О ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА СТРАНЫ, ЗАКРЕПЛЕННЫХ НА УРОВНЕ ЗАКОНА
Марат БЕКЕТАЕВ, министр юстиции РК:
Достижение обозначенной Главой государства амбициозной цели вхождения Казахстана к 2050 году в число 30 самых развитых государств мира предъявляет высокие требования не только к национальной правовой системе и другим важным институтам общества, но и государственному устройству, сохранению паритета с развитыми странами в вопросах наличия современной формы правления со сбалансированными ветвями власти.
Действующая Конституция Казахстана, принятая 30 августа 1995 года на республиканском референдуме, закрепила цель построения демократического, светского, правового и социального государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы, установила основные принципы его функционирования. За пройденный период страна успешно провела основные социально-экономические и политические реформы, стала полноправным членом международного сообщества.
Как отметил Глава государства в своем обращении: «Мир сегодня меняется на глазах. Скорость и сложность общественных процессов нарастает и в Казахстане. Уже сегодня мы должны думать о том, как реагировать на глобальные и региональные вызовы, которые неизбежно поставит грядущая история перед нами».
Изменились социально-экономические условия. Причем эти изменения произошли как в мировой экономике, так и в отечественной. К примеру, за годы независимости в долларовом выражении ВВП Казахстана вырос в 20 раз, средняя заработная плата – в 17 раз. Расходы на социальную сферу выросли с 6% до более чем 10% ВВП. Средняя продолжительность жизни казахстанцев увеличилась до 72 лет. Введено более 100 млн. кв. метров жилья.
В рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности ВЭФ, в котором Казахстан индексируется с 2007 года, мы улучшили свое положение с 61-й (в 2007) до 53-й позиции (к 2016). В рейтинге Doing Business с 2007 года Казахстан улучшил свое положение с 59-й до 35-й позиции.
Все это свидетельствует о том, что мы живем в новых экономических реалиях. В таких условиях перед Правительством стоит задача оперативного решения текущих вопросов. Правительство должно иметь необходимую для этого самостоятельность и возможность реагировать на изменившиеся социально-экономические условия в стране.
В связи с этим Пять институциональных реформ, обозначенных Главой государства на XVI съезде партии «Нур Отан», призваны углубить структурное преобразование всех общественных институтов, приблизив тем самым достижение поставленных целей.
В канун 25-летия Независимости Казахстана Лидер нации обозначил судьбоносный для страны и народа этап дальнейшего развития государственности – усиление Парламента и расширение подотчетности и самостоятельности Правительства.
По результатам обсуждений в Рабочей группе по вопросам перераспределения полномочий между ветвями государственной власти, образованной распоряжением Президента РК, 25 января 2017 года Нурсултан Назарбаев выступил с обращением к народу Казахстана, в котором обозначил основные контуры перераспределения полномочий между ветвями государственной власти.
Во-первых, это вопросы перераспределения полномочий, установленных Конституцией. Предлагаемые поправки были ранее опубликованы в официальных СМИ, и все желающие могут с ними ознакомиться и представить свои предложения.
Во-вторых, это вопросы передачи на нижестоящий уровень полномочий Президента республики по регулированию социально-экономических процессов, установленных законами и не затрагивающих конституционный статус Президента республики как Главы государства.
Президентом поручено Правительству разработать и в приоритетном плане внести в Парламент соответствующий проект закона для принятия его до конца текущей сессии Парламента. Министерством юстиции совместно с заинтересованными государственными органами в настоящее время такой законопроект разрабатывается.
Сегодня наряду с полномочиями Президента республики, определяющими его статус как Главы государства и предусмотренными Конституцией, имеется большое число организационно-правовых и управленческих, законодательно установленных полномочий, относящихся к сфере государственного управления и характерных, как правило, для исполнительной ветви власти. В связи с этим целый ряд управленческих полномочий Президента страны может быть без риска для государства и общества передан на нижестоящие уровни управления и перераспределен между Правительством и иными исполнительными органами.
В результате Рабочей группой уже выработано около 40 предложений по перераспределению полномочий Главы государства, которые могут быть переданы Правительству и некоторым исполнительным органам. К примеру, предложен целый комплекс поправок, направленных на перераспределение организационно-правовых полномочий Главы государства в области экономики, бюджетного планирования и предпринимательской деятельности, которые возможно передать в компетенцию Правительства. Это функции по формированию перечня объектов, не подлежащих передаче для целей государственно-частного партнерства, определению приоритетных секторов экономики в целях их стимулирования, утверждению порядка присуждения почетных званий для субъектов бизнеса, осуществляющих предпринимательскую деятельность и внесших значительный вклад в развитие благотворительности. А также по образованию Республиканской бюджетной комиссии (РБК) и утверждению ее положения и состава, определению системы государственного планирования и некоторые другие.
