ОБРАЗЕЦ МУЖЕСТВА И ДОБЛЕСТИ
В истории казахского народа было немало героических сражений и битв, сыгравших поворотную роль в казахской истории. Как писал знаток истории писатель Мухтар Магауин, «...никто не сможет защитить казахов, кроме их же самих. Если бы не было таких побед, как в сражении при Буланты, Аныракайской битве, то еще три века назад Казахская Орда совсем бы исчезла».
Примером беспримерного мужества и героизма, воинской доблести и искусства служит Орбулакское сражение. XVII век – один из самых тяжелых и трагических периодов в истории казахского народа, который характеризуется наиболее тяжелыми и кровопролитными войнами с джунгарскими захватчиками. В Казахском ханстве не утихали распри и соперничество между племенной знатью и феодалами. Некоторые казахские султаны стремились обособиться от ханской власти и править своими владениями единолично. Стали прерываться тесные связи и между жузами. Этой сложной политической обстановкой воспользовались джунгары.
Пришедший к власти Батур контайчи создал в Джунгарии сильное централизованное государство (1635−1654). Джунгары стремились закрепить за собой торгово-ремесленные центры, караванные дороги, пастбища, что в условиях кочевого скотоводства влекло передел земельных угодий. Борьбу против джунгар возглавил Жангир хан, правление которого предположительно пришлось на 1645-1652 годы.
Как и его отец Есим хан, он был обеспокоен усилением Джунгарского ханства. В 1628 году умер хан Есим. В это время султан Жангир находился на северо-востоке Казахстана, охраняя границы страны от калмаков – западных монголов. В 1635 году в пределы Казахского ханства вторгается многочисленное войско Батура контайчи, поддерживаемое родственными торгаутами. Немногочисленный отряд Жангира был разбит, а сам он взят в плен. Ему пришлось до конца испить чашу горести и унижения. Молодой султан ничем не отличался от рядовых воинов – такая же легкая кольчуга, войлочный колпак, то же вооружение. Калмаки и подумать не могли, что перед ними наследник казахского трона. К тому же он говорил на монгольском языке и знал обычаи соседей. На первом же привале он начал молиться. Увидев, что пленник обращается в молитвах к Тенгри, калмаки приняли его за своего брата – толенгита. К нему стали лучше относиться, даже развязали руки и ноги. Как только он освободился от веревок, в первую же ночь исчез. Жангир часто повторял своим воинам: «Не всем молитвам следует верить». Именно этим фактом из его биографии объясняется непримиримая ненависть Жангира к джунгарам.
Он был царь-воин, закаленный в боях и сражениях. Еще при жизни народ прозвал его «Салқам Жәңгір» – «Сильный, внушительный». По свидетельствам историков, его отличали такие качества, как решительность, смелость, упорство, стойкость, готовность к самопожертвованию. Однако пленение подорвало на некоторое время его авторитет среди политических соперников и населения.
Продолжая политические традиции своего отца Есима, Жангир поддерживал союзнические отношения с правителями моголов, многолетняя дружба связывала его с эмиром Самарканда Жалантосом бахадуром. Их союз явился ответной реакцией на создание Батуром контайчи коалиции для наступления на
Семиречье.
Весть о вторжении дошла до ханской ставки в Туркестане. Жангир принимает смелое решение – встретить войско противника численностью в пятьдесят тысяч человек с отрядом из 600 лучников, вооруженных фитильными ружьями. Жангир обратился также за помощью к Жалантосу бахадуру и заручился его поддержкой.
Для битвы Жангир выбрал горное место недалеко от реки Ор. Он устроил джунгарам засаду. Вдоль ущелья приказал вырыть глубокий ров и возвести на своем краю высокий вал. Когда конница калмаков углубилась в ущелье, казахи открыли огонь из кремневых ружей. Батур контайчи начал выводить свое растянувшееся вдоль всего ущелья войско, но у выхода их поджидали в засаде 20 тысяч воинов подоспевшего из Самарканда батыра Жалантоса. По свидетельству историков, в этом бою джунгарский правитель потерял более десяти тысяч воинов и потерпел сокрушительное поражение.
Вернувшись из неудачного похода, Батур контайчи строил планы отмщения казахскому правителю за гибель своего войска и посрамление его полководческого таланта. Однако Жангир хан, отличавшийся не только военной удалью, но и большим дипломатическим талантом, стремился к прекращению джунгарской агрессии и не раз отправлял послов в Джунгарское ханство. В 1647 году между Батуром контайчи и Жангир ханом было заключено мирное соглашение. Залогом этого соглашения стал брак хана с дочерью контайчи. Как известно, в этом браке у Жангира родился сын, которому суждено было стать знаменитым Тауке ханом.
Орбулакская битва произошла в местности Белжайляу (Панфиловский район Алматинской области). Белжайляу – это череда пастбищ между горными хребтами Джунгарского Алатау и Алтын-Эмеля. Тут проходит дорога из Прибалхашья в Илийскую долину. Это одно из лучших мест Жетысу со своим особым микроклиматом. Летом здесь не бывает иссушающей жары и выжженной травы. Об этом знали ещё древние саки, курганы которых попадаются вдоль дороги. Знали об этом и джунгары…
Орбулакская битва стала примером мужества, героизма и невероятной силы военного духа казахов. Оно вошло в мировую летопись боевой славы и военного мастерства. Успех сражения определило прежде всего военное мастерство хана Жангира.
В нынешнем году в республике широко отмечается 375-летие победы в Орбулакской битве. Вдоль международной трассы «Шымкент – Ташкент» на высоком холме вблизи населенного пункта Шарап-хана Казыгуртского района Южно-Казахстанской области возведен мемориальный комплекс. Издалека можно увидеть впечатляющие конные статуи Жангир хана и Жалантоса бахадура. На сплошной гранитной стене с внешней стороны площади, где расположился комплекс «Батыр бабалар», установлены панно. Изображение на одном отражает самые трагические страницы истории, которые известны как «Ақтабан шұбырынды, Алқакөл сұлама». Другое – воспроизводит эпизоды Орбулакской битвы. На панорамной стене вместе с двумя полководцами, которые привели воинов к этой победе, навечно запечатлены великие исторические личности казахской земли – Шапырашты Карасай, Аргын Агынтай, Алшын Жиембет, Канлы Сарбука, Найман Коксерек, Дулат Жаксыгул, Суан Елтинди и батыры братского кыргызского народа – Котен и Табай. В центре мемориального комплекса установлен камень с исторической справкой о памятнике в честь юбилея Орбулакской битвы.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА