ЛЕТАЙТЕ И НАСЛАЖДАЙТЕСЬ ПОЛЕТАМИ!
В свете последних сообщений об авиакатастрофах с разных концов света, в редакцию нашего интернет-издания поступают вопросы от читателей о непосредственно казахстанских авиаперевозчиках. Людей интересует, насколько безопасно летать на внутренних авиарейсах, надежны ли самолеты? А также еще много разного: от «каких пассажиров не пускают в самолеты», до «чем в полете кормят»? Пользуясь уникальной возможностью, предоставленной авиакомпанией «Эйр Астана» мы постарались ответить на все вопросы, поступившие в редакцию, и сегодня вы узнаете много интересного о главном авиаперевозчике страны.
- Авиакомпания «Эйр Астана» провела однодневный семинар для представителей СМИ из девяти областных центров Казахстана, куда перевозчик совершает регулярные рейсы, и продемонстрировала им инженерно-технический центр авиакомпании, находящийся в аэропорту города Алматы, - рассказал менеджер по корпоративным коммуникациям «Эйр Астаны» Тлек Абдрахимов. - Журналистов ознакомили с процессом технического обслуживания воздушных судов, показали оборудование, которым оснащен ангар авиакомпании.
Кроме того, представители СМИ получили возможность управления самолетом на авиасимуляторе, полностью имитирующем кабину реального самолета.
- Авиакомпания располагает тремя усовершенствованными виртуальными тренажерами EVPT для отработки процедур выполнения полета пилотами воздушных судов семейства Эйрбас А-320, Boeing 767/757 и Embraer 190, - пояснил Абдрахимов. - С помощью виртуального тренажера EVPT отрабатываются действия пилотов в аварийных ситуациях.
Журналистов также посвятили в тонкости профессии бортпроводника, рассказав о критериях отбора и обучения, задачах и обязанностях стюардов, основная миссия которых – обеспечение безопасности полета. Для отработки навыков бортового обслуживания в авиакомпании оборудован собственный макет салона самолета, так называемый мокап.
Теперь, собственно, о том, что интересует наших читателей.
На каких воздушных судах осуществляются перевозки, и насколько серьёзно соблюдаются в авиакомпании «Эйр Астана» стандарты безопасности полетов?
Авиакомпания «Эйр Астана» приступила к выполнению регулярных рейсов 15 мая 2002 года и в настоящее время имеет маршрутную сеть, состоящую из более чем 60 международных и внутренних рейсов. Воздушный флот авиакомпании состоит из 30 самолетов западного производства: это Boeing 767-300ER, Boeing 757-200, Airbus A320 и Embraer E190.
«Эйр Астана» стала первым перевозчиком среди стран СНГ и Восточной Европы, удостоенным в 2012 году престижного рейтинга 4 звезды международного агентства Skytrax и звания Лучшей авиакомпании в Центральной Азии и Индии. Обе награды были подтверждены в 2013, 2014 и 2015 годах. В феврале 2015 года «Эйр Астана» получила престижную премию «Лидер авиационного рынка» по версии издания Air Transport World. В 2015 году в 5-й раз успешно прошла аудит по операционной безопасности Международной ассоциации воздушного транспорта IOSA. Авиакомпания является совместным предприятием Фонда национального благосостояния Республики Казахстан «Самрук-Казына» и BAE Systems с соответствующими долями 51% и 49%.
Где проводится техническое обслуживание самолетов?
На вопрос отвечает старший менеджер по техническому обслуживанию авиакомпании «Эйр Астана» Андрей Олиа:
- В Алматы для этого действуют сертифицированные цеха по стандартам EASA (Европейское агентство авиационной безопасности - Авт), обслуживающие местных и, кстати, иностранных перевозчиков. Техническая безопасность – это важнейший принцип работы авиакомпании, этому уделяется главенствующее внимание. Свидетельством приверженности наивысшим стандартам и показателям безопасности полетов являются успешные результаты международного аудита эксплуатационной безопасности, который является всемирно признанной системой оценки управления производственной деятельностью и систем управления авиакомпании.
Мы побывали в Алматы в ангарах, где проводятся технические работы по подготовке воздушных судов к полетам вместе с другими журналистами. Что отметили особо, так это практически стерильность, царящую здесь. На территории ангаров не курят, все работники в специальной одежде, за каждым их действием наблюдает инженерно-технический персонал. Оборудование – по последнему слову техники. Такой подход к делу вызывает доверие.
Правда ли, что среди пилотов, водящих самолеты «Эйр Астаны», нет казахстанцев, а сплошь иностранные «гастарбайтеры», и простому казахстанскому парню никогда не пробиться в летчики гражданской авиации, тем более работать у ведущего авиаперевозчика страны?
На вопрос отвечает Вице-президент по корпоративным связям компании «Эйр Астана» Белла Тормышева.
- Нет, неправда, что компания пользуется только услугами иностранных пилотов. Мы понимаем, как важно давать возможности и работу казахстанским гражданам, талантливым молодым людям, мечтающим о небе. И в 2008 году «Эйр Астана» за счет собственных средств запустила программу первоначальной подготовки пилотов Ab-initio. Это долгосрочный проект по подготовке пилотов, предусматривающий отбор кандидатов без летного опыта и их обучение в соответствии с международными стандартами. Стоит обучение дорого, порядка 150 тысяч долларов США, так как происходит всё это в лучших обучающих центрах Европы. «Эйр Астана» заключила договор с несколькими серьезными авиашколами по подготовке высококлассных пилотов: Атлантической академией летной подготовки (Atlantic Flight Training) в Корке (Ирландия) и Европейской летной школой г. Херес (Испания). Но, отобрав кандидатов из числа тех казахстанцев, кто подал заявки, «Эйр Астана» сама оплачивает каждому будущему летчику его курс обучения, вернувшись же с учебы, став пилотом, молодой человек летает на наших судах и постепенно возвращает деньги авиакомпании. При этом возвращает он в течение семи лет только половину суммы, вторую половину компания просто вкладывает в образовательный проект, она безвозмездна при условии успешного окончания учебы.
Что ещё отметила Белла Тормышева, так это одинаковые требования ко всем кандидатам. К участию в данной программе приглашаются граждане Республики Казахстан в возрасте от 18 до 34 лет, обладающие отличными знаниями в области физики и математики и свободно владеющие английским языком, включая отраслевые спецтермины авиационного английского. Из глубинки кандидат или столичный житель – не важно. Главное, чтобы он подходил по критериям.
К слову, обучение стюардов тоже идет после жесткого отбора кандидатов, которые также должны быть молоды, обладать хорошими показателями здоровья, владеть английским. Любой казахстанец может подать своё заявление о желании пройти отбор и обучение, когда на это есть вакансии.
Есть ли ограничения для желающих лететь на самолете? Кого не пустят на рейс?
Не пустят однозначно опоздавших. Самолет ждать не будет, пускай у вас в кармане и билет. И слухи о том, что «самолет задержали, потому что ждали, когда в него сядет аким» - полная чушь. Всё всегда идет согласно расписанию, если нет неблагоприятных погодных условий.
Нет ограничений для путешествий у инвалидов и полных граждан. Как бы это ни было трудно в условиях салона самолета, им постараются помочь, выбрать место поудобнее, помочь с питанием и туалетом и так далее. В пределах возможного. Хотя стоит отметить, что в некоторых зарубежных авиакомпаниях тучных граждан просят купить два билета, чтобы можно было занять сразу два кресла. Казахстанские перевозчики такие просьбы гражданам пока не высказывают.
Не стоит отправляться в полет нетрезвым или, чувствуя себя нехорошо, с гриппом, с гипертонией.
Правда ли, что в самолеты не пускают беременных?
Беременных на борт воздушного судна для перелетов, конечно же, пускают, но АО «Эйр Астана» рекомендует беременным женщинам не летать на очень поздних сроках, за четыре, например, недели до срока предполагаемых родов вам, действительно, порекомендуют не пользоваться воздушным транспортом. До 36 недели беременности таких просьб не будет.
При этом беременные женщины принимаются к перелету на борту самолетов «Эйр Астаны» при условии, что авиакомпания не несет ответственности за ухудшение здоровья беременной женщины и её будущего ребёнка при перелёте. Если у женщины были осложнения во время беременности, даже находясь на раннем сроке беременности, ей необходимо проконсультироваться с врачом перед тем, как путешествовать воздушным видом транспорта. В любом случае, всю ответственность за состояние своего здоровья, а также здоровья своего будущего ребёнка, несет сама беременная женщина и врач, разрешивший ей перелет.