Это позволит Правительству эффективно осуществлять возложенные на него функции и непосредственно регулировать сектор национальной экономики, повысив тем самым его ответственность.
Существуют отдельные полномочия, носящие организационно-распорядительный характер. К примеру, создание государственных предприятий; определение лица, у которого приобретение товаров, работ, услуг производится вне процедур государственных закупок; утверждение перечня праздничных дат и типового положения о государственном органе и другие.
Целый ряд полномочий Главы государства, по мнению Рабочей группы, может быть передан в компетенцию Правительства по согласованию с Администрацией Президента. Это обуславливается сохранением за Главой государства функций по определению основных приоритетов во внешней и внутренней политике, национальной безопасности и обороноспособности страны. К числу таковых Рабочая группа относит: определение порядка прикомандирования должностных лиц к государственным органам, загранучреждениям и иным организациям; утверждение порядка подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих; определение порядка и условий выплаты бонусов, оказания материальной помощи государственным служащим; установление надбавок к должностным окладам административных государственных служащих корпуса «Б»; определение порядка исчисления стажа работы государственных служащих. Кроме того, это – утверждение правил применения оружия и боевой техники по воздушным судам – нарушителям воздушного пространства Казахстана; определе ние перечня охраняемых государственных объектов.
А также – приостановление проверок субъектов частного предпринимательства на определенный срок; определение порядка внешнего анализа коррупционных рисков.
Важно отметить, что мнения членов Рабочей группы были едины в целесообразности отнесения на уровень Правительства и отдельных центральных государственных органов специальных и отраслевых функций, таких как создание и упразднение специальных экономических зон (СЭЗ), определение их границ и сроков действия, утверждение видов их деятельности, положения о СЭЗ, целевых индикаторов функционирования подобных зон и критических уровней их недостижения. Сюда же может быть отнесено и определение видов и порядка разработки правовых актов в области государственного планирования; создание Попечительского совета инновационного кластера «Парк инновационных технологий», утверждение положения о нем и состава; образование архитектурного совета столицы, утверждение его персонального состава и положения. На правительственный уровень возможна передача функций по определению порядка выдачи удостоверений судьям; введению специального валютного режима; утверждению порядка разработки проекта республиканского бюджета, порядка составле ния и представления годового отчета об исполнении республиканского бюджета; утверждению порядка составления и представления отчета о реализации стратегического плана.
Такой масштабный пересмотр функций ставит во главу угла вопрос повышения ответственности Правительства в целом и его членов в отдельности. Таким образом, образуется новая реальность, в условиях которой Правительство Республики Казахстан будет работать. Это логическое продолжение государственной политики формирования и развития конкурентоспособной национальной экономики, определенной специальным обращением Главы государства Нурсултана Назарбаева.
(Газета «Казахстанская правда»)
Действующая Конституция Казахстана, принятая 30 августа 1995 года на республиканском референдуме, закрепила цель построения демократического, светского, правового и социального государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы, установила основные принципы его функционирования. За пройденный период страна успешно провела основные социально-экономические и политические реформы, стала полноправным членом международного сообщества.
Как отметил Глава государства в своем обращении: «Мир сегодня меняется на глазах. Скорость и сложность общественных процессов нарастает и в Казахстане. Уже сегодня мы должны думать о том, как реагировать на глобальные и региональные вызовы, которые неизбежно поставит грядущая история перед нами».
Изменились социально-экономические условия. Причем эти изменения произошли как в мировой экономике, так и в отечественной. К примеру, за годы независимости в долларовом выражении ВВП Казахстана вырос в 20 раз, средняя заработная плата – в 17 раз. Расходы на социальную сферу выросли с 6% до более чем 10% ВВП. Средняя продолжительность жизни казахстанцев увеличилась до 72 лет. Введено более 100 млн. кв. метров жилья.
В рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности ВЭФ, в котором Казахстан индексируется с 2007 года, мы улучшили свое положение с 61-й (в 2007) до 53-й позиции (к 2016). В рейтинге Doing Business с 2007 года Казахстан улучшил свое положение с 59-й до 35-й позиции.
Все это свидетельствует о том, что мы живем в новых экономических реалиях. В таких условиях перед Правительством стоит задача оперативного решения текущих вопросов. Правительство должно иметь необходимую для этого самостоятельность и возможность реагировать на изменившиеся социально-экономические условия в стране.
В связи с этим Пять институциональных реформ, обозначенных Главой государства на XVI съезде партии «Нур Отан», призваны углубить структурное преобразование всех общественных институтов, приблизив тем самым достижение поставленных целей.
В канун 25-летия Независимости Казахстана Лидер нации обозначил судьбоносный для страны и народа этап дальнейшего развития государственности – усиление Парламента и расширение подотчетности и самостоятельности Правительства.
По результатам обсуждений в Рабочей группе по вопросам перераспределения полномочий между ветвями государственной власти, образованной распоряжением Президента РК, 25 января 2017 года Нурсултан Назарбаев выступил с обращением к народу Казахстана, в котором обозначил основные контуры перераспределения полномочий между ветвями государственной власти.
