ПОЛЕТ ПЕРВОГО КАЗАХСКОГО КОСМОНАВТА: КАК ЭТО БЫЛО
Казахстанