КАЗАХСТАНСКИЙ ПОЛИТОЛОГ РАССКАЗАЛ ОБ ОТНОШЕНИИ К РЕЛИГИОЗНОЙ ОДЕЖДЕ И ДУХОВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ЗА РУБЕЖОМ
Известный политолог Ерлан Саиров поделился мнением по нескольким актуальным в Казахстане религиозным вопросам, передает ИА «NewTimes.kz».
- На сегодняшний день в стране официально зарегистрировано 3693 религиозных объединений, представляющие 18 конфессий, которые вносят весомый вклад в обеспечение единства и согласия.
Динамика развития различных процессов в XXI веке на фоне новых вызовов и угроз человеческой цивилизации предъявляет повышенные требования к решению вопросов в сфере религий.
Вместе с тем, за последнее десятилетие с возрастанием роли религий в обществе обнажились и определенные негативные аспекты. В частности, в стране увеличилось число граждан, противопоставляющих себя сложившимся в светском обществе устоям и демонстрирующих крайние формы агрессии и религиозного радикализма.
Мы должны создать систему защиты нашей традиционной культуры от негативных тенденций глобализации и деструктивных элементов, которые негативно могут повлиять на наш национальный код.Такие религиозные взгляды даже небольшой части населения создают реальную угрозу стабильности государства и безопасности его граждан.
Обеспечение безопасности наших граждан, является главным приоритетом государства, как института. Мы должны это понимать.
Также эти негативные факторы, способны девальвировать нашу национальную культуру, привести к коррозии наших традиции и обычаев.
Известно, что сейчас в обществе обсуждается вопрос о новом проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений».
Как показывает анализ проекта закона, большинство изменений и дополнений в законодательство направлены на обеспечение безопасности и социальное развитие подрастающего поколения. Это правильный шаг.
Международные и отечественные эксперты отмечают, что наиболее подверженными деструктивному идеологическому влиянию являются несовершеннолетние, имеющие устойчивый интерес к религии. Руководствуясь этим, в целях предотвращения влияния деструктивных и радикальных религиозных течений на представителей молодого поколения вводится законодательный запрет на посещение религиозных мероприятий несовершеннолетними без письменного согласия и сопровождения родителей или иных законных представителей, за исключением обучающихся в духовных организациях образования. Такие же нормы мы можем видеть в законодательствах Республики Таджикистан и Российской Федерации.
В Таджикистане родители или лица, заменяющие их, по взаимному согласию вправе обеспечить воспитание своих детей в соответствии со своим собственным отношением к религии.
Религиозное обучение детей разрешается в возрасте от 7 до 18 лет с письменного согласия родителей или лиц, их заменяющих, в свободное от школы время. Законом Республики Таджикистан «Об ответственности родителей за воспитание и обучение детей» запрещается участие несовершеннолетних детей в религиозной деятельности, за исключением официального религиозного образования.
В Российской Федерации согласно ч.5 ст.3 Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997г. №125-ФЗ, запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение религии малолетних вопреки их воле и без согласия родителей или лиц их заменяющих. В связи с чем, запрещается распространять информацию и религиозную литературу в дошкольных, школьных образовательных учреждениях, малолетним, принуждать к исповеданию веры и навязывать свои религиозные убеждения.
Также можно констатировать, что основными распространителями деструктивных идей являются граждане, получившие теологическое образование за рубежом. Молодежь, выезжая за религиозным образованием за рубеж, попадает под влияние идеологов радикальных течений. Это следствие неурегулированной практики направления казахстанцев в иностранные теологические учебные заведения.
Для исключения таких фактов проектом закона предлагается четко регламентировать порядок получения религиозного образования за рубежом. Вводимая норма предусматривает возможность получения религиозного образования в иностранных государствах только после получения высшего духовного образования в РК, за исключением случаев отсутствия у зарегистрированных религиозных объединений религиозных организаций образования в Казахстане.
Получение гражданами Республики Казахстан духовного (религиозного) образования в зарубежных государствах допускается только после получения высшего духовного (религиозного) образования в Республике Казахстан.
Исключение составляют обучение за рубежом на основании международного договора (соглашения), а также случаи отсутствия у зарегистрированных религиозных объединений духовных (религиозных) организаций образования в Казахстане.