Во-первых, это вопросы перераспределения полномочий, установленных Конституцией. Предлагаемые поправки были ранее опубликованы в официальных СМИ, и все желающие могут с ними ознакомиться и представить свои предложения.
Во-вторых, это вопросы передачи на нижестоящий уровень полномочий Президента республики по регулированию социально-экономических процессов, установленных законами и не затрагивающих конституционный статус Президента республики как Главы государства.
Президентом поручено Правительству разработать и в приоритетном плане внести в Парламент соответствующий проект закона для принятия его до конца текущей сессии Парламента. Министерством юстиции совместно с заинтересованными государственными органами в настоящее время такой законопроект разрабатывается.
Сегодня наряду с полномочиями Президента республики, определяющими его статус как Главы государства и предусмотренными Конституцией, имеется большое число организационно-правовых и управленческих, законодательно установленных полномочий, относящихся к сфере государственного управления и характерных, как правило, для исполнительной ветви власти. В связи с этим целый ряд управленческих полномочий Президента страны может быть без риска для государства и общества передан на нижестоящие уровни управления и перераспределен между Правительством и иными исполнительными органами.
В результате Рабочей группой уже выработано около 40 предложений по перераспределению полномочий Главы государства, которые могут быть переданы Правительству и некоторым исполнительным органам. К примеру, предложен целый комплекс поправок, направленных на перераспределение организационно-правовых полномочий Главы государства в области экономики, бюджетного планирования и предпринимательской деятельности, которые возможно передать в компетенцию Правительства. Это функции по формированию перечня объектов, не подлежащих передаче для целей государственно-частного партнерства, определению приоритетных секторов экономики в целях их стимулирования, утверждению порядка присуждения почетных званий для субъектов бизнеса, осуществляющих предпринимательскую деятельность и внесших значительный вклад в развитие благотворительности. А также по образованию Республиканской бюджетной комиссии (РБК) и утверждению ее положения и состава, определению системы государственного планирования и некоторые другие.
Это позволит Правительству эффективно осуществлять возложенные на него функции и непосредственно регулировать сектор национальной экономики, повысив тем самым его ответственность.
Существуют отдельные полномочия, носящие организационно-распорядительный характер. К примеру, создание государственных предприятий; определение лица, у которого приобретение товаров, работ, услуг производится вне процедур государственных закупок; утверждение перечня праздничных дат и типового положения о государственном органе и другие.
Целый ряд полномочий Главы государства, по мнению Рабочей группы, может быть передан в компетенцию Правительства по согласованию с Администрацией Президента. Это обуславливается сохранением за Главой государства функций по определению основных приоритетов во внешней и внутренней политике, национальной безопасности и обороноспособности страны. К числу таковых Рабочая группа относит: определение порядка прикомандирования должностных лиц к государственным органам, загранучреждениям и иным организациям; утверждение порядка подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих; определение порядка и условий выплаты бонусов, оказания материальной помощи государственным служащим; установление надбавок к должностным окладам административных государственных служащих корпуса «Б»; определение порядка исчисления стажа работы государственных служащих. Кроме того, это – утверждение правил применения оружия и боевой техники по воздушным судам – нарушителям воздушного пространства Казахстана; определе ние перечня охраняемых государственных объектов.
А также – приостановление проверок субъектов частного предпринимательства на определенный срок; определение порядка внешнего анализа коррупционных рисков.
Важно отметить, что мнения членов Рабочей группы были едины в целесообразности отнесения на уровень Правительства и отдельных центральных государственных органов специальных и отраслевых функций, таких как создание и упразднение специальных экономических зон (СЭЗ), определение их границ и сроков действия, утверждение видов их деятельности, положения о СЭЗ, целевых индикаторов функционирования подобных зон и критических уровней их недостижения. Сюда же может быть отнесено и определение видов и порядка разработки правовых актов в области государственного планирования; создание Попечительского совета инновационного кластера «Парк инновационных технологий», утверждение положения о нем и состава; образование архитектурного совета столицы, утверждение его персонального состава и положения. На правительственный уровень возможна передача функций по определению порядка выдачи удостоверений судьям; введению специального валютного режима; утверждению порядка разработки проекта республиканского бюджета, порядка составле ния и представления годового отчета об исполнении республиканского бюджета; утверждению порядка составления и представления отчета о реализации стратегического плана.
Такой масштабный пересмотр функций ставит во главу угла вопрос повышения ответственности Правительства в целом и его членов в отдельности. Таким образом, образуется новая реальность, в условиях которой Правительство Республики Казахстан будет работать. Это логическое продолжение государственной политики формирования и развития конкурентоспособной национальной экономики, определенной специальным обращением Главы государства Нурсултана Назарбаева.
(Газета «Казахстанская правда»)