БОРОТЬСЯ СО СКОТОКРАДАМИ СТАЛИ ПРИ ПОМОЩИ КАРТ
Кызылординская область стала в Казахстане первым регионом, где разработана своя "дорожная карта” по противодействию барымте, так как кражи скота здесь стали проблемой из проблем.
Каковы цели и какой ожидается эффект от программы – в эксклюзивном интервью с заместителем прокурора Кызылординской области Русланом РАЙХАНОВЫМ.
– По сведениям управления ветеринарии Кызылординской области по состоянию на 1 января 2016 года, в области зарегистрировано 256,1 тысячи голов крупного рогатого скота, 570,4 тысячи овец и коз, 88,6 тысячи лошадей, 36,1 тысячи голов верблюдов, – начал Руслан Райханов. – А теперь посмотрим статистику скотокрадства за последние три года. С 2013 по 2015 год в Приаралье зарегистрировано 2 202 преступления, связанных с хищениями сельскохозяйственных животных. По данным ДВД Кызылординской области, численность похищенного скота за это время составила 4 754 головы (2 121 КРС, 1 358 овцы и козы, 1 141 лошадь и 134 верблюда).
В 2013 году удельный вес краж домашнего скота из общего числа зарегистрированных краж составил 10,2 процента, в 2014 году – 13,3 процента и в 2015 году – 14 процентов. Как видим, количество преступлений такого рода растет год от года. Это ли не повод для беспокойства?
Заниженный в два раза от минимальной рыночной стоимости расчет за одну голову крупного и мелкого рогатого скота, соответственно в 75 и 10 тысяч тенге, позволяет высчитать сумму причиненного ущерба сельчанам, что можно отнести к теневому обороту, задействованному в данной криминальной сфере, и он составляет более 268 миллионов тенге. Последствиями преступных посягательств является не только причинение ущерба владельцам, возникают угрозы санитарной, ветеринарной и эпизоотической безопасности страны, недопоступают налоги, и как следствие – развиваются теневая экономика и коррупция в системе государственных органов.
– Это все понятно. Что будет предпринято, чтобы сельчанин не плакал горькими слезами, когда у него уведут единственную корову или лошадь?
– Давайте начнем с анализа, почему у людей пропадает или воруют скот. Первопричиной этого является самонадеянность владельцев при оставлении животных на бесконтрольном выпасе, ненадлежащая работа со стороны местных исполнительных органов по организации контролируемого выпаса. Представьте себе, что на огромной территории нашей области жителями только двух аульных округов – Бекежанов и Кодаманов Шиелийского района – организован контролируемый выпас сельскохозяйственных животных, который осуществляется на основе договора между пастухом и владельцем скота. Ежемесячная оплата составляет за одну овцу или козу всего 500 тенге, за голову крупного скота – 700 тенге. И вот вам результат – в этих населенных пунктах в 2015 году не зарегистрировано ни одного факта кражи.
Анализ данных за последние три года показывает, что 72 процента (1 573) краж скота происходит именно с мест бесконтрольного выпаса. Этот показатель должен заставить хозяев животных хотя бы задуматься.
Другой мерой противодействия кражам скота является обеспечение достоверного учета и регистрации его – паспортизация, биркование, таврирование. Но в ряде регионов области учет животных осуществляется формально, без подворного обхода и посещения каждого хозяйства. Имеются расхождения по количеству имеющегося скота на учете акимов сельских округов с фактическим поголовьем. Имеют место непостановка животных на учет и несвоевременное снятие с учета.
– А есть ли учет и контроль за реализацией мяса, ведь не секрет, что большая часть украденного и забитого скота проходит через руки продавцов...
– На территории области официально зарегистрировано лишь 2 рынка сбыта сельскохозяйственных животных – в городе Кызылорде и поселке Шиели, так называемые скотные базары. Тогда как в составе области 3 города, 7 районных центров, 142 сельских и аульных округа, 265 поселков и сел. Такая ситуация не отвечает потребностям населения, в связи с чем торговля животными осуществляется стихийно вне установленных мест, в том числе из частных жилых домов.
Помимо того, на этих двух рынках сельскохозяйственные животные реализуются в ночное время, с 3 часов ночи, что создает благоприятную среду для скотокрадов. А реализация на объектах внутренней торговли продукции (мясо и мясопродукты) и сырья животного происхождения допускается при наличии ветеринарных документов, подтверждающих убой сельскохозяйственного животного. Но никто не выполняет эти требования.
Из 34 зарегистрированных в области площадок по убою скота функционирует 26, а также 16 объектов внутренней торговли, то есть торговые дома, рынки.
Вместе с тем производится убой на личных подворьях или в крестьянских хозяйствах и реализация мяса и мясопродуктов вне объектов внутренней торговли. Вот поэтому все эти проблемы надо решать в комплексе, для этого мы и разработали "дорожную карту”, рассмотрев этот вопрос на специальной коллегии облпрокуратуры. Кстати, Генеральная прокуратура рекомендовала другим региональным ведомствам перенять наш опыт.
– У населения сложилось мнение, что раз животное украли, то ищи ветра в поле... Что предпринимается в этом направлении правоохранительными органами?
– Действительно, недостаточность принимаемых правоохранительными и иными государственными органами мер по предупреждению скотокрадства вызывает недовольство граждан. Надо признать, что вся работа характеризуется пассивностью и сведена лишь к формальной констатации органами внутренних дел фактов похищения и последующего их расследования. В связи с этим надлежит на системной основе обеспечить активное проведение совместно с уполномоченными органами соответствующих рейдовых и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и пресечение торговли и убоя вне установленных мест, а также групп, занимающихся кражей, разделкой и сбытом мясной продукции. Нужно еще учесть, что не исключается реализация мясной продукции похищенного сельскохозяйственного животного в учреждения здравоохранения, образования, уголовно-исполнительной системы, в которых поставщиками определяются предприятия, предложившие наименьшую цену.
Анализ показывает, что имеют место случаи поставок в государственные учреждения мяса по ценам, ниже среднерыночных, а они составляют 1 050–1 100 тенге за килограмм говядины, что вызывает обоснованные сомнения в легальном происхождении.
К примеру, частный предприниматель "Жакаев К” в 2015 году поставлял исправительному учреждению ЗК-169/4 говяжье мясо по цене 930 тенге за килограмм, тогда как крестьянское хозяйство "Кылыш” учреждению ЗК 169/1 – по 1 300 тенге. Неэффективность принимаемых мер со стороны правоохранительных органов, пассивность в противостоянии преступности способствуют формированию в обществе ложного ощущения вседозволенности и последующего вовлечения большего количества людей в процесс скотокрадства. Такое положение дел не может быть терпимым, поскольку вызывает недоверие населения к правоохранительной системе и требует пересмотра подходов в организации работы.
Действующая система контроля за убоем скота на бойнях не исключает выдачи фиктивных справок о соответствии мясной продукции требованиям ГОСТа, СанПиНов на разделанный в домашних условиях краденый скот.
Ввиду недоступности радио-, телепрограмм, отсутствия газет и журналов во многих отдаленных населенных пунктах сельчане не знают о проводимой государством работе по идентификации сельскохозяйственных животных за счет государственных средств. В связи с этим требуется проведение соответствующей работы при подворном обходе. Требуется разъяснение положений законодательства о невозможности начала уголовного разбирательства в случае отсутствия соответствующей документации на домашний скот.
Порой уголовные дела о скотокрадстве прекращаются за примирением сторон. Всё это порождает чувство безнаказанности у преступников.
Для раскрытия преступлений задействуются определенные потенциал и ресурс, однако, как правило, владельцы, получив незначительную компенсацию от воров, примиряются с ними. Таким образом, перестает действовать очень важный в деле борьбы с преступностью принцип неотвратимости наказания за содеянное.
Елибай ДЖИКИБАЕВ
Каковы цели и какой ожидается эффект от программы – в эксклюзивном интервью с заместителем прокурора Кызылординской области Русланом РАЙХАНОВЫМ.
– По сведениям управления ветеринарии Кызылординской области по состоянию на 1 января 2016 года, в области зарегистрировано 256,1 тысячи голов крупного рогатого скота, 570,4 тысячи овец и коз, 88,6 тысячи лошадей, 36,1 тысячи голов верблюдов, – начал Руслан Райханов. – А теперь посмотрим статистику скотокрадства за последние три года. С 2013 по 2015 год в Приаралье зарегистрировано 2 202 преступления, связанных с хищениями сельскохозяйственных животных. По данным ДВД Кызылординской области, численность похищенного скота за это время составила 4 754 головы (2 121 КРС, 1 358 овцы и козы, 1 141 лошадь и 134 верблюда).
В 2013 году удельный вес краж домашнего скота из общего числа зарегистрированных краж составил 10,2 процента, в 2014 году – 13,3 процента и в 2015 году – 14 процентов. Как видим, количество преступлений такого рода растет год от года. Это ли не повод для беспокойства?
Заниженный в два раза от минимальной рыночной стоимости расчет за одну голову крупного и мелкого рогатого скота, соответственно в 75 и 10 тысяч тенге, позволяет высчитать сумму причиненного ущерба сельчанам, что можно отнести к теневому обороту, задействованному в данной криминальной сфере, и он составляет более 268 миллионов тенге. Последствиями преступных посягательств является не только причинение ущерба владельцам, возникают угрозы санитарной, ветеринарной и эпизоотической безопасности страны, недопоступают налоги, и как следствие – развиваются теневая экономика и коррупция в системе государственных органов.
– Это все понятно. Что будет предпринято, чтобы сельчанин не плакал горькими слезами, когда у него уведут единственную корову или лошадь?
– Давайте начнем с анализа, почему у людей пропадает или воруют скот. Первопричиной этого является самонадеянность владельцев при оставлении животных на бесконтрольном выпасе, ненадлежащая работа со стороны местных исполнительных органов по организации контролируемого выпаса. Представьте себе, что на огромной территории нашей области жителями только двух аульных округов – Бекежанов и Кодаманов Шиелийского района – организован контролируемый выпас сельскохозяйственных животных, который осуществляется на основе договора между пастухом и владельцем скота. Ежемесячная оплата составляет за одну овцу или козу всего 500 тенге, за голову крупного скота – 700 тенге. И вот вам результат – в этих населенных пунктах в 2015 году не зарегистрировано ни одного факта кражи.
Анализ данных за последние три года показывает, что 72 процента (1 573) краж скота происходит именно с мест бесконтрольного выпаса. Этот показатель должен заставить хозяев животных хотя бы задуматься.
Другой мерой противодействия кражам скота является обеспечение достоверного учета и регистрации его – паспортизация, биркование, таврирование. Но в ряде регионов области учет животных осуществляется формально, без подворного обхода и посещения каждого хозяйства. Имеются расхождения по количеству имеющегося скота на учете акимов сельских округов с фактическим поголовьем. Имеют место непостановка животных на учет и несвоевременное снятие с учета.
– А есть ли учет и контроль за реализацией мяса, ведь не секрет, что большая часть украденного и забитого скота проходит через руки продавцов...
– На территории области официально зарегистрировано лишь 2 рынка сбыта сельскохозяйственных животных – в городе Кызылорде и поселке Шиели, так называемые скотные базары. Тогда как в составе области 3 города, 7 районных центров, 142 сельских и аульных округа, 265 поселков и сел. Такая ситуация не отвечает потребностям населения, в связи с чем торговля животными осуществляется стихийно вне установленных мест, в том числе из частных жилых домов.
Помимо того, на этих двух рынках сельскохозяйственные животные реализуются в ночное время, с 3 часов ночи, что создает благоприятную среду для скотокрадов. А реализация на объектах внутренней торговли продукции (мясо и мясопродукты) и сырья животного происхождения допускается при наличии ветеринарных документов, подтверждающих убой сельскохозяйственного животного. Но никто не выполняет эти требования.
Из 34 зарегистрированных в области площадок по убою скота функционирует 26, а также 16 объектов внутренней торговли, то есть торговые дома, рынки.
Вместе с тем производится убой на личных подворьях или в крестьянских хозяйствах и реализация мяса и мясопродуктов вне объектов внутренней торговли. Вот поэтому все эти проблемы надо решать в комплексе, для этого мы и разработали "дорожную карту”, рассмотрев этот вопрос на специальной коллегии облпрокуратуры. Кстати, Генеральная прокуратура рекомендовала другим региональным ведомствам перенять наш опыт.
– У населения сложилось мнение, что раз животное украли, то ищи ветра в поле... Что предпринимается в этом направлении правоохранительными органами?
– Действительно, недостаточность принимаемых правоохранительными и иными государственными органами мер по предупреждению скотокрадства вызывает недовольство граждан. Надо признать, что вся работа характеризуется пассивностью и сведена лишь к формальной констатации органами внутренних дел фактов похищения и последующего их расследования. В связи с этим надлежит на системной основе обеспечить активное проведение совместно с уполномоченными органами соответствующих рейдовых и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и пресечение торговли и убоя вне установленных мест, а также групп, занимающихся кражей, разделкой и сбытом мясной продукции. Нужно еще учесть, что не исключается реализация мясной продукции похищенного сельскохозяйственного животного в учреждения здравоохранения, образования, уголовно-исполнительной системы, в которых поставщиками определяются предприятия, предложившие наименьшую цену.
Анализ показывает, что имеют место случаи поставок в государственные учреждения мяса по ценам, ниже среднерыночных, а они составляют 1 050–1 100 тенге за килограмм говядины, что вызывает обоснованные сомнения в легальном происхождении.
К примеру, частный предприниматель "Жакаев К” в 2015 году поставлял исправительному учреждению ЗК-169/4 говяжье мясо по цене 930 тенге за килограмм, тогда как крестьянское хозяйство "Кылыш” учреждению ЗК 169/1 – по 1 300 тенге. Неэффективность принимаемых мер со стороны правоохранительных органов, пассивность в противостоянии преступности способствуют формированию в обществе ложного ощущения вседозволенности и последующего вовлечения большего количества людей в процесс скотокрадства. Такое положение дел не может быть терпимым, поскольку вызывает недоверие населения к правоохранительной системе и требует пересмотра подходов в организации работы.
Действующая система контроля за убоем скота на бойнях не исключает выдачи фиктивных справок о соответствии мясной продукции требованиям ГОСТа, СанПиНов на разделанный в домашних условиях краденый скот.
Ввиду недоступности радио-, телепрограмм, отсутствия газет и журналов во многих отдаленных населенных пунктах сельчане не знают о проводимой государством работе по идентификации сельскохозяйственных животных за счет государственных средств. В связи с этим требуется проведение соответствующей работы при подворном обходе. Требуется разъяснение положений законодательства о невозможности начала уголовного разбирательства в случае отсутствия соответствующей документации на домашний скот.
Порой уголовные дела о скотокрадстве прекращаются за примирением сторон. Всё это порождает чувство безнаказанности у преступников.
Для раскрытия преступлений задействуются определенные потенциал и ресурс, однако, как правило, владельцы, получив незначительную компенсацию от воров, примиряются с ними. Таким образом, перестает действовать очень важный в деле борьбы с преступностью принцип неотвратимости наказания за содеянное.
Елибай ДЖИКИБАЕВ