САЙГАЧЬЯ «ЛИХОРАДКА»
О нашей замечательной природе и ее уникальном биоразнообразии говорят постоянно. Еще больше о том, что отечественную флору пора спасать, а фауну - пристально охранять. Показательным примером этой "лихорадки экологов" является ситуация с сайгой в Казахстане.
СМИ часто пишут о незаконной охоте на сайгаков, а эксперты "трубят", что их нужно спасать и сохранить этот вид. А вид этот - действительно ценный для нашей страны, ведь обитают эти млекопитающие в основном только у нас, поэтому можно с уверенностью назвать их достоянием нации. Однако недавно с достаточно резонансным заявлением выступил министр окружающей среды и водных ресурсов страны Нурлан Каппаров. Он пообещал, что в скором времени сайгачатина может появиться у нас на рынках. Насколько это реально, и почему мы будем отстреливать тех, кого спасаем, мы решили узнать у ведущего научного сотрудника Института зоологии МОН РК, кандидата биологических наук Юрия ГРАЧЕВА.
Что это за животное - сайга? В чем его особенность?
Юрий Грачев: Сайгаки - парнокопытные, млекопитающие животные. Относительно мелкие - длина тела 110-146 сантиметров, высота в холке - 60-79 сантиметров. Вес от 30 до 50 килограммов. Животные питаются самой разной травой. Благо у нас дефицита в корме для них нет. Для человека сайгак совершенно не опасен. Он пугается людей и еще больше автомобилей. Довольно быстро бегает - 70-80 километров в час. Интересная повадка у них - перебегать дорогу перед транспортом. Трудно объяснимо и не очень понятно, но вот так. Машина идет спокойно, табун сайгаков бежит, наращивает скорость и в один миг перебегает перед авто на другую сторону дороги. От того "сайгаками" у нас и называют нерадивых пешеходов. Новорожденные сайгачата имеют повадку затаиваться - ложиться на землю. Это помогает им не привлекать к себе внимания хищников. Основной враг у сайгаков - волк. Домашние собаки пастухов и лисы тоже могут быть опасными для маленьких сайгачат.
А почему это животное - ценное для нас?
Для Казахстана сайгак - это национальное достояние и гордость. Ведь именно у нас проживает основная часть его популяции в мире. Это мигрирующий вид животных. Весной они идут на север, а зимой переходят в южные районы, заходят в Узбекистан,Туркменистан, в Россию (в Волгоградскую и Астраханскую области). Все это казахстанская популяция. Поэтому это почти чисто казахстанский вид. С практической стороны, мясо сайгака - очень вкусное и обладает диетическими свойствами. Раньше оно продавалось в магазинах и было значительно дешевле другого мяса. Шкура использовалась для пошива изделий, к примеру, в 60-80-х годах шымкентская фабрика изготавливала плащи из шкур сайгаков. Но основную прибыль может приносить экспорт рогов сайгаков в Китай. Там их используют для приготовления нетрадиционных лекарственных средств.
Когда и почему возникла проблема с популяцией сайгаков в Казахстане?
К 1920 году численность сайгаков в Казахстане была сильно подорвана. Причина этому - браконьерство и затяжные, суровые зимы. Этот вид оказался на грани исчезновения. Тогда советское правительство ввело запрет на их добычу. К 1950 году их численность восстановилась и чуть позже достигла промыслового уровня. С середины 50-х годов была организована промысловая охота ради мяса и шкур. Были созданы специальные "Охотпромхозы". Чтобы не подорвать численность, нужно было знать, сколько можно отстреливать их. Для этого проводился регулярный (ежегодный) учет. Можно было изымать не более 20 процентов от осенней численности. Тогда количество животных не снижалось, а даже немного повышалось. Соблюдение биологических норм промысла позволило на протяжении долгого периода вести эту работу. Промысел продолжался до 90-х годов. Потом наступили тяжелые времена - распад Советского Союза. Люди остались без работы, а тут табуны сайгаков бегают. И конечно, во многих поселках люди сразу переключились на животных. В основном ради рогов. Мясо тоже, конечно, использовали, но в основном все старались продать рога. Появились многочисленные скупщики, которые продавали их гораздо дороже, чем покупали, и контрабандой отправляли в Китай. И вот в 90-е годы, буквально за 10 лет, численность снизилась до минимума. Если вначале 1990-х годов сайгаков в Казахстане было около 700-900 тысяч особей, то в начале 2000-х годов их общая численность стала насчитывать около 20 тысяч голов.
