«КАЗАХСКИМ СПЕКТАКЛЯМ НЕ ХВАТАЕТ ТАЛАНТЛИВЫХ РЕЖИССЕРОВ»
С новой звездой казахского кино, выпускником академии искусств имени. Т. Жургенова, актером молодежного театра Астаны Дауреном Сергазиным мы побеседовали во время XXII республиканского фестиваля драматических театров Казахстана, посвященного 100-летию народной артистки СССР Сабиры Майкановой, который завершился в минувшие выходные в Кызылорде.
- Даурен, как рано проявилась твоя любовь к театру и в целом к искусству?
- Как и все дети в маленьком возрасте мы были мечтателями, а «тянуть в артисты» меня начало ближе к окончанию школы. В принципе, я, как и все деревенские мальчишки, насмотревшись фильмов о супергероях, мечтал стать актером кино, чтобы бороться на экране с врагами. Да и о каком театре можно мечтать в деревне, когда нам ближе и родней был домашний телевизор. Поэтому изначально я хотел быть артистом именно кино. А любовь к театральным подмосткам началась уже после поступления в акедемию.
- А откуда ты родом, кто твои родители?
- Я родился в городе металлургов Темиртау в 1984 году, но в возрасте три лет родители переехали в аул Капаларасан недалеко от Талдыкургана, где я и вырос. Родители у меня простые труженики, есть старшие брат и сестра и младшая сестренка. С женой Мадиной вместе учились в одной группе в академии Жургенова, есть маленькая дочь Айлун.
- Ты чей выпускник?
- Мой наставник – заслуженный деятель культуры Казахстана Нурканат Жакыпбай, который знаком многим, как один из пропагандистов казахской культуры. Сейчас он художественный руководитель молодежного театра Астаны, где работаю и я.
- Какие роли больше всего нравятся, самый любимый твой персонаж?
- Сейчас мне все роли интересны, хочется попробовать себя в различных ипостасях – в главной, роли второго плана, в эпизодах, комедии, трагедии, одним словом, хочется проверить себя везде. Поэтому в театре не приходится выбирать какую-то роль. Слава богу, сейчас у меня их несколько И, как говорится, плох тот солдат, не мечтающий стать генералом, так и среди артистов нет, наверное, человека не мечтающего сыграть Гамлета по Шекспиру. А когда предлагают хорошие роли в хороших спектаклях, почему бы и не сыграть.
- Сколько времени требуется для подготовки одной роли?
- Все зависит от объема постановки – иногда хватает пару недель, а иногда требуется месяц, но бывает и так, что сразу схватываешь роль. К тому же, на первый взгляд со стороны, роли в театре и кино кажутся одинаковыми, но подготовка к ним разнится, как небо и земля. И там, и там есть свои трудности, и сложности. Но в театре требуется больше усилий и физического пота.
- Была ли у вас боязнь перед сценой, а может есть и до сих пор?
- По моему мнению, боязнь и трепет перед сценой должна быть у каждого артиста, особенно в первые годы работы. Показать себя перед сотнями зрителей, свое мастерство и умение войти в образ, найти путь к сердцу пришедших на спектакль – не простая задача. Поэтому, будь это молодой актер или с большим опытом, все равно трепет перед сценой будет всегда. Это говорит не о непрофессионализме артиста, наоборот, это дань уважения зрителю.
- Чего не хватает спектаклям на казахском языке, есть какие-то особенности?
- Сейчас среди старшего поколения бытует мнение, что «казахской драматургии нет», много полемики вокруг этого. А я бы сказал, что казахским спектаклям не хватает талантливых режиссеров. В одном театре один режиссер - этого совсем мало. Многие уходят в кино и им это нравится. А вот талантливых актеров, особенно среди молодежи, у нас хватает.
- Представь себя не творческой личностью, кем бы хотел тогда стать?
- Об этом, если честно, даже не задумывался (смеется).
- Что можешь сказать о дружбе в артистической среде, есть ли она, не случается распрей при распределении ролей, зависти?
- Работа в театре уже подразумевает коллектив, здесь без дружбы, поддержки и веры в друг в друга большие вещи не сделаешь. У нас в труппе я еще ни разу не слышал, чтобы были непонятки из-за ролей, недовольство из зависти. Наооборот, артистов, исполняющих главные роли стараются поддержать, помочь в любой момент. В конечном же итоге – цель у нас одна общая. Хорошо поставленный спектакль – это городость и честь всего коллектива театра. Самое главное, каждый должен верить в себя, а зависть возникает обычно из-за неверия в свои силы.
- Сейчас молодые режиссеры наступают на пятки людям старшего поколения. А там, где молодежь, там и новатороские идеи, что-то современное. На твой взгляд, стоит ли вносить что-то новое в классику?
- Сколько будет зрителей, столько же будет и мнений. У каждого жанра свой поклонник. Поэтому считаю, что ничего нет зазорного, если молодой режиссер внесет в классику свой взгляд, свою интерпретацию. Надо пробовать все. И если от этих новшеств станет больше зрителей, то в чем проблема? Народ – и критик, и оценщик происходящего на сцене. У хорошей постановки и жизнь будет долгой, а если народ ее не примет, то постепенно такой спектакль канет в лету.
- Что бы хотел пожелать читателям нашей интернет-газеты «Кызылорда ньюс»?
