимый общественный и государственный институт. Одна из таких реформ – обеспечение верховенства закона, и основную роль в реализации этой реформы играет судебная система. Президентом была поставлена задача - совершенствовать законодательство и процессуальные нормы работы судов.
Был принят новый Уголовно-процессуальный Кодекс, который, расширил судебный контроль в уголовном процессе. Любые действия, затрагивающие права и свободы человека, как, например, арест или обыск, теперь проводятся только с санкции суда. Введено понятие "досудебное расследование", которое исключило доследственную проверку, предъявление обвинения следователем, возвращение дел судами на дополнительное расследование органам следствия и дознания. Появился "следственный судья", который имеет определенные полномочия при досудебном расследовании.
В октябре 2015 года публично с участием журналистов в «Аккорде» Главой государства был подписан Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан. Новый ГПК разработан во исполнение Концепции правовой политики на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом от 24 августа 2009 года за №858, а также задач, поставленных на VI-м съезде судей Республики Казахстан в ноябре 2013 года.
На съезде судей Глава государства особо отметил, что порядок рассмотрения дела должен быть удобным и быстрым для сторон процесса, ориентированным на их примирение и широкое использование современных технологий. Кроме того, дал поручение – разработать и внедрить законодательно обоснованную методологию разграничения случаев, требующих пересмотра судебных решений.
Также, Главой государства было указано на важность сокращения числа споров, подлежащих рассмотрению в судебном порядке, внедрения альтернативных способов их разрешения, развития примирительных процедур и медиации, что позволит придать нашему правосудию восстановительный характер.
Во исполнение поставленной задачи в новом Кодексе уделено внимание внесудебному и досудебному порядку урегулирования споров, примирительным процедурам в суде. По отдельным категориям дел введена обязательность досудебного урегулирования споров, в связи с чем, внесены изменения в некоторые законы. Досудебное урегулирование спора позволит сторонам разрешить спор в короткие сроки, с минимальными материальными и моральными издержками.
В новом ГПК отдельно 17 главой регламентированы примирительные процедуры, такие как заключение мирового соглашения, медиация, в том числе судебная медиация и партисипативная процедура. Урегулирование спора между сторонами в порядке медиации будет осуществляться медиатором или судьей по ходатайству сторон. Состоятельность медиации, проводимой и медиатором и судом подтвердил пилотный проект, проведенный в судах республики. В 2014 году успешно применялась медиация с участием профессионального медиатора и судьи.
Партисипативная процедура – это большое достижение адвокатуры в Казахстане, которое дает возможность проведения примирительных процедур адвокатами. Можно сказать, своего рода новый способ примирения сторон с участием адвокатов. При партисипативной процедуре урегулирование спора осуществляется при участии сторон и их адвокатов. Для мотивирования сторон к заключению соглашений на ранних стадиях процесса госпошлина возвращается в судах первой и апелляционной инстанций в полном объеме, а в судах кассационной инстанции – в размере 50% от первоначально уплаченной суммы.
Обновленный ГПК на практике реализует меры, предусмотренные в Плане Нации «100 конкретных шагов – современное государство для всех». Принятие нового Кодекса вносит значимый вклад в обеспечение верховенства закона. Целью ГПК является - эффективная судебная защита конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, повышение оперативности рассмотрения и разрешения споров, обеспечение качества судебных актов.
А, самое главное, для упрощения доступа граждан к правосудию оптимизированы инстанций судебной системы. Судебная власть с 2016 года работает в трехуровневой системе отправления правосудия. Новая трехзвенная судебная система, это первая инстанция - районные/городские суды; апелляционная инстанция – областные суды и кассационная инстанция – Верховный Суд.
В эру информационных революций судебная система не может оставаться в стороне от технологического прогресса. В 2014 году, после VI Съезда судей Республики Казахстан, в целях создания безупречной системы правосудия, повышения доверия к судебной системе, упрощения судопроизводства, развития его оперативности, доступности и повышения прозрачности судебной системы, проведена работа по полномасштабному внедрению современных информационных технологий в процесс отправления правосудия. Уже сейчас в судебной системе функционируют такие передовые современные информационные технологии как система «Төрелік», интернет-ресурс судебной системы, сервис «Судебный кабинет», сервисы «Судебная повестка», «Ознакомление с судебными документами», «SMS-оповещение», интеграция с АО «Казпочта», CALL-центр судебных органов, телефон доверия, система аудио-, видеофиксации, дистанционное отправление правосудия посредством видеоконференцсвязи (ВКС).
С учетом успешного использования гражданами портала электронного правительства, закономерно внедрение онлайн-сервисов на сайтах судебных органов для обеспечения удобства пользования населением.
На сегодняшний день на официальных сайтах для граждан доступны такие модули, как "Списки слушаний дел", "Справочник по судебным делам", "Банк судебных актов". Обеспечен оперативный доступ к документам через сервис "Ознакомление с судебными документами". Пользователь с помощью логина и пароля, которые направляются сторонам судебного процесса в виде SMS на мобильный телефон или на электронную почту, может ознакомиться с любым процессуальным документом по своему делу.
Как всем известно, в Плане Нации «100 конкретных шагов – современное государство для всех», вторым приоритетом реформ «Обеспечения верховенства закона» предусмотрено 19 целевых шагов по вопросам развития правовой системы страны. Из них 11 шагов - по реформированию судебной системы.
На сегодняшний день 10 шагов Плана Нации исполнено полностью. Судебной системой остается исполнить также 19-й шаг, это – разработка и принятие нового Этического кодекса судей страны, который будет четко регламентировать морально этический облик судьи.
Доверие граждан к судебной системе во многом зависит от профессионализма судей. «Судья своим поведением, умом, внешним видом должен олицетворять законность, справедливость и неподкупность», - определил облик судьи Президент страны Нурсултан Назарбаев.
Реализация конституционного права каждого гражданина на судебную защиту своих прав и свобод, осуществление правосудия от имени Республики Казахстан, подчинение при отправлении правосудия только Конституции Республики Казахстан и законам предъявляют высокие требования к нравственности и морально-этическому облику судьи.
Судья обязан демонстрировать и продвигать высокие стандарты поведения с целью укрепления веры общественности в систему правосудия, что является основой для поддержания независимого правосудия, обеспечивающего гармоничное сочетание защиты интересов личности, общества и государства.
Правосудие обязывает к соблюдению каждым судьей правил судебной и судейской этики, добросовестному исполнению своих обязанностей, проявлению высоких стандартов поведения, способствующих утверждению авторитета судебной власти. Судья, принимая от общества властные полномочия по отправлению правосудия, добровольно налагает на себя ограничения, связанные с соблюдением этических правил поведения.
В этой связи Центральным советом Союза судей Республики Казахстан было принято постановление о созыве внеочередного VII съезда Союза судей в июне 2016 года. Данное решение обусловлено возросшим требованием общества к профессиональному и моральному облику судьи, а также необходимостью принятия нового Этического кодекса судьи. Это является практическим исполнением шага №19 Плана нации "100 конкретных шагов - современное государство для всех" по реализации пяти институциональных реформ.
Принятый первым съездом Союза судей 19 декабря 1996 года Кодекс судейской этики заметно устарел. Он состоит всего из семи статей и, естественно, не охватывает многие аспекты этического поведения судей. Поэтому, сейчас актуальным вопросом является разработка и принятие нового Кодекса этических принципов и правил поведения судей.
В этой связи 15 января 2016 года в Кызылординском областном суде была проведена областная конференция судей и ветеранов судебной системы области. На конференции судейское сообщество Кызылординской области избрало делегатов на внеочередной седьмой съезд судей Республики Казахстан. В состав делегации вошли председатель областного суда, председатель областного филиала Союза судей, судьи районных судов, молодое поколение судей и судьи в отставке.
Мы возлагаем большие надежды на предстоящий Съезд судей республики, который позволит обозначить перспективные задачи для дальнейшего развития судебной системы в целом.
Нурлан КАЙЫРБЕКОВ,
председатель Кызылординского
областного суда
"В ХХI веке важнейший критерий развитости наций – это безупречная и эффективная национальная судебная система. Независимый и справедливый суд – стержень деятельности любого государства. Без этого ни в одной стране мира, тем более в самых развитых государствах, не может быть ни благоприятного инвестиционного климата, ни высокого уровня благосостояния граждан, ни успешного развития общества. Национальная судебная система должна стать надежной гарантией стабильности в обществе, верховенства права, неуклонного соблюдения интересов общества и государства, защиты прав и свобод казахстанцев. В этом состоит главный долг казахстанских судей в сложной работе по реализации "Стратегии-2050", - отметил Глава государства.
