АРАЛ - ЗЕРКАЛО НАШЕЙ ЖИЗНИ
Начинающий режиссер Жаннар Шураева осенью 2016 года вместе со съемочной командой отправилась в экспедицию на Аральское море, чтобы снять фильм «К последнему морю» («Ақырғы теңізге»). Сюжет ленты затрагивает не только проблему высохшего моря, но и раскрывает глубинные переживания автора. Подробнее о короткометражном фильме, о съемочном процессе и о фабуле картины, Жаннар рассказала в интервью кинопорталу «Бродвей».
- Что вас сподвигло снять фильм про Аральское море? Как проходил съемочный процесс?
- В данном случае Арал для меня - некая аллегория, метафора, символ. Это не искусственно подобранное место, для того, чтобы локация выгодно сыграла, что для авторского кино очень актуально. Для меня Арал был отражением моего внутреннего состояния. Родом я из Северного Казахстана, сейчас живу в Алматы. На Аральском море я никогда не была, но прекрасно знала о проблеме высыхающего моря, которое и стало для меня символом. В поисках себя и того, что могло меня спасти, я мысленно отправилась туда. Так появилась идея фильма.
Шопенгауэр говорил, что не надо бояться пессимизма. Пессимизм полезен, в этом состоянии у тебя есть возможность опуститься на самое дно своего «я», откуда ты можешь оттолкнуться и поплыть вверх. Эта мысль мне очень нравится. Только дойдя до своего дна, честно посмотрев на свое отражение, свои страхи, сомнения, недостатки, ты начинаешь искать ответы на свои самые важные вопросы.
История родилась у меня буквально за час. Я отправила сценарий знакомому оператору Жене Махметову, с которым мы снимали дипломный фильм. После он познакомил меня с Айдаром Баталовым, продюсером студии Sezar. Так все и началось. Постепенно у нас сложилась команда.
Бюджет у картины скромный. Ребята работали на энтузиазме, за весьма скромные гонорары, но все хотели поехать на Арал, побыть в этих местах, увидеть своими глазами, как там обстоят дела. Конечно, съемочные условия были достаточно суровые. Поэтому график был плотный. За рекордные сроки мы отсняли практически весь материал. Разумеется, времени на все не хватило. Я понимаю, что требовать от ребят большего было невозможно. И я очень благодарна всем, кто работал на площадке. Каждый выложился от души, по максимуму. Надеюсь, что фильм получится. Конечно, как режиссер я не всем осталась довольна, потому что самый страшный критик - это ты сам…
- Вы изначально планировали короткий метр?
- Да. Это получилась короткая минималистичная история. Но при желании и должном финансировании из нее можно было бы сделать полнометражный фильм, более жесткий, более насыщенный событиями. Но на тот момент я довольствовалась малым, поскольку мы не стали искать спонсоров, это был самый пик экономического кризиса.
- Как подбирался актерский состав?
- В фильме всего три героя. Одну из героинь играет заслуженная артистка РК Райхан Айткожанова, вторую — молодая талантливая актриса Салтанат Науруз, третий герой — мальчик, его сыграл девятилетний Самуил Туралиев. Райхан Айткожанова согласилась сразу же после прочтения сценария. С молодыми артистами пришлось непросто. Все лето мы проводили кастинги. Нам нужна была городская девушка с хорошим знанием казахского языка. По типажу - это городская, благополучная, самодостаточная, успешная девушка, у которой все есть, но она этим пресытилась, ничто не приносит ей радость. Мы выбрали Салтанат.
- В какое время года проходили съемки?
- Нам для фильма нужны были разные природные явления, поэтому выбрали сентябрь. За 7 съемочных дней мы должны снять и палящее солнце, и грозу, и пыльную бурю, и закаты, и рассветы. Почти все это нам удалось. Природа нас дразнила, выдавая нужную погоду короткими фазами, дозировано. И я понимаю, что это было подарком судьбы.
- Вы успели все снять за 7 дней?
- Нам не хватило буквально одного дня, чтобы отснять детали, фактуры, свойственных для той местности и не требующих актерского участия. Каждую сцену снимали в нескольких ракурсах по много дублей. Актеры выдыхались, труднее всех приходилось Самуилу, это была его первая экспедиция, первая роль в кино. Но стоит отдать должное и ему, и его маме - мальчик справился со всем, что он него требовалось.
- Когда писали рассказ, Вы рисовали в воображении определенную местность. Совпала ли Ваша воображаемая картина с той местностью, где которой проходили съемки?
- У меня по сюжету сценария должен был быть дом советской постройки, в котором проживали ученые, исследовавшие уходящее море. Такой дом действительно стоит, правда, он находится на острове Барсакельмес. Причем дом стоит целый, как новенький, но там никто не живет. В нем есть рабочий стол, казенная мебель.
Кроме того, я искала корабль, и мне хотелось, чтобы дом и корабль стояли рядом. Я нашла то, что искала, но на расстоянии 200 км друг от друга. Поэтому команде пришлось строить новый дом вблизи найденного корабля. В организаторской части нам помогли местные власти и жители.
Из транспорта у нас был ПАЗ, который отправился на место съемок из Алматы со всей техникой, продуктами, палатками и реквизитом и машина исполнительного продюсера. Нам как раз нужен был автомобиль, на котором главная героиня приезжает на Арал. Эти две машины весь период нас снабжали продуктами, водой, горючим. Поскольку там дефицит питьевой воды, я не знаю, какую воду мы пили, но благо никто не заболел, все обошлось. Когда мы вернулись, я поняла, как сильно мы рисковали. Мне уже потом второй режиссер Равиль Трумов сказал: «Жаннар, самое сложное в кино — это снимать детей, натуру и животных». В этом фильме я собрала все. Всего понемногу, но из этих сцен фильм и состоит.
Из животных у нас были верблюды, которые, как оказалось, не такие, как ты их прописываешь в сценарии. Они не идут на камеру, а уже издалека обходят ее. Нам, городским жителям, пришлось приноравливаться, подстраиваться под реальность и «непослушных» животных. Из живого реквизита для фильма нам нужна была еще рыбка. Пришлось везти несколько рыб из Алматы, так как там найти живую рыбу проблематично. Вот такая ирония…
- Где брали верблюдов?
- Там их очень много. Люди, у которых мы жили, как раз занимаются их разведением. Женская часть команды расположилась в их летнем доме, а мужчины разместились в палатках возле корабля. Кстати, они пережили в них и пыльную бурю, и нашествие шакалов.
- Произошли ли какие-то изменения в Вашей душе, в мировоззрении, в Вашем отношении к проблеме этого места после съемок фильма?
- Как художник я, конечно, могу размышлять о том, что Арал - это мое зеркало. Но думаю, на это нужно смотреть шире, ведь на самом деле Арал - это, прежде всего, наше общее зеркало. Мы допустили, чтобы начало высыхать огромное море. Не где-нибудь, а в нашей стране. Я восхищаюсь людьми, которые там живут. Они не сетуют на свою судьбу. Живут, работают в изменившейся реальности. Мы были там всего 7 дней, которые выбили нас из привычной колеи теми вещами, которые для местных жителей норма: отсутствие дорог, хлеба в магазине (они сами его пекут), дефицит топлива (нам приходилось ездить за 50 км за бензином, водой и продуктами). В этом смысле да, некая переоценка произошла. Я еще раз осознала, что человеку для счастья не так много и нужно. Например, мне достаточно любимого дела, книг, простой еды, общения с родными и близкими людьми, путешествий… Все, что наполняет, а не забирает энергию. Для меня стала важнее и интереснее внутренняя жизнь, а не внешняя.
- Что ждет картину «К последнему морю» в будущем?
- Для меня как режиссера самое главное - высказаться, быть услышанным, нигде не сфальшивить. У всех есть возможность это сделать, но у каждого свои средства выражения. Для кого-то это социальные сети, для другого - холст и краски или музыка и песни, я выбрала кино, так как у меня диплом режиссера. Как художник я сделала то, что хотела. Пока фильм мы не закончили, я не думаю о том, что ждет ленту. Конечно, я хочу, чтобы как можно больше людей посмотрело картину «К последнему морю».
Источник: brod.kz