- Для каждого актера счастье, когда зритель принимает тебя с открытой душой, тепло. Каждый апплодисмент в его адрес – это оценка труда, стимул для дальнейшего роста. Вашим читателям хотел бы пожелать духовной мудрости, счастья и почаще приходить на наши спектакли.
- Спасибо за беседу.
Елибай ДЖИКИБАЕВ
- Даурен, как рано проявилась твоя любовь к театру и в целом к искусству?
- Как и все дети в маленьком возрасте мы были мечтателями, а «тянуть в артисты» меня начало ближе к окончанию школы. В принципе, я, как и все деревенские мальчишки, насмотревшись фильмов о супергероях, мечтал стать актером кино, чтобы бороться на экране с врагами. Да и о каком театре можно мечтать в деревне, когда нам ближе и родней был домашний телевизор. Поэтому изначально я хотел быть артистом именно кино. А любовь к театральным подмосткам началась уже после поступления в акедемию.
- А откуда ты родом, кто твои родители?
- Я родился в городе металлургов Темиртау в 1984 году, но в возрасте три лет родители переехали в аул Капаларасан недалеко от Талдыкургана, где я и вырос. Родители у меня простые труженики, есть старшие брат и сестра и младшая сестренка. С женой Мадиной вместе учились в одной группе в академии Жургенова, есть маленькая дочь Айлун.
- Ты чей выпускник?
- Мой наставник – заслуженный деятель культуры Казахстана Нурканат Жакыпбай, который знаком многим, как один из пропагандистов казахской культуры. Сейчас он художественный руководитель молодежного театра Астаны, где работаю и я.
- Какие роли больше всего нравятся, самый любимый твой персонаж?
- Сейчас мне все роли интересны, хочется попробовать себя в различных ипостасях – в главной, роли второго плана, в эпизодах, комедии, трагедии, одним словом, хочется проверить себя везде. Поэтому в театре не приходится выбирать какую-то роль. Слава богу, сейчас у меня их несколько И, как говорится, плох тот солдат, не мечтающий стать генералом, так и среди артистов нет, наверное, человека не мечтающего сыграть Гамлета по Шекспиру. А когда предлагают хорошие роли в хороших спектаклях, почему бы и не сыграть.
- Сколько времени требуется для подготовки одной роли?
- Все зависит от объема постановки – иногда хватает пару недель, а иногда требуется месяц, но бывает и так, что сразу схватываешь роль. К тому же, на первый взгляд со стороны, роли в театре и кино кажутся одинаковыми, но подготовка к ним разнится, как небо и земля. И там, и там есть свои трудности, и сложности. Но в театре требуется больше усилий и физического пота.
- Была ли у вас боязнь перед сценой, а может есть и до сих пор?
- По моему мнению, боязнь и трепет перед сценой должна быть у каждого артиста, особенно в первые годы работы. Показать себя перед сотнями зрителей, свое мастерство и умение войти в образ, найти путь к сердцу пришедших на спектакль – не простая задача. Поэтому, будь это молодой актер или с большим опытом, все равно трепет перед сценой будет всегда. Это говорит не о непрофессионализме артиста, наоборот, это дань уважения зрителю.
- Чего не хватает спектаклям на казахском языке, есть какие-то особенности?
- Сейчас среди старшего поколения бытует мнение, что «казахской драматургии нет», много полемики вокруг этого. А я бы сказал, что казахским спектаклям не хватает талантливых режиссеров. В одном театре один режиссер - этого совсем мало. Многие уходят в кино и им это нравится. А вот талантливых актеров, особенно среди молодежи, у нас хватает.
- Представь себя не творческой личностью, кем бы хотел тогда стать?
- Об этом, если честно, даже не задумывался (смеется).
- Что можешь сказать о дружбе в артистической среде, есть ли она, не случается распрей при распределении ролей, зависти?
- Работа в театре уже подразумевает коллектив, здесь без дружбы, поддержки и веры в друг в друга большие вещи не сделаешь. У нас в труппе я еще ни разу не слышал, чтобы были непонятки из-за ролей, недовольство из зависти. Наооборот, артистов, исполняющих главные роли стараются поддержать, помочь в любой момент. В конечном же итоге – цель у нас одна общая. Хорошо поставленный спектакль – это городость и честь всего коллектива театра. Самое главное, каждый должен верить в себя, а зависть возникает обычно из-за неверия в свои силы.
- Сейчас молодые режиссеры наступают на пятки людям старшего поколения. А там, где молодежь, там и новатороские идеи, что-то современное. На твой взгляд, стоит ли вносить что-то новое в классику?
- Сколько будет зрителей, столько же будет и мнений. У каждого жанра свой поклонник. Поэтому считаю, что ничего нет зазорного, если молодой режиссер внесет в классику свой взгляд, свою интерпретацию. Надо пробовать все. И если от этих новшеств станет больше зрителей, то в чем проблема? Народ – и критик, и оценщик происходящего на сцене. У хорошей постановки и жизнь будет долгой, а если народ ее не примет, то постепенно такой спектакль канет в лету.
- Что бы хотел пожелать читателям нашей интернет-газеты «Кызылорда ньюс»?
- Для каждого актера счастье, когда зритель принимает тебя с открытой душой, тепло. Каждый апплодисмент в его адрес – это оценка труда, стимул для дальнейшего роста. Вашим читателям хотел бы пожелать духовной мудрости, счастья и почаще приходить на наши спектакли.
- Спасибо за беседу.
Елибай ДЖИКИБАЕВ