На данном форуме Президентом страны были обозначены 5 конкретных направлений работы на ближайшую перспективу. Среди них - последовательное совершенствование законодательных и процессуальных норм деятельности судов, совершенствование судоустройства, внедрение альтернативных способов разрешения споров и конфликтов, обеспечение доступности правосудия широким слоям граждан, повышение профессионализма судейского корпуса Казахстана. Успешное выполнение этих задач в комплексе обеспечивает вхождение страны в тридцатку передовых стран мира.
После VI съезда судей Верховным Судом РК, во главе с председателем Кайратом Абдразаковичем Мами, была проведена колоссальная работа и приняты ряд комплексных мероприятий для реализации задач, поставленных Главой государства перед судебной системой Казахстана. Судебная система страны заработала в новом свете законов и кодексов, в делопроизводство и судебный процесс внедрены новые электронные технологии, оптимизирована подача судебных документов, определены основные критерии отбора судей.
Уже тогда закладывалась основа 5-ти институциональных реформ, потому что судебная система – значимый общественный и государственный институт. Одна из таких реформ – обеспечение верховенства закона, и основную роль в реализации этой реформы играет судебная система. Президентом была поставлена задача - совершенствовать законодательство и процессуальные нормы работы судов.
Был принят новый Уголовно-процессуальный Кодекс, который, расширил судебный контроль в уголовном процессе. Любые действия, затрагивающие права и свободы человека, как, например, арест или обыск, теперь проводятся только с санкции суда. Введено понятие "досудебное расследование", которое исключило доследственную проверку, предъявление обвинения следователем, возвращение дел судами на дополнительное расследование органам следствия и дознания. Появился "следственный судья", который имеет определенные полномочия при досудебном расследовании.
В октябре 2015 года публично с участием журналистов в «Аккорде» Главой государства был подписан Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан. Новый ГПК разработан во исполнение Концепции правовой политики на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом от 24 августа 2009 года за №858, а также задач, поставленных на VI-м съезде судей Республики Казахстан в ноябре 2013 года.
На съезде судей Глава государства особо отметил, что порядок рассмотрения дела должен быть удобным и быстрым для сторон процесса, ориентированным на их примирение и широкое использование современных технологий. Кроме того, дал поручение – разработать и внедрить законодательно обоснованную методологию разграничения случаев, требующих пересмотра судебных решений.
Также, Главой государства было указано на важность сокращения числа споров, подлежащих рассмотрению в судебном порядке, внедрения альтернативных способов их разрешения, развития примирительных процедур и медиации, что позволит придать нашему правосудию восстановительный характер.
Во исполнение поставленной задачи в новом Кодексе уделено внимание внесудебному и досудебному порядку урегулирования споров, примирительным процедурам в суде. По отдельным категориям дел введена обязательность досудебного урегулирования споров, в связи с чем, внесены изменения в некоторые законы. Досудебное урегулирование спора позволит сторонам разрешить спор в короткие сроки, с минимальными материальными и моральными издержками.
В новом ГПК отдельно 17 главой регламентированы примирительные процедуры, такие как заключение мирового соглашения, медиация, в том числе судебная медиация и партисипативная процедура. Урегулирование спора между сторонами в порядке медиации будет осуществляться медиатором или судьей по ходатайству сторон. Состоятельность медиации, проводимой и медиатором и судом подтвердил пилотный проект, проведенный в судах республики. В 2014 году успешно применялась медиация с участием профессионального медиатора и судьи.
Партисипативная процедура – это большое достижение адвокатуры в Казахстане, которое дает возможность проведения примирительных процедур адвокатами. Можно сказать, своего рода новый способ примирения сторон с участием адвокатов. При партисипативной процедуре урегулирование спора осуществляется при участии сторон и их адвокатов. Для мотивирования сторон к заключению соглашений на ранних стадиях процесса госпошлина возвращается в судах первой и апелляционной инстанций в полном объеме, а в судах кассационной инстанции – в размере 50% от первоначально уплаченной суммы.
Обновленный ГПК на практике реализует меры, предусмотренные в Плане Нации «100 конкретных шагов – современное государство для всех». Принятие нового Кодекса вносит значимый вклад в обеспечение верховенства закона. Целью ГПК является - эффективная судебная защита конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, повышение оперативности рассмотрения и разрешения споров, обеспечение качества судебных актов.
А, самое главное, для упрощения доступа граждан к правосудию оптимизированы инстанций судебной системы. Судебная власть с 2016 года работает в трехуровневой системе отправления правосудия. Новая трехзвенная судебная система, это первая инстанция - районные/городские суды; апелляционная инстанция – областные суды и кассационная инстанция – Верховный Суд.
