ДОРОГА, СТАВШАЯ СУДЬБОЙ
Казахстанским железным дорогам уже более одного века. За эти годы кто только ни трудился в этой отрасли, которая не без оснований называлась государством внутри государства. Конечно, невозможно вспомнить всех, кто здесь работал, даже лучших из лучших. Однако есть люди, значимость которых по прошествии лет только растет, и в числе первых в этом ряду стоит Мураш Абенов, который, если был бы жив, в эти дни отметил бы свое 90-летие. Возможно, нынешнее поколение и не знает этого человека, посвятившего всю свою сознательную жизнь стальным дорогам, образованного и культурного, с чистой душой и добрым характером. В многотысячном коллективе он пользовался огромным уважением и авторитетом.
Мураш Абенов родился в песках «Тобыр» на железнодорожном разъезде, начав трудовую деятельность в 16 лет рабочим. Потом стал направляющим-стрелочником, без отрыва от производства учился в Ташкентском железнодорожном институте, пять лет работал дежурным на станции Теренозек. В двадцать лет был награжден медалью за работу в тылу во время войны.
Дальше – дорожно-техническая школа по подготовке диспетчеров в Самарканде и работа на Кызылординской железнодорожной станции диспетчером, старшим путевым диспетчером и заместителем начальника отдела движения. О том, как Мураш Абенович трудился на этих должностях, красноречиво свидетельствует полученный им орден «Знак Почета».
Долгие годы он возглавлял областной профсоюз железнодорожников (райпрофсож), где в полной мере раскрылся его талант руководителя и организатора. Места в детских садах и жилье, обеспечение в зимнее время дровами и водой, проведение разного рода ремонтных работ, направление железнодорожников в санатории и дома отдыха, школьников в детские лагеря и многие другие житейско-бытовые проблемы железнодорожников никогда не сходили с повестки дня, и решать их надо было и в рамках закона, и по справедливости.
Мураш Абенович никогда не рассматривал такие вопросы келейно, всегда вынося их на заседание президиума с обеспечением прозрачности и открытости. И здесь самое время послушать тех, кто охотно откликнулся на просьбу поделиться воспоминаниями об этом замечательном человеке. Вот что сказала в то время молодой диспетчер поезда, а сегодня ветеран труда Вера Владимировна Асанова:
— Я была знакома с Мурашем Абеновичем с тех пор, когда меня из Актюбинского железнодорожного отделения перевели на станцию Кызылорда, а он был председателем комитета профсоюза железнодорожников. Меня очень удивила простота председателя. Когда я пришла на регистрацию в профсоюзную организацию, он сразу спросил, какая помощь нужна моей семье, напомнив мне о необходимости срочно встать в очередь на получение жилья. Как говорится, за хорошими людьми идти – на добро набрести, благодаря этому человеку уже через четыре месяца я получила квартиру. Вскоре была избрана в профсоюзный комитет железнодорожников, где сполна ощутила профессиональные и человеческие качества Мураша Абеновича, особо уважаемого, всеми горячо любимого учителя и наставника нашего коллектива. Даже после выхода на пенсию он работал диспетчером поезда. Очень жаль, что он рано ушел из жизни. Мы никогда не забудем его.
Ветеран труда, «Почетный железнодорожник» Алтынбек Сеилханов:
— Наш брат Мураш был стройным, высоким, красивым человеком, очень хорошо подходил под образцовый казахский типаж. И сноха у нас была замечательная. Когда бы мы ни пришли, у неё всегда был накрытый стол, она была шедрым человеком. Мураш пятнадцать лет руководил профсоюзным комитетом Кызылординского железнодорожного отделения. На эту должность он пришел из рабочих, которые были в центре кипящей жизни, закалены, как настоящая сталь.
Вот цитата из книги «Становление и развитие кадров казахстанских железнодорожников» ученого М.Х. Асылбекова, изданной в 1973 году: «Диспетчеры Кызылординского железнодорожного отделения М.Абенов, Н.Костылев и В.Захаров, оставив свою передовую диспетчерскую участка Кызылорда – Шиели другим, перевелись на отстающий участок Туркестан – Шиели. В результате внедрения ими передовых методов работа участка сразу улучшилась, график движения поездов стал выполняться безупречно...». В годы руководства им профсоюзом отделения работа организации тоже пошла в гору. Кызылординское железнодорожное отделение было лучшим в Казахстане, постоянно получая переходящее красное знамя за победу в соцсоревновании, денежные премии и благодарственные письма. Мураш ага был человеком долга, его уважал и стар и млад. Одним из тех, кто оказался под крылом его заботы, был и я. И до сих пор преклоняюсь перед его памятью.