Такие законодательные нормы тоже предусмотрены в ряде стран мира. К примеру, во Франции, практика направления граждан для обучения в зарубежные учебные заведения за счет государственного бюджета отсутствует. Однако, обучение граждан этой страны в сомнительных зарубежных духовных учебных заведениях является основанием для попадания в поле зрения французских спецслужб и инициирования ими проверок на предмет радикализации интересуемых лиц, либо их причастности к террористической деятельности. В случае подтверждения противоправных действий либо намерений, властями предпринимаются соответствующие уголовно-правовые либо административные меры.
Также, согласно опыту Турции и Малайзии, граждане этих стран могут продолжить религиозное образование в ВУЗах арабских стран после получения базового уровня знаний на родине.
В СМИ идет активное обсуждение вопросов, связанных с «запретом» на ношение женщинами таких элементов одежды как никаб, чадра, паранджа. Конституция РК и отраслевой закон подтверждают право каждого на свободу совести, гарантируют равноправие каждого независимо от его религиозного убеждения и признает важность уважения религии.
В то же время, в соответствии с Конституцией, Республика Казахстан – демократическое, светское, правовое государство, основными принципами которого являются общественное согласие и политическая стабильность. Ношение женщинами таких элементов одежды как никаб, чадра, паранджа, балаклава, препятствует правоохранительным органам в распознавании и идентификации их личности, снижая, тем самым эффективность мер по обеспечению общественной безопасности. Вводимые нормы позволят обеспечить защиту стабильности в казахстанском обществе.
Запрещается ношение в общественных местах предметов одежды, препятствующих распознаванию лица, за исключением случаев, когда это необходимо для исполнения служебных (должностных) обязанностей, в медицинских целях, гражданской защиты, а также для участия в спортивных и спортивно-массовых, зрелищных культурно-массовых мероприятиях.
В разных уголках мира сегодня нарастают конфликты на межконфессиональной и межэтнической почве. С учетом последних международных событий необходимым для государства остается вопрос об усилении контроля за деятельностью религиозных объединений в части исполнения ими законодательства, и их уставов, осуществления контроля за содержанием религиозного образования, религиозной литературы, религиозных материалов в СМИ с целью недопущения пропаганды экстремистских или деструктивных идей, религиозной розни и призывов к насилию. Также рассматривается вопрос касательно обеспечения финансовой прозрачности религиозных объединений.
Вместе с тем, анализ расследований актов терроризма, произошедших на территории Казахстана, свидетельствует о том, что все они совершены под прикрытием радикальных религиозных идей. В целях улучшения религиозной обстановки необходимо осуществлять действенную профилактику негативных проявлений, связанных с умышленными действиями, направленными на возбуждение социальной, национальной родовой и религиозной розни, на оскорбление религиозных чувств граждан, а также выражением радикальных религиозных взглядов во всех видах и формах.
В рамках нейтрализации деятельности идеологов и проповедников деструктивных религиозных течений необходимо реагирование уполномоченных государственных органов по ограничению распространения экстремистской религиозной идеологии в СМИ, включая интернет-ресурсы.
Мне кажется, вышеуказанные меры должны реализовываться качественно и в полной мере. Это требование времени!
В этой связи имеется актуальная потребность в проведении оценки эффективности деятельности центральных и местных государственных органов по противодействию религиозному экстремизму и терроризму. Ее введение позволит выстраивать действенную систему профилактических мер, в том числе по вопросам религиозной сферы.
Внедрение данной законодательной нормы повысит качество работы государственных органов и будет способствовать выработке и принятию более эффективных мер по стабилизации и дальнейшему улучшению ситуации в религиозной сфере.
Хотел бы отметить, что религиозная сфера является «тонкой материей», где надо работать системно, но хрупко, на законном основании, но с уважением к совести верующих.
Тем не менее, государство должно обеспечить защиту традиционной культуры нашего общества, устои светскости, духовное волеизъявление абсолютного большинства граждан нашей страны.
Таким волеизъявлением является светскость государства и ориентация на национальную культуру нашего народа.
Ерлан САИРОВ,
политолог