ЗЕМЛЯ СЫРА: ПОСЕРЕДИНЕ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ (продолжение)
СЫГНАК, ЖАНКЕНТ
«История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего», – очень точно подметил Сервантес. Летопись древнего Сыгнака – яркое подтверждение этих слов.
Это городище даже чисто внешне отличается от своих соседей. Отрар, Сауран, Сидак или Карнак представляют собой оплывшие бугры без особой растительности. Сыгнак же – своеобразный лес на возвышенности. Деревья, кустарники, саксаул, высокая трава делают этот город еще более загадочным. А если учесть тот факт, что здесь не велось широкомасштабных раскопок... Впрочем, все по-порядку.
В средневековой истории этого региона огромную роль играли племенные союзы тюргешей, карлуков, канглы, кипчаков, печенегов, огузов. Они оказали влияние на этногенез казахского народа, его политический, социальный, экономический и культурный образ жизни.
В частности, огузы оставили заметный след в истории народов, населявших сырдарьинско-аральский регион в 7-11 вв. Родиной этих племен специалисты считают Монголию и Китай, откуда в раннем средневековье огузы переселяются в Приаралье и низовье Сырдарьи.
Историк Востока Аль-Идриси сообщал: «Города гузов многочисленны, они тянутся друг за другом на север и восток вдоль Сырдарьи. У них там укрепленные крепости, в которых укрываются князья и в которых они хранят свои запасы продовольствия».
К этим городам относились Сюткент, Сыгнак, а столицей одно время был Жанкент (Янгикент). О столице чуть позже, а сейчас о Сыгнаке.
Первое упоминание находим в письменных источниках 10 в. Город назван Сунах в труде неизвестного персидского автора «Худуд-ал-Алем». Спустя столетие Махмуд Кашгарский в сочинении «Дивани лугат ат-турки» рассказывает о нем, как о городе огузов. Далее Кашгари сообщает о том, что «в состав огузского союза входит 24 племени». В 12 в. Сыгнак уже назван центром кипчакской государственности.
Хозяйственная жизнь у тюрко-огузских племен была разнообразной, но основой было пастбищное скотоводство: овцы, лошади, верблюды, крупный рогатый скот. Но за крепостными стенами занимались и зерновыми культурами, выращивали овощи. В самом же городе развивались торговля и ремесло. О том, что керамическое производство в Сыгнаке процветало, говорят многочисленные обломки посуды, которыми буквально усыпана поверхность городища столетия спустя! Помимо гончаров в Сыгнаке жили кузнецы, ювелиры, оружейники. К последним было особое уважение, потому что здесь жили свободолюбивые и независимые граждане. И если Сауран во время нашествия сдается монголам без боя, Сыгнак оказывает неприятелю отчаянное сопротивление. Средневековый летописец Джувейни сообщает, что воины Джучи-хана брали все города на Сырдарье без боя. Город огузов же отчаянно сражался неделю, после чего пал. Месть была кровавой – все население было вырезано.
На разведочном археологическом шурфе отчетливо видны следы пожарищ: культурный слой из почерневших бревен сгоревших домов. Нетрудно представить, какая трагедия разыгралась в Сыгнаке после взятия города полчищами монголов. Штурму предшествовали «дипломатические» переговоры, когда местный купец Хасан Ходжа уговаривал горожан сдаться на милость Джучи. Гордые сыгнакцы убили предателя и приняли неравный бой...
По обычаям тюрков погребение у огузов было особым – подкурганное захоронение с конем, оружием и личными вещами. Трупы же противников сжигали, а пепел развеивали по ветру. Верный спутник кочевника при жизни – конь, сопровождал номада и после смерти в последней обители. Этот обычай описывали европейские послы и путешественники Плано Карпини и Вильгельм де Рубрук. Последний сообщал, что возле захоронения номада «повесили на жердях 16 лошадиных шкур, по 4 с каждой стороны...».
Племена тюрков, к которым относились и огузы, были язычниками, хотя в присырдарьинских городах в 8-11 вв. уже принимают ислам. Поклонение культу неба – Тенгри, солнцу, земле и воде существовало вместе с почитанием священных тотемов-животных – волка, оленя, архара, сокола. В этом плане Сыгнак можно назвать городом-побратимом Сидака, что находится рядом с Туркестаном. Почему именно эти места облюбовали непокорные и очень свободолюбивые люди, еще предстоит выяснить специалистам. Дух огузов был непоколебим. Потому и ислам не принимали в противовес всем среднеазиатским государствам. А города Сыгнак и Жанкент называли «владениями неверных». О военных столкновениях огузов и кипчаков с предводителями Хорезма до сих пор ходят легенды. В конце концов был заключен мирный договор, устроивший обе стороны.
Эпоха язычества в окружении племен, принявших ислам, не могла продолжаться долго. К 12 в. огузы в массе своей принимают мусульманство. Мужчины получили особые привилегии, потому что этому способствовали каноны ислама. Женщины же потеряли заметную долю независимости, которой пользовались ранее.
Сыгнак после монгольского нашествия вновь возрождается в 13 в., превращаясь в крупное экономическое и политическое ядро. В 14 в. город на время становится столицей Ак-Орды. Строятся духовные центры: мечети, медресе. Одно из подобных культовых сооружений сегодня раскрыли археологи. Оно находится в сотне метров от стен городища. По архитектурным признакам
строение очень древнее. Причем его неоднократно восстанавливали после разрушений. По всей видимости, предки заново отстраивали мечеть именно здесь потому, что считали это место священным. Сегодня реставраторы не только восстанавливают памятник истории, но и занимаются его консервацией. А это значит, объект будет включен в туристические маршруты, после чего с ним смогут познакомиться туристы и паломники.
Здесь же рядом находится мавзолей Сунак ата. В наши дни – это святое место, которое посещают люди.
Борьба за Сыгнак продолжалась и в позднее средневековье, пока в 16 в. город окончательно не перешел во владение казахских ханов. Здесь строятся шедевры зодчества, одним из наиболее значимых становится мавзолей Кок-Кесене. По мнению некоторых историков, это культовое сооружение было усыпальницей Абулхаира.
Отрывок из книги Анвара Мамраимова «Священные места на Великом Шелковом пути».
Продолжение, начало 1. https://ru.kyzylorda-news.kz/news/lifnews/20681-zemlya-syra-poseredine-velikogo-shelkovogo-puti.html
2. https://ru.kyzylorda-news.kz/news/lifnews/20685-zemlya-syra-poseredine-velikogo-shelkovogo-puti.html
(продолжение следует)