В эру информационных революций судебная система не может оставаться в стороне от технологического прогресса. В 2014 году, после VI Съезда судей Республики Казахстан, в целях создания безупречной системы правосудия, повышения доверия к судебной системе, упрощения судопроизводства, развития его оперативности, доступности и повышения прозрачности судебной системы, проведена работа по полномасштабному внедрению современных информационных технологий в процесс отправления правосудия. Уже сейчас в судебной системе функционируют такие передовые современные информационные технологии как система «Төрелік», интернет-ресурс судебной системы, сервис «Судебный кабинет», сервисы «Судебная повестка», «Ознакомление с судебными документами», «SMS-оповещение», интеграция с АО «Казпочта», CALL-центр судебных органов, телефон доверия, система аудио-, видеофиксации, дистанционное отправление правосудия посредством видеоконференцсвязи (ВКС).
С учетом успешного использования гражданами портала электронного правительства, закономерно внедрение онлайн-сервисов на сайтах судебных органов для обеспечения удобства пользования населением.
На сегодняшний день на официальных сайтах для граждан доступны такие модули, как "Списки слушаний дел", "Справочник по судебным делам", "Банк судебных актов". Обеспечен оперативный доступ к документам через сервис "Ознакомление с судебными документами". Пользователь с помощью логина и пароля, которые направляются сторонам судебного процесса в виде SMS на мобильный телефон или на электронную почту, может ознакомиться с любым процессуальным документом по своему делу.
Как всем известно, в Плане Нации «100 конкретных шагов – современное государство для всех», вторым приоритетом реформ «Обеспечения верховенства закона» предусмотрено 19 целевых шагов по вопросам развития правовой системы страны. Из них 11 шагов - по реформированию судебной системы.
На сегодняшний день 10 шагов Плана Нации исполнено полностью. Судебной системой остается исполнить также 19-й шаг, это – разработка и принятие нового Этического кодекса судей страны, который будет четко регламентировать морально этический облик судьи.
Доверие граждан к судебной системе во многом зависит от профессионализма судей. «Судья своим поведением, умом, внешним видом должен олицетворять законность, справедливость и неподкупность», - определил облик судьи Президент страны Нурсултан Назарбаев.
Реализация конституционного права каждого гражданина на судебную защиту своих прав и свобод, осуществление правосудия от имени Республики Казахстан, подчинение при отправлении правосудия только Конституции Республики Казахстан и законам предъявляют высокие требования к нравственности и морально-этическому облику судьи.
Судья обязан демонстрировать и продвигать высокие стандарты поведения с целью укрепления веры общественности в систему правосудия, что является основой для поддержания независимого правосудия, обеспечивающего гармоничное сочетание защиты интересов личности, общества и государства.
Правосудие обязывает к соблюдению каждым судьей правил судебной и судейской этики, добросовестному исполнению своих обязанностей, проявлению высоких стандартов поведения, способствующих утверждению авторитета судебной власти. Судья, принимая от общества властные полномочия по отправлению правосудия, добровольно налагает на себя ограничения, связанные с соблюдением этических правил поведения.
В этой связи Центральным советом Союза судей Республики Казахстан было принято постановление о созыве внеочередного VII съезда Союза судей в июне 2016 года. Данное решение обусловлено возросшим требованием общества к профессиональному и моральному облику судьи, а также необходимостью принятия нового Этического кодекса судьи. Это является практическим исполнением шага №19 Плана нации "100 конкретных шагов - современное государство для всех" по реализации пяти институциональных реформ.
Принятый первым съездом Союза судей 19 декабря 1996 года Кодекс судейской этики заметно устарел. Он состоит всего из семи статей и, естественно, не охватывает многие аспекты этического поведения судей. Поэтому, сейчас актуальным вопросом является разработка и принятие нового Кодекса этических принципов и правил поведения судей.
В этой связи 15 января 2016 года в Кызылординском областном суде была проведена областная конференция судей и ветеранов судебной системы области. На конференции судейское сообщество Кызылординской области избрало делегатов на внеочередной седьмой съезд судей Республики Казахстан. В состав делегации вошли председатель областного суда, председатель областного филиала Союза судей, судьи районных судов, молодое поколение судей и судьи в отставке.
Мы возлагаем большие надежды на предстоящий Съезд судей республики, который позволит обозначить перспективные задачи для дальнейшего развития судебной системы в целом.
Нурлан КАЙЫРБЕКОВ,
председатель Кызылординского
областного суда