БУДУЩЕЕ - ЗА ПРОФЕССИОНАЛАМИ
«…Я убежден: начатые нами масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания. Она не просто дополнит политическую и экономическую модернизацию - она выступит их сердцевиной».
Нурсултан Назарбаев, статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Для любого казахстанца чрезвычайно важны такие факторы как компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость и в то же время сохранение национальной идентичности. Нетрудно заметить, что в наше время все эти качества в большей степени присущи новому поколению, нашей молодежи. Само по себе это уже означает движение общества вперед, в будущее. Поколение казахстанцев XXI века наглядно свидетельствует – мы не стоим на месте, мы развиваемся.
При этом очень важно и формирование в молодом человеке таких качеств как рационализм, последовательность и прагматизм. В своей статье Президент страны отмечает, что культура всех развитых современных обществ базируется на философии умеренности, на принципах достатка и рациональности, но не излишней роскоши. «Умение жить рационально с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех – это и есть прагматизм в поведении», – делает вывод Глава государства. Сегодня нам важно иметь в виду, что именно такой подход к своим жизненным ценностям должен составить основу мировоззрения нового поколения граждан страны.
Во многом это так и есть. Нынешнее подрастающее поколение – очень амбициозное и целеустремленное. Сегодняшняя молодежь делает акцент на свое образование и профессиональный успех. Это и есть прагматизм в жизни, в поведении и развитии личности. У каждого молодого человека есть определенный намеченный план, и он старается уверенно идти к его осуществлению.
Другое дело, что налицо признаки чрезмерного влияния на умы и настроения многих молодых людей повсеместного культа денег и потребления. Это особенно заметно по той прослойке молодежи, которую у нас принято именовать «золотой» или «преуспевающей». Это не только те, у кого папа, мама, дядя занимает высокое социальное положение. Это в широком смысле – все те молодые казахстанцы, чьи родители имеют доходы существенно выше среднего и могут себе позволить вкладывать в своих детей. Очень многие представители этой прослойки добиваются действительно больших успехов в образовании и карьере, но многих, к сожалению, побеждает повсеместно насаждаемый культ роскоши и всего того, что в народе называют «понтами». Ездить на дорогом авто, иметь дорогие аксессуары, отдыхать в дорогих заведениях – все это становится самоцелью для таких ребят. Отражением этой тенденции является такое социальное явление как «усеновщина».
Стоит заметить, что подобные случаи – явление привычное для нас, но не типичное для западных обществ. Общеизвестна позиция знаменитого миллиардера Уоррена Баффета по отношению к своим детям: ради заботы об их будущем он в свое время отказал им во всех материальных стимулах, обеспечивая лишь минимальным содержанием, таким же как и у других рядовых студентов. Когда у миллиардера спросили, почему он столь жестко строит отношения с детьми, он ответил, что для него важно их будущее, а оно будет достойным только при условии, что у них будет стимул к самостоятельному достижению жизненных целей.
Ибо если все уже достигнуто родителями, если тебе досталось от них богатство, достаточное для безбедной жизни и все блага мира к твоим услугам, то ты не будешь иметь никаких стимулов к развитию. Ты остановишься в своем росте, погрязнешь в роскоши и наслаждениях, и в конечном счете просто «сгоришь». Такова была печальная судьба «потерянного поколения» – детей тех американцев, которые только-только сделали себе состояние и стремились ни в чём не отказывать своим отпрыскам. Феномен «потерянного поколения» в США имел место ещё на изломе XIX и в начале XX века. Рассказывают, что следующие поколения преуспевающих родителей относились к судьбе детей более прагматично и дальновидно. Заботясь о них и желая, чтобы они продолжили начатое дело, а не сожгли себя в бесконечном кутеже, они ограничивали их расходы и стремились дать хорошее образование. Собственно, такой логике следовал и Баффет.
В нашем обществе феномен «потерянного поколения» пока еще не пережит. Это наш современный опыт. Те, кто поднимал на ноги свой бизнес в смутные 1990-е и добился успехов в 2000-е, сегодня стремятся ни в чем не отказывать своим подрастающим отпрыскам. На это накладывается еще и наш менталитет – казахи всегда, во все времена стремились дать детям самое лучшее. Но там, где нет никаких ограничений, где нет меры ни деньгам, ни возможностям «решать вопросы», возникает такие явления как «усеновщина» и «агашизм». Это – то лишнее и мешающее нам двигаться вперед, что унаследовано от советского менталитета. Это то, от чего нужно отказаться, чтобы успешно развиваться и идти дальше – к чему, собственно, и призывает Президент Н.Назарбаев.
Бесспорно, общество должно переболеть этими болезнями роста. «Потерянные поколения» юных никчемных мажоров должны вырасти и перегореть для того чтобы общество на этом печальном опыте сделало свои выводы. Произойдет это и у нас в Казахстане. Более того: сегодня это уже происходит. Модернизация сознания во многом как раз и будет означать пусть болезненный, но необходимый пересмотр многих наших привычных, устоявшихся моделей поведения. Из людей новых поколений, из тех, которым сегодня по 15 – 20, успешными в этой стране явно будут не те, у кого есть богатый папа. Это будут те, кто всего в своей жизни добился сам – профессионалы, умеющие совершенствоваться и учиться. Это люди, знающие несколько языков и использующие это в своей работе и жизни. Это специалисты, владеющие технологиями и способные их улучшать. Пресыщенные дети «агашек», чья жизнь простирается от клуба до казино и обратно, явно не сделают погоды в завтрашнем дне Казахстана.