Беременные женщины должны приходить на регистрацию по возможности заранее. И регистрируют их на рейс только после предоставления медицинского заключения (справки) от медицинской организации об отсутствии противопоказаний к воздушной перевозке на дату выполнения рейса, указанного в билете.
Предоставление справки требуется на любом сроке беременности. На международные рейсы справка должна быть с переводом на английский язык.
Чего нельзя в полете делать пассажиру? Что считается нарушением?
Например, если пассажир «Эйр Астаны» создал ситуацию, угрожающую безопасности полета или жизни другого человека;
создал ситуацию, угрожающую здоровью, чести и достоинству других пассажиров и авиаперсонала, допускал по отношению к ним словесное оскорбление или физическое насилие;
преднамеренно препятствовал членам экипажа в исполнении их обязанностей;
отказывался выполнять требования экипажа по безопасности;
отказывался пристегивать привязные ремни при включенном табло «Застегните ремни» и нарушил политику авиакомпании о запрете курения на борту самолета;
совершил акт насилия, с созданием угрозы жизни и здоровью людей;
употреблял собственные спиртные напитки, включая купленные в магазинах беспошлинной торговли, за исключением предложенных на борту в рамках стандартного обслуживания;
отказывался выполнять рекомендации членов экипажа по ограничению распития спиртных напитков, в случае если поведение пассажира влияет на дисциплину/порядок в течение полета;
пользовался электронными приборами и средствами связи во время руления, взлета и посадки самолета за исключении использования в автономном режиме «в полете»;
угрожал использованием взрывного устройства;
создал условия, некомфортные для остальных пассажиров и препятствующие работе членов экипажа;
совершил порчу принадлежащего авиакомпании имущества и/или вынес его с борта самолета.
В таких случаях «Эйр Астана» вправе принять меры по пресечению и предотвращению неприемлемого поведения: предупредить, отказать пассажиру в перевозке до конечного пункта, передать пассажира правоохранительным органам государства посадки воздушного судна с последующим привлечением к ответственности по законам страны пребывания.
Я мусульманин, и, летая самолетом, всегда беспокоюсь, не покормят ли меня там едой из свинины. Неудобно спросить стюардессу, с чем сэндвичи она приносит, и предпочитаю отказываться от них…
Как пояснили нам в центре подготовки стюардов в Алматы, меню блюд, которыми нас кормят при перелетах, это так называемое «лояльное меню», то есть еда подходит представителям всех конфессий. В основном предлагают курицу, рыбу, баранину, сэндвичи тоже из простых и разрешенных всеми традиционными религиями продуктов. Так что ешьте без опаски, тем более, что всё всегда свежее и вкусное. И не надо стесняться спрашивать стюардессу, что вам подают на обед, объяснить человеку то, что его интересует в рамках перелета, её обязанности.
Кроме того, представители СМИ получили возможность управления самолетом на авиасимуляторе, полностью имитирующем кабину реального самолета.
- Авиакомпания располагает тремя усовершенствованными виртуальными тренажерами EVPT для отработки процедур выполнения полета пилотами воздушных судов семейства Эйрбас А-320, Boeing 767/757 и Embraer 190, - пояснил Абдрахимов. - С помощью виртуального тренажера EVPT отрабатываются действия пилотов в аварийных ситуациях.
Журналистов также посвятили в тонкости профессии бортпроводника, рассказав о критериях отбора и обучения, задачах и обязанностях стюардов, основная миссия которых – обеспечение безопасности полета. Для отработки навыков бортового обслуживания в авиакомпании оборудован собственный макет салона самолета, так называемый мокап.
Теперь, собственно, о том, что интересует наших читателей.
На каких воздушных судах осуществляются перевозки, и насколько серьёзно соблюдаются в авиакомпании «Эйр Астана» стандарты безопасности полетов?
Авиакомпания «Эйр Астана» приступила к выполнению регулярных рейсов 15 мая 2002 года и в настоящее время имеет маршрутную сеть, состоящую из более чем 60 международных и внутренних рейсов. Воздушный флот авиакомпании состоит из 30 самолетов западного производства: это Boeing 767-300ER, Boeing 757-200, Airbus A320 и Embraer E190.
«Эйр Астана» стала первым перевозчиком среди стран СНГ и Восточной Европы, удостоенным в 2012 году престижного рейтинга 4 звезды международного агентства Skytrax и звания Лучшей авиакомпании в Центральной Азии и Индии. Обе награды были подтверждены в 2013, 2014 и 2015 годах. В феврале 2015 года «Эйр Астана» получила престижную премию «Лидер авиационного рынка» по версии издания Air Transport World. В 2015 году в 5-й раз успешно прошла аудит по операционной безопасности Международной ассоциации воздушного транспорта IOSA. Авиакомпания является совместным предприятием Фонда национального благосостояния Республики Казахстан «Самрук-Казына» и BAE Systems с соответствующими долями 51% и 49%.
Где проводится техническое обслуживание самолетов?
На вопрос отвечает старший менеджер по техническому обслуживанию авиакомпании «Эйр Астана» Андрей Олиа:
- В Алматы для этого действуют сертифицированные цеха по стандартам EASA (Европейское агентство авиационной безопасности - Авт), обслуживающие местных и, кстати, иностранных перевозчиков. Техническая безопасность – это важнейший принцип работы авиакомпании, этому уделяется главенствующее внимание. Свидетельством приверженности наивысшим стандартам и показателям безопасности полетов являются успешные результаты международного аудита эксплуатационной безопасности, который является всемирно признанной системой оценки управления производственной деятельностью и систем управления авиакомпании.
Мы побывали в Алматы в ангарах, где проводятся технические работы по подготовке воздушных судов к полетам вместе с другими журналистами. Что отметили особо, так это практически стерильность, царящую здесь. На территории ангаров не курят, все работники в специальной одежде, за каждым их действием наблюдает инженерно-технический персонал. Оборудование – по последнему слову техники. Такой подход к делу вызывает доверие.
Правда ли, что среди пилотов, водящих самолеты «Эйр Астаны», нет казахстанцев, а сплошь иностранные «гастарбайтеры», и простому казахстанскому парню никогда не пробиться в летчики гражданской авиации, тем более работать у ведущего авиаперевозчика страны?
На вопрос отвечает Вице-президент по корпоративным связям компании «Эйр Астана» Белла Тормышева.
- Нет, неправда, что компания пользуется только услугами иностранных пилотов. Мы понимаем, как важно давать возможности и работу казахстанским гражданам, талантливым молодым людям, мечтающим о небе. И в 2008 году «Эйр Астана» за счет собственных средств запустила программу первоначальной подготовки пилотов Ab-initio. Это долгосрочный проект по подготовке пилотов, предусматривающий отбор кандидатов без летного опыта и их обучение в соответствии с международными стандартами. Стоит обучение дорого, порядка 150 тысяч долларов США, так как происходит всё это в лучших обучающих центрах Европы. «Эйр Астана» заключила договор с несколькими серьезными авиашколами по подготовке высококлассных пилотов: Атлантической академией летной подготовки (Atlantic Flight Training) в Корке (Ирландия) и Европейской летной школой г. Херес (Испания). Но, отобрав кандидатов из числа тех казахстанцев, кто подал заявки, «Эйр Астана» сама оплачивает каждому будущему летчику его курс обучения, вернувшись же с учебы, став пилотом, молодой человек летает на наших судах и постепенно возвращает деньги авиакомпании. При этом возвращает он в течение семи лет только половину суммы, вторую половину компания просто вкладывает в образовательный проект, она безвозмездна при условии успешного окончания учебы.
Что ещё отметила Белла Тормышева, так это одинаковые требования ко всем кандидатам. К участию в данной программе приглашаются граждане Республики Казахстан в возрасте от 18 до 34 лет, обладающие отличными знаниями в области физики и математики и свободно владеющие английским языком, включая отраслевые спецтермины авиационного английского. Из глубинки кандидат или столичный житель – не важно. Главное, чтобы он подходил по критериям.
К слову, обучение стюардов тоже идет после жесткого отбора кандидатов, которые также должны быть молоды, обладать хорошими показателями здоровья, владеть английским. Любой казахстанец может подать своё заявление о желании пройти отбор и обучение, когда на это есть вакансии.
Есть ли ограничения для желающих лететь на самолете? Кого не пустят на рейс?
Не пустят однозначно опоздавших. Самолет ждать не будет, пускай у вас в кармане и билет. И слухи о том, что «самолет задержали, потому что ждали, когда в него сядет аким» - полная чушь. Всё всегда идет согласно расписанию, если нет неблагоприятных погодных условий.
Нет ограничений для путешествий у инвалидов и полных граждан. Как бы это ни было трудно в условиях салона самолета, им постараются помочь, выбрать место поудобнее, помочь с питанием и туалетом и так далее. В пределах возможного. Хотя стоит отметить, что в некоторых зарубежных авиакомпаниях тучных граждан просят купить два билета, чтобы можно было занять сразу два кресла. Казахстанские перевозчики такие просьбы гражданам пока не высказывают.
Не стоит отправляться в полет нетрезвым или, чувствуя себя нехорошо, с гриппом, с гипертонией.
Правда ли, что в самолеты не пускают беременных?
Беременных на борт воздушного судна для перелетов, конечно же, пускают, но АО «Эйр Астана» рекомендует беременным женщинам не летать на очень поздних сроках, за четыре, например, недели до срока предполагаемых родов вам, действительно, порекомендуют не пользоваться воздушным транспортом. До 36 недели беременности таких просьб не будет.
При этом беременные женщины принимаются к перелету на борту самолетов «Эйр Астаны» при условии, что авиакомпания не несет ответственности за ухудшение здоровья беременной женщины и её будущего ребёнка при перелёте. Если у женщины были осложнения во время беременности, даже находясь на раннем сроке беременности, ей необходимо проконсультироваться с врачом перед тем, как путешествовать воздушным видом транспорта. В любом случае, всю ответственность за состояние своего здоровья, а также здоровья своего будущего ребёнка, несет сама беременная женщина и врач, разрешивший ей перелет.
Беременные женщины должны приходить на регистрацию по возможности заранее. И регистрируют их на рейс только после предоставления медицинского заключения (справки) от медицинской организации об отсутствии противопоказаний к воздушной перевозке на дату выполнения рейса, указанного в билете.
Предоставление справки требуется на любом сроке беременности. На международные рейсы справка должна быть с переводом на английский язык.
Чего нельзя в полете делать пассажиру? Что считается нарушением?
Например, если пассажир «Эйр Астаны» создал ситуацию, угрожающую безопасности полета или жизни другого человека;
создал ситуацию, угрожающую здоровью, чести и достоинству других пассажиров и авиаперсонала, допускал по отношению к ним словесное оскорбление или физическое насилие;
преднамеренно препятствовал членам экипажа в исполнении их обязанностей;
отказывался выполнять требования экипажа по безопасности;
отказывался пристегивать привязные ремни при включенном табло «Застегните ремни» и нарушил политику авиакомпании о запрете курения на борту самолета;
совершил акт насилия, с созданием угрозы жизни и здоровью людей;
употреблял собственные спиртные напитки, включая купленные в магазинах беспошлинной торговли, за исключением предложенных на борту в рамках стандартного обслуживания;
отказывался выполнять рекомендации членов экипажа по ограничению распития спиртных напитков, в случае если поведение пассажира влияет на дисциплину/порядок в течение полета;
пользовался электронными приборами и средствами связи во время руления, взлета и посадки самолета за исключении использования в автономном режиме «в полете»;
угрожал использованием взрывного устройства;
создал условия, некомфортные для остальных пассажиров и препятствующие работе членов экипажа;
совершил порчу принадлежащего авиакомпании имущества и/или вынес его с борта самолета.
В таких случаях «Эйр Астана» вправе принять меры по пресечению и предотвращению неприемлемого поведения: предупредить, отказать пассажиру в перевозке до конечного пункта, передать пассажира правоохранительным органам государства посадки воздушного судна с последующим привлечением к ответственности по законам страны пребывания.
Я мусульманин, и, летая самолетом, всегда беспокоюсь, не покормят ли меня там едой из свинины. Неудобно спросить стюардессу, с чем сэндвичи она приносит, и предпочитаю отказываться от них…
Как пояснили нам в центре подготовки стюардов в Алматы, меню блюд, которыми нас кормят при перелетах, это так называемое «лояльное меню», то есть еда подходит представителям всех конфессий. В основном предлагают курицу, рыбу, баранину, сэндвичи тоже из простых и разрешенных всеми традиционными религиями продуктов. Так что ешьте без опаски, тем более, что всё всегда свежее и вкусное. И не надо стесняться спрашивать стюардессу, что вам подают на обед, объяснить человеку то, что его интересует в рамках перелета, её обязанности.