Нина Викторовна Костюкова:
— Все помню, как вчера, и 1976 год, когда познакомилась с Мурашем Абеновичем, тоже сохранился в памяти. Тогда меня назначили методистом-инструктором дошкольных учреждений по Кызылординскому отделению. Моя должность оказалась тесно связанной с профсоюзом железнодорожников. Первый раз побывав у председателя, поняла, насколько квалифицированный он руководитель. Какой бы ни была проблема, он часто начинал с шутки, заканчивая серьезными конкретными заданиями. Мураш Абенович всегда внимательно выслушивал собеседника, кем бы тот ни был. В отделении были двадцать дошкольных учреждений, в одних не хватало игрушек, в других – постельного белья, в третьих были проблемы с питанием и так далее. Плюс капитальный ремонт детских садов. Все эти вопросы Мураш Абенович рассматривал тщательно, выслушивая мнения заведующих детсадами, руководителей организаций и ответственных специалистов.
Работа под началом такого руководителя была хорошей школой управления и школой жизни. При распределении путевок в дома отдыха, профилактории, на курорты, пионерские лагеря никого не ущемлял, и все оставались довольными. Когда сдавали дошкольные учреждения, он радовался всей душой, обязательно приходил на открытие. Наверное, поэтому железнодорожники Саксаульска, Аральска, Казалинска, Торетама, Жосалы, Кызылорды, Жанакоргана и Шиели очень хорошо его знали и уважали. Благие дела хорошего человека забыть невозможно.
Ветеран труда и войны, почетный железнодорожник СССР Михаил Федорович Петров:
— Я приступил к должности диспетчера поезда участка Туркестан — Шиели в 1947 году. В это время Мураш Абенович был моим коллегой по участку Шиели — Кызылорда. Сначало было заочное знакомство, а потом мы часто общались по работе и настолько сблизились, что стали друзьями. Диспетчеров из Туркестана в 1957 году перевели в Кызылорду. Очень часто встречались, проводили вместе досуг. Мы работали, учась друг у друга. Мураш никогда не скрывал то, что знал сам, и перенимать опыт друг у друга стало стилем нашей жизни. Мураш для нас был настоящей опорой.
В регулировании движения поездов, недопущении сбоев не было диспетчеров, равных Мурашу. Он настолько был предан своему делу, что даже в выходные думал о железной дороге. Если заметит малейший сбой, не успокаивался, пока не устранит его, никогда не жалел себя. Я очень много в жизни повидал и со всей ответственностью скажу, что такие люди, как Мураш, рождаются один на миллион...
Подобные воспоминания можно продолжить, но скажу немного о себе — я закончил Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта в 1973 году и начал трудовую деятельность в качестве дежурного на железнодорожной станции Кызылорда. В настоящее время председатель Кызылординского филиала «Казахстанское отраслевое общественное объединение – профессиональный союз работников железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта». Мураш ага заменил мне отца, которого я очень рано потерял, заботился обо мне, обучая тонкостям профессии железнодорожника.
Он говорил: «Вы должны высоко поднять знамя стальных дорог, проложенных по следам знаменитого «Шелкового пути»». Всегда помогал и словом, и делом. Помню, как иногда, когда у нас опускались руки из-за проблем по работе, он, воодушевляя нас, говорил: «Ничего страшного, вот увидишь, из тебя вырастет хороший железнодорожник».
Он буквально жил своей работой, отдавая ей всего себя. Поэтому у него просто не хватало времени следить за своим здоровьем. 21 ноября 1987 года стал для нас черным днем. В поезде на станции Луговой Мураш ага скончался от сердечной недостаточности. Человек, рожденный рядом с железной дорогой и посвятивший ей всю жизнь, там же и покинул этот мир.
Трудовые заслуги Мураша ага не остались без внимания. Не раз он был делегатом съездов ВЦСПС в Москве, получил звание «Почетный железнодорожник СССР», отмечен грамотами и другими знаками отличия республиканского и областного ранга. На главном здании железнодорожников в Кызылорде в память о нем установлена мемориальная доска. Мураш ага с женой Калам счастливо прожили в браке 34 года. Вырастили сына и трех дочерей. Султан многие годы достойно работал на государственной службе. Шолпан – врач-терапевт, Айман – языковед-лингвист, Маржан стала железнодорожником. Внуки уже взрослые, есть правнуки.
Человека, оставившего столь добрый след на земле, нельзя назвать умершим. И написать эти строки меня заставила некая необъяснимая сила – думаю, это дух Мураша ага, который до сих пор нас поддерживает, освещая наш жизненный путь.
Омирбек ЖУСУПОВ,
«Кызылординские вести»