ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ «ОКНО В ЕВРОПУ» ДЛЯ ТРАНЗИТА КЫРГЫЗСКИХ СЕЛЬХОЗТОВАРОВ
В «Атамекен» сообщили об обеспечении транзита через Республику Казахстан в Российскую Федерацию 105 групп кыргызских товаров на 4 знаках кода ТН ВЭД ЕАЭС, подлежащих ветеринарно-санитарному контролю.
Об этом разъяснили в ходе пресс-конференции в Национальной палате предпринимателей РК «Атамекен», прошедшей с участием вице-министра сельского хозяйства РК Гульмиры Исаевой, президента АО «КТЖ – Грузовые перевозки» Оралхана Кулакова, заместителя Председателя Правления НПП Даны Жунусовой и заместителя председателя Комитета ветеринарного контроля и надзора МСХ РК Олжаса Аусабаева.
Как пояснила заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Дана Жунусова, целью проводимой пресс-конференции, в первую очередь, является разъяснение принятого нормативно-правового акта, обеспечивающего транзитный проезд по территории РК подконтрольной кыргызской продукции в Российскую Федерацию.
Департамент экономической интеграции «Атамекена» отмечает, что ввиду несоответствий Кыргызской системы обеспечения ветеринарной безопасности требованиям и нормам Евразийского экономического союза в области ветеринарии, выявленных по итогам инспекций 2015-2016 гг. с участием представителей государств – членов Союза и ЕЭК, упразднение ветеринарного контроля на казахстанско-кыргызской границе несет неприемлемые риски для сельского хозяйства Казахстана.
Кроме того, по информации уполномоченного органа, в 2016 году участились случаи выявления зараженной кыргызской подкарантинной фитосанитарной продукции, следующей транзитом через Казахстан. В целях нахождения взаимоприемлемого решения по транзиту кыргызской сельскохозяйственной продукции в Россию через Казахстан, был утвержден совместный приказ «Об утверждении Порядка транзита железнодорожным транспортом подкарантинной продукции подлежащих карантинному фитосанитарному контролю и товаров, подлежащих ветеринарно-санитарному контролю по территории Республики Казахстан в Российскую Федерацию из Кыргызской Республики».
«В соответствии с тем решением, которое предложено казахстанской стороной, мы предлагаем обеспечение транзита через территорию Республики Казахстан в Российскую Федерацию железнодорожным транспортом всей подконтрольной ветеринарному контролю и надзору кыргызской продукции, которая приведена в решении Комиссии Таможенного союза № 317 (от 18 июня 2010 года), за исключением живых сельскохозяйственных животных. Всего 112 групп (по 4 знакам ТН ВЭД) подконтрольной продукции на сегодня состоят в Едином перечне. Из них кыргызская сторона уже поставляет в южные регионы Казахстана и транзитом в РФ 3 категории продукции (готовая молочная, рыбная и мясная). Без учета живых сельскохозяйственных животных, это означает, что мы сегодня увеличиваем список разрешенных к транзиту товаров кыргызского происхождения, подлежащих ветеринарно-санитарному контролю, который составит 105 групп товаров», - отметила Гульмира Исаева.
Так, на сегодняшний день по результатам совместных инспекций уполномоченных органов государств-членов ЕАЭС 15 кыргызских предприятий имеют возможность поставлять продукцию на российский рынок и 8 предприятий на казахстанский рынок - в южные регионы, только определенные товары, подлежащие ветеринарному контролю, например, прошедшие термическую обработку молочные продукты, готовые мясные изделия и рыбную продукцию. В 2016 году в РФ была поставлена 121 партия готовой молочной продукции, а в Казахстан – 939 партий.
Стоит отметить, что опасения в отношении ветеринарной и фитосанитарной безопасности кыргызской продукции ранее также высказывались Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» от имени отечественного бизнеса. В большей степени это вызвано тем, что Казахстан является аграрной страной, осуществляющей экспортные поставки животноводческой и растениеводческой продукции как в страны ЕАЭС, так и в третьи страны. В случае же занесения опасных болезней животных, республика рискует потерять не только достигнутые показатели экспорта сельхозпродукции, но и лишится статуса зоны благополучной по ящуру без применения вакцинации в 9 областях, а вместе с ним и репутации безопасного производителя на международном рынке.
Вместе с тем, по словам Гульмиры Исаевой, министерством сельского хозяйства Республики Казахстан проводится работа с коллегами государств-членов ЕАЭС по проведению очередных совместных инспекций для увеличения списка кыргызских предприятий и перечня продукции, которая будет разрешена для поставок в ЕАЭС.
Олжас Аусабаев, в свою очередь, сообщил, что на сегодня разработан порядок транзита железнодорожным транспортом товаров, подлежащих ветеринарному контролю. «Определен маршрут следования железнодорожного транспорта – вход на территорию РК (Луговое Экс) и выхода на территорию РФ (Илецк Экс). Транзит будет осуществляться в опломбированных вагонах. Дополнительно прорабатываются другие маршруты следования», - констатировал он.
Представитель КТЖ Оралхан Кулаков проинформировал о том, что с 10 января «Қазақстан Темір Жолы» вводит унифицированные тарифы. «Да, это транзитные перевозки, но они будут проводиться по унифицированным тарифам. Это означает снижение тарифов в 2,83 раза в отношении железнодорожных перевозок из Кыргызстана. Что даст большой толчок для перевозок через Казахстан. Я думаю, что все вопросы должны сняться сегодня. Лучше условий, наверное, никто бы не придумал», - сказал он.
Дана Жунусова подчеркнула, что Национальная палата предпринимателей активно участвует во всех интеграционных вопросах, которые касаются ВТО и ЕАЭС. «Учитывая то, что Кыргызстан присоединился уже после становления союза, к нему были предъявлены очень лояльные требования и были даны переходные положения по многим параметрам. Это и технические регламенты, унифицированный железнодорожный тариф, то есть, грубо говоря, снижение и экономия для киргизских предпринимателей», - отметила она.
Вместе с тем, Дана Жунусова отметила, что, понимая, какие последствия может нести преждевременное снятие ветеринарного контроля для Казахстана, Кыргызстану необходимо четко исполнять все мероприятия, которые прописаны в Договоре о присоединении Кыргызстана к ЕАЭС.
«Это нормальные меры для каждой страны в рамках Союза - обеспечение безопасности и эпизоотической благополучной ситуации в своей стране. Это защита интересов национального бизнеса и здоровья нации. В этом плане от лица Национальной палаты предпринимателей хочу отметить, что данный приказ абсолютно не ущемляет права предпринимателей, так как в скором времени планируется разработка проекта документа, регламентирующего порядок транзита указанной продукции и автомобильным транспортом», - сказала зампред Правления «Атамекен».
Как пояснила заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Дана Жунусова, целью проводимой пресс-конференции, в первую очередь, является разъяснение принятого нормативно-правового акта, обеспечивающего транзитный проезд по территории РК подконтрольной кыргызской продукции в Российскую Федерацию.
Департамент экономической интеграции «Атамекена» отмечает, что ввиду несоответствий Кыргызской системы обеспечения ветеринарной безопасности требованиям и нормам Евразийского экономического союза в области ветеринарии, выявленных по итогам инспекций 2015-2016 гг. с участием представителей государств – членов Союза и ЕЭК, упразднение ветеринарного контроля на казахстанско-кыргызской границе несет неприемлемые риски для сельского хозяйства Казахстана.
Кроме того, по информации уполномоченного органа, в 2016 году участились случаи выявления зараженной кыргызской подкарантинной фитосанитарной продукции, следующей транзитом через Казахстан. В целях нахождения взаимоприемлемого решения по транзиту кыргызской сельскохозяйственной продукции в Россию через Казахстан, был утвержден совместный приказ «Об утверждении Порядка транзита железнодорожным транспортом подкарантинной продукции подлежащих карантинному фитосанитарному контролю и товаров, подлежащих ветеринарно-санитарному контролю по территории Республики Казахстан в Российскую Федерацию из Кыргызской Республики».
