10 АВГУСТА — ДЕНЬ ПОЭЗИИ ВЕЛИКОГО АБАЯ КУНАНБАЕВА
В этот день ровно 170 лет назад — 10 августа 1845 года — родился Абай Кунанбаев. Великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещенного либерального ислама, пишет alau.kz.
Семья Абая была потомственно аристократической, и дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев. Ему повезло в смысле семейного уюта и домашнего воспитания, поскольку и мать Улжан и бабушка Зере были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами. Именно с легкой руки матери данное отцом имя «Ибрагим» было заменено ласкательным «Абай», что означает «осмотрительный, вдумчивый». Под этим именем он прожил всю свою жизнь и вошел в историю.
Начатое в раннем детстве приобщение к устному творчеству народа и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе имама Ахмед-Ризы. Одновременно он учился в русской школе и к концу пятилетней учебы начинает писать стихи.
С 13 лет Кунанбай начинает приучать Абая к административной деятельности главы рода. Ему пришлось вникнуть в межродовые тяжбы, ссоры, интриги и постепенно он испытал разочарование к административно-политической деятельности, что привело к тому, что в возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием.
Но только к 40 годам он осознает свое призвание как поэта и гражданина, в частности, поставив под стихотворением «Лето» свое имя (ранее он приписывал свои сочинения другу Джантасову Кокпаю).
Абаю оказалась близка поэзия Пушкина, Лермонтова, Гете и Байрона. Он в своих переложениях их на казахский тонко передавал дух переводимых стихов и адаптировал к мироощущению соплеменников.
На протяжении 20 лет чрезвычайно разносторонне расцветает гений Абая, он завоевывает необычайный авторитет, огромную и доселе в степи не встречавшуюся популярность. К нему стекаются акыны, певцы, композиторы, вокруг него толпится талантливая молодежь, создается социально-философская и литературная школы. Но Абай как властитель дум вызывает дикую зависть, бешенное озлобление, проявившееся в самых коварных формах.
Последние удары судьбы связаны со смертью сыновей Абдрахмана и Магауи. Он отверг лечение недуга и добровольно обрек себя на смерть. Он похоронен около своей зимовки в долине Жидебай, вблизи Чингизских гор, на 60 году жизни.
Особое место в творчестве Абая занимает «Қара сөз». Под этим наименованием объединены 45 «Слов» — небольших законченных фрагментов, выраженных в тщательно, художественно стилистически обработанной прозаической форме. Это и непосредственное обращение к читателю, откровенный разговор — собеседование, это и «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет», это и философия жизни отдельного человека на фоне судеб народа.
Художественное новаторство Абая проявилось в обновлении тематики, идейного содержания поэзии. Многие стихи написаны в форме лирических монологов («Айттым сәлем, Қаламқас»). Он воспевал женщину-мать как опору семьи, отрицал калым, многоженство, боролся за равноправие женщины в казахской обществе. В стихах «Көзімнің қарасы» («Ты зрачок глаз моих»), «Қызарып, сұрланып» («И краснеть… и бледнеть»), «Ғашықтың тілі — тілсіз тіл» («Язык любви — язык без слов») показаны сила любви, красота женщины. В 1887 году написаны поэмы «Масгуд» и «Искандер».
С особым вдохновением Абай работал над переводами отрывков из поэмы Александра Пушкина «Евгений Онегин» — «Письмо Татьяны», «Ответ Онегина», «Слово Ленского». Превосходным образцом литературного перевода стали стихотворения Лермонтова «Дума», «Кинжал», «Парус», «Утес» и др. Он сумел сохранить их обличительную силу и тонко передать выразительность и простоту языка.
Музыкальное наследие Абая занимает особое место в истории казахского национального искусства. Он прекрасно знал песни и кюи, высоко ценил песни народных композиторов Биржан сала, Жаяу Мусы. Песни Абая «Айттым сәлем, Қаламқас», «Қор болды жаным», «Сұрғылт тұман», «Татьянаның хаты» и др. ввели в народное песенное творчество новые мелодичные ритмы, формы и размеры, новые принципы использования художественно-выразительных средств языка.
Литературное и эстетическое наследие Абая — национальная гордость казахского народа. Традиции, заложенные Абаем, продолжаются в творчестве новых поколений казахских поэтов и произаиков. В казахской литературоведении успешно развивается отрасль Абаеведение. Жизнь и творчество Абая вдохновили Мухтара Ауэзова на создание романа-эпопеи в 2 книгах: «Абай» и «Абай жолы».
В этом году казахстанцы будут широко отмечать юбилей великого поэта.
Семья Абая была потомственно аристократической, и дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев. Ему повезло в смысле семейного уюта и домашнего воспитания, поскольку и мать Улжан и бабушка Зере были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами. Именно с легкой руки матери данное отцом имя «Ибрагим» было заменено ласкательным «Абай», что означает «осмотрительный, вдумчивый». Под этим именем он прожил всю свою жизнь и вошел в историю.
Начатое в раннем детстве приобщение к устному творчеству народа и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе имама Ахмед-Ризы. Одновременно он учился в русской школе и к концу пятилетней учебы начинает писать стихи.
С 13 лет Кунанбай начинает приучать Абая к административной деятельности главы рода. Ему пришлось вникнуть в межродовые тяжбы, ссоры, интриги и постепенно он испытал разочарование к административно-политической деятельности, что привело к тому, что в возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием.
Но только к 40 годам он осознает свое призвание как поэта и гражданина, в частности, поставив под стихотворением «Лето» свое имя (ранее он приписывал свои сочинения другу Джантасову Кокпаю).
Абаю оказалась близка поэзия Пушкина, Лермонтова, Гете и Байрона. Он в своих переложениях их на казахский тонко передавал дух переводимых стихов и адаптировал к мироощущению соплеменников.
На протяжении 20 лет чрезвычайно разносторонне расцветает гений Абая, он завоевывает необычайный авторитет, огромную и доселе в степи не встречавшуюся популярность. К нему стекаются акыны, певцы, композиторы, вокруг него толпится талантливая молодежь, создается социально-философская и литературная школы. Но Абай как властитель дум вызывает дикую зависть, бешенное озлобление, проявившееся в самых коварных формах.
Последние удары судьбы связаны со смертью сыновей Абдрахмана и Магауи. Он отверг лечение недуга и добровольно обрек себя на смерть. Он похоронен около своей зимовки в долине Жидебай, вблизи Чингизских гор, на 60 году жизни.
Особое место в творчестве Абая занимает «Қара сөз». Под этим наименованием объединены 45 «Слов» — небольших законченных фрагментов, выраженных в тщательно, художественно стилистически обработанной прозаической форме. Это и непосредственное обращение к читателю, откровенный разговор — собеседование, это и «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет», это и философия жизни отдельного человека на фоне судеб народа.
Художественное новаторство Абая проявилось в обновлении тематики, идейного содержания поэзии. Многие стихи написаны в форме лирических монологов («Айттым сәлем, Қаламқас»). Он воспевал женщину-мать как опору семьи, отрицал калым, многоженство, боролся за равноправие женщины в казахской обществе. В стихах «Көзімнің қарасы» («Ты зрачок глаз моих»), «Қызарып, сұрланып» («И краснеть… и бледнеть»), «Ғашықтың тілі — тілсіз тіл» («Язык любви — язык без слов») показаны сила любви, красота женщины. В 1887 году написаны поэмы «Масгуд» и «Искандер».
С особым вдохновением Абай работал над переводами отрывков из поэмы Александра Пушкина «Евгений Онегин» — «Письмо Татьяны», «Ответ Онегина», «Слово Ленского». Превосходным образцом литературного перевода стали стихотворения Лермонтова «Дума», «Кинжал», «Парус», «Утес» и др. Он сумел сохранить их обличительную силу и тонко передать выразительность и простоту языка.
Музыкальное наследие Абая занимает особое место в истории казахского национального искусства. Он прекрасно знал песни и кюи, высоко ценил песни народных композиторов Биржан сала, Жаяу Мусы. Песни Абая «Айттым сәлем, Қаламқас», «Қор болды жаным», «Сұрғылт тұман», «Татьянаның хаты» и др. ввели в народное песенное творчество новые мелодичные ритмы, формы и размеры, новые принципы использования художественно-выразительных средств языка.
Литературное и эстетическое наследие Абая — национальная гордость казахского народа. Традиции, заложенные Абаем, продолжаются в творчестве новых поколений казахских поэтов и произаиков. В казахской литературоведении успешно развивается отрасль Абаеведение. Жизнь и творчество Абая вдохновили Мухтара Ауэзова на создание романа-эпопеи в 2 книгах: «Абай» и «Абай жолы».
В этом году казахстанцы будут широко отмечать юбилей великого поэта.