Как проводится учет численности сайгаков?
По 2-3 человека с каждого борта самолета Ан-2 смотрели и считали животных. Параллельные маршруты прокладывались через каждые десять километров. Определялась средняя плотность поголовья, то есть, сколько сайгаков приходится на один квадратный километр. Средняя плотность экстраполировалась на всю площадь, и так определялась общая численность животных. Сейчас методика практически не изменилась, за исключением новых технологий, которые помогают более точно рассчитать численность сайгаков.
Получается ли у нас сейчас сохранить численность сайгаков в Казахстане?
Конечно, после такого снижения численности наше правительство спохватилось и приняло ряд охранных мер. Ввело запрет на любой отстрел этих животных вначале до 2010, затем до 2020 года. Бывшие "Охотпромхозы" начали заниматься охраной сайгаков. Были созданы специальные мобильные отряды. И хотя их скудное оснащение не всегда помогает справиться с браконьерами, они-то ездят на "УАЗиках", а те на быстрых джипах, тем не менее, такие меры дали свои плоды. И вот, по данным учета последних лет, в 2012 году общая численность сайгаков в Казахстане (по сумме трех регионов: пустыня Бетпак-Дала в Карагандинской области; плато Устюрт между Мангышлаком и заливом Кара-Богаз-Гол на западе, Аральским морем и дельтой Амударьи на востоке; и близ Уральска в Западно-Казахстанской области) составила 137,5 тысячи особей. В 2013-м - 187 тысяч голов. А в текущем году сайгаков в Казахстане стало уже около 256 тысяч животных. Нынешняя статистика обнадеживает. Но все зависит от охраны. Браконьерство остается, и с ним нужно бороться. Но даже если такая динамика прироста сохранится, то есть надежда, что мы достигнем тех показателей, которые были раньше.
Кто сейчас занимается исследованием сайгаков в Казахстане?
Ю. Грачев: Наш Институт зоологии, а в последние годы еще Казахстанская ассоциация сохранения биоразнообразия. На протяжении многих лет мы изучали этих животных: какими видами растений они питаются, как размножаются, от чего зависит их плодовитость, что влияет на их численность, и так далее. Было выпущено много публикаций, статей и даже несколько книг. Сейчас, конечно, институт находится не в самом лучшем состоянии. Не хватает финансирования. Из сотрудников остались в основном энтузиасты. В прошлом году приходили 7-8 выпускников ВУЗов, интересовались. Но как узнавали, что у нас зарплата 30-40 тысяч, разворачивались и уходили. Я работаю здесь с 1962 года, получаю около 90 тысяч тенге и, сравнивая с нашими другими сотрудниками, это еще по-божески. Надеемся, конечно, что ситуация поменяется. Ассоциация сохранения биоразнообразия Казахстана недавно получила зарубежное финансирование и смогла приобрести спутниковые ошейники, которыми пометили сайгаков.
Что вы думаете по поводу заявления министра Каппарова? Действительно ли возможно увидеть у нас на рынках сайгачатину через 5-10 лет?
Ну, не через пять, конечно. В лучшем случае, через 10 лет - это возможно. Если темп ежегодного прироста в 35 процентов сохранится, то и довести поголовье до 500 тысяч и более можно. С другой стороны, такие прогнозы давать - дело неблагодарное. Тут один год может все изменить и, так сказать, "смазать". Суровая зима или болезни - пастереллез, который может скосить сотни тысяч голов. Из-за общих пастбищ и водопоев, а также большей концентрации животных, заражение идет очень быстро. Тот табун, который сегодня ходил, может завтра уже лежать замертво. И это страшное зрелище. Поэтому тут нужно подходить с оговоркой. Если ничего не произойдет экстремального, то такой прогноз может сбыться.
Почему нельзя запретить навсегда отлов сайги? Ведь, к счастью, дефицита мяса в Казахстане сейчас нет.
В принципе, до бесконечности сайгаки размножаться не смогут. Обязательно вступят в противоречия с другими отраслями. Будут продвигаться к сельскохозяйственным угодьям, и вытаптывать посевы. Могут также возникнуть эпидемии животных. Поэтому промысловый отлов тут будет, так сказать, неизбежен. Но повторюсь, это будет возможно только при благополучных прогнозах, а именно после достижения нужно количества поголовья. А после будет необходимо соблюдать биологические основы промысла, чтобы небольшой прирост численности сохранялся.
Как вы считаете, будет ли сейчас сайгачатина пользоваться спросом?
Думаю, что многие, даже несмотря на обилие другого мяса, будут покупать сайгачатину. Особенно те, которые ранее пробовали и знают вкусовые качества этого мяса. И, конечно, если цена будет ниже - как раньше. В 60-е года сайгачатина была практически в два раза дешевле баранины. Сейчас другое время, цена на нее будет складываться из разных составляющих. Но тем не менее, больший выбор продукции - это всегда хорошо.
Tengrinews.kz
Что это за животное - сайга? В чем его особенность?
Юрий Грачев: Сайгаки - парнокопытные, млекопитающие животные. Относительно мелкие - длина тела 110-146 сантиметров, высота в холке - 60-79 сантиметров. Вес от 30 до 50 килограммов. Животные питаются самой разной травой. Благо у нас дефицита в корме для них нет. Для человека сайгак совершенно не опасен. Он пугается людей и еще больше автомобилей. Довольно быстро бегает - 70-80 километров в час. Интересная повадка у них - перебегать дорогу перед транспортом. Трудно объяснимо и не очень понятно, но вот так. Машина идет спокойно, табун сайгаков бежит, наращивает скорость и в один миг перебегает перед авто на другую сторону дороги. От того "сайгаками" у нас и называют нерадивых пешеходов. Новорожденные сайгачата имеют повадку затаиваться - ложиться на землю. Это помогает им не привлекать к себе внимания хищников. Основной враг у сайгаков - волк. Домашние собаки пастухов и лисы тоже могут быть опасными для маленьких сайгачат.
А почему это животное - ценное для нас?
Для Казахстана сайгак - это национальное достояние и гордость. Ведь именно у нас проживает основная часть его популяции в мире. Это мигрирующий вид животных. Весной они идут на север, а зимой переходят в южные районы, заходят в Узбекистан,Туркменистан, в Россию (в Волгоградскую и Астраханскую области). Все это казахстанская популяция. Поэтому это почти чисто казахстанский вид. С практической стороны, мясо сайгака - очень вкусное и обладает диетическими свойствами. Раньше оно продавалось в магазинах и было значительно дешевле другого мяса. Шкура использовалась для пошива изделий, к примеру, в 60-80-х годах шымкентская фабрика изготавливала плащи из шкур сайгаков. Но основную прибыль может приносить экспорт рогов сайгаков в Китай. Там их используют для приготовления нетрадиционных лекарственных средств.
Когда и почему возникла проблема с популяцией сайгаков в Казахстане?
К 1920 году численность сайгаков в Казахстане была сильно подорвана. Причина этому - браконьерство и затяжные, суровые зимы. Этот вид оказался на грани исчезновения. Тогда советское правительство ввело запрет на их добычу. К 1950 году их численность восстановилась и чуть позже достигла промыслового уровня. С середины 50-х годов была организована промысловая охота ради мяса и шкур. Были созданы специальные "Охотпромхозы". Чтобы не подорвать численность, нужно было знать, сколько можно отстреливать их. Для этого проводился регулярный (ежегодный) учет. Можно было изымать не более 20 процентов от осенней численности. Тогда количество животных не снижалось, а даже немного повышалось. Соблюдение биологических норм промысла позволило на протяжении долгого периода вести эту работу. Промысел продолжался до 90-х годов. Потом наступили тяжелые времена - распад Советского Союза. Люди остались без работы, а тут табуны сайгаков бегают. И конечно, во многих поселках люди сразу переключились на животных. В основном ради рогов. Мясо тоже, конечно, использовали, но в основном все старались продать рога. Появились многочисленные скупщики, которые продавали их гораздо дороже, чем покупали, и контрабандой отправляли в Китай. И вот в 90-е годы, буквально за 10 лет, численность снизилась до минимума. Если вначале 1990-х годов сайгаков в Казахстане было около 700-900 тысяч особей, то в начале 2000-х годов их общая численность стала насчитывать около 20 тысяч голов.
Как проводится учет численности сайгаков?
По 2-3 человека с каждого борта самолета Ан-2 смотрели и считали животных. Параллельные маршруты прокладывались через каждые десять километров. Определялась средняя плотность поголовья, то есть, сколько сайгаков приходится на один квадратный километр. Средняя плотность экстраполировалась на всю площадь, и так определялась общая численность животных. Сейчас методика практически не изменилась, за исключением новых технологий, которые помогают более точно рассчитать численность сайгаков.
Получается ли у нас сейчас сохранить численность сайгаков в Казахстане?
Конечно, после такого снижения численности наше правительство спохватилось и приняло ряд охранных мер. Ввело запрет на любой отстрел этих животных вначале до 2010, затем до 2020 года. Бывшие "Охотпромхозы" начали заниматься охраной сайгаков. Были созданы специальные мобильные отряды. И хотя их скудное оснащение не всегда помогает справиться с браконьерами, они-то ездят на "УАЗиках", а те на быстрых джипах, тем не менее, такие меры дали свои плоды. И вот, по данным учета последних лет, в 2012 году общая численность сайгаков в Казахстане (по сумме трех регионов: пустыня Бетпак-Дала в Карагандинской области; плато Устюрт между Мангышлаком и заливом Кара-Богаз-Гол на западе, Аральским морем и дельтой Амударьи на востоке; и близ Уральска в Западно-Казахстанской области) составила 137,5 тысячи особей. В 2013-м - 187 тысяч голов. А в текущем году сайгаков в Казахстане стало уже около 256 тысяч животных. Нынешняя статистика обнадеживает. Но все зависит от охраны. Браконьерство остается, и с ним нужно бороться. Но даже если такая динамика прироста сохранится, то есть надежда, что мы достигнем тех показателей, которые были раньше.
Кто сейчас занимается исследованием сайгаков в Казахстане?
Ю. Грачев: Наш Институт зоологии, а в последние годы еще Казахстанская ассоциация сохранения биоразнообразия. На протяжении многих лет мы изучали этих животных: какими видами растений они питаются, как размножаются, от чего зависит их плодовитость, что влияет на их численность, и так далее. Было выпущено много публикаций, статей и даже несколько книг. Сейчас, конечно, институт находится не в самом лучшем состоянии. Не хватает финансирования. Из сотрудников остались в основном энтузиасты. В прошлом году приходили 7-8 выпускников ВУЗов, интересовались. Но как узнавали, что у нас зарплата 30-40 тысяч, разворачивались и уходили. Я работаю здесь с 1962 года, получаю около 90 тысяч тенге и, сравнивая с нашими другими сотрудниками, это еще по-божески. Надеемся, конечно, что ситуация поменяется. Ассоциация сохранения биоразнообразия Казахстана недавно получила зарубежное финансирование и смогла приобрести спутниковые ошейники, которыми пометили сайгаков.
Что вы думаете по поводу заявления министра Каппарова? Действительно ли возможно увидеть у нас на рынках сайгачатину через 5-10 лет?
Ну, не через пять, конечно. В лучшем случае, через 10 лет - это возможно. Если темп ежегодного прироста в 35 процентов сохранится, то и довести поголовье до 500 тысяч и более можно. С другой стороны, такие прогнозы давать - дело неблагодарное. Тут один год может все изменить и, так сказать, "смазать". Суровая зима или болезни - пастереллез, который может скосить сотни тысяч голов. Из-за общих пастбищ и водопоев, а также большей концентрации животных, заражение идет очень быстро. Тот табун, который сегодня ходил, может завтра уже лежать замертво. И это страшное зрелище. Поэтому тут нужно подходить с оговоркой. Если ничего не произойдет экстремального, то такой прогноз может сбыться.
Почему нельзя запретить навсегда отлов сайги? Ведь, к счастью, дефицита мяса в Казахстане сейчас нет.
В принципе, до бесконечности сайгаки размножаться не смогут. Обязательно вступят в противоречия с другими отраслями. Будут продвигаться к сельскохозяйственным угодьям, и вытаптывать посевы. Могут также возникнуть эпидемии животных. Поэтому промысловый отлов тут будет, так сказать, неизбежен. Но повторюсь, это будет возможно только при благополучных прогнозах, а именно после достижения нужно количества поголовья. А после будет необходимо соблюдать биологические основы промысла, чтобы небольшой прирост численности сохранялся.
Как вы считаете, будет ли сейчас сайгачатина пользоваться спросом?
Думаю, что многие, даже несмотря на обилие другого мяса, будут покупать сайгачатину. Особенно те, которые ранее пробовали и знают вкусовые качества этого мяса. И, конечно, если цена будет ниже - как раньше. В 60-е года сайгачатина была практически в два раза дешевле баранины. Сейчас другое время, цена на нее будет складываться из разных составляющих. Но тем не менее, больший выбор продукции - это всегда хорошо.
Tengrinews.kz