«В соответствии с тем решением, которое предложено казахстанской стороной, мы предлагаем обеспечение транзита через территорию Республики Казахстан в Российскую Федерацию железнодорожным транспортом всей подконтрольной ветеринарному контролю и надзору кыргызской продукции, которая приведена в решении Комиссии Таможенного союза № 317 (от 18 июня 2010 года), за исключением живых сельскохозяйственных животных. Всего 112 групп (по 4 знакам ТН ВЭД) подконтрольной продукции на сегодня состоят в Едином перечне. Из них кыргызская сторона уже поставляет в южные регионы Казахстана и транзитом в РФ 3 категории продукции (готовая молочная, рыбная и мясная). Без учета живых сельскохозяйственных животных, это означает, что мы сегодня увеличиваем список разрешенных к транзиту товаров кыргызского происхождения, подлежащих ветеринарно-санитарному контролю, который составит 105 групп товаров», - отметила Гульмира Исаева.
Так, на сегодняшний день по результатам совместных инспекций уполномоченных органов государств-членов ЕАЭС 15 кыргызских предприятий имеют возможность поставлять продукцию на российский рынок и 8 предприятий на казахстанский рынок - в южные регионы, только определенные товары, подлежащие ветеринарному контролю, например, прошедшие термическую обработку молочные продукты, готовые мясные изделия и рыбную продукцию. В 2016 году в РФ была поставлена 121 партия готовой молочной продукции, а в Казахстан – 939 партий.
Стоит отметить, что опасения в отношении ветеринарной и фитосанитарной безопасности кыргызской продукции ранее также высказывались Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» от имени отечественного бизнеса. В большей степени это вызвано тем, что Казахстан является аграрной страной, осуществляющей экспортные поставки животноводческой и растениеводческой продукции как в страны ЕАЭС, так и в третьи страны. В случае же занесения опасных болезней животных, республика рискует потерять не только достигнутые показатели экспорта сельхозпродукции, но и лишится статуса зоны благополучной по ящуру без применения вакцинации в 9 областях, а вместе с ним и репутации безопасного производителя на международном рынке.
Вместе с тем, по словам Гульмиры Исаевой, министерством сельского хозяйства Республики Казахстан проводится работа с коллегами государств-членов ЕАЭС по проведению очередных совместных инспекций для увеличения списка кыргызских предприятий и перечня продукции, которая будет разрешена для поставок в ЕАЭС.
Олжас Аусабаев, в свою очередь, сообщил, что на сегодня разработан порядок транзита железнодорожным транспортом товаров, подлежащих ветеринарному контролю. «Определен маршрут следования железнодорожного транспорта – вход на территорию РК (Луговое Экс) и выхода на территорию РФ (Илецк Экс). Транзит будет осуществляться в опломбированных вагонах. Дополнительно прорабатываются другие маршруты следования», - констатировал он.
Представитель КТЖ Оралхан Кулаков проинформировал о том, что с 10 января «Қазақстан Темір Жолы» вводит унифицированные тарифы. «Да, это транзитные перевозки, но они будут проводиться по унифицированным тарифам. Это означает снижение тарифов в 2,83 раза в отношении железнодорожных перевозок из Кыргызстана. Что даст большой толчок для перевозок через Казахстан. Я думаю, что все вопросы должны сняться сегодня. Лучше условий, наверное, никто бы не придумал», - сказал он.
Дана Жунусова подчеркнула, что Национальная палата предпринимателей активно участвует во всех интеграционных вопросах, которые касаются ВТО и ЕАЭС. «Учитывая то, что Кыргызстан присоединился уже после становления союза, к нему были предъявлены очень лояльные требования и были даны переходные положения по многим параметрам. Это и технические регламенты, унифицированный железнодорожный тариф, то есть, грубо говоря, снижение и экономия для киргизских предпринимателей», - отметила она.
Вместе с тем, Дана Жунусова отметила, что, понимая, какие последствия может нести преждевременное снятие ветеринарного контроля для Казахстана, Кыргызстану необходимо четко исполнять все мероприятия, которые прописаны в Договоре о присоединении Кыргызстана к ЕАЭС.
«Это нормальные меры для каждой страны в рамках Союза - обеспечение безопасности и эпизоотической благополучной ситуации в своей стране. Это защита интересов национального бизнеса и здоровья нации. В этом плане от лица Национальной палаты предпринимателей хочу отметить, что данный приказ абсолютно не ущемляет права предпринимателей, так как в скором времени планируется разработка проекта документа, регламентирующего порядок транзита указанной продукции и автомобильным транспортом», - сказала зампред Правления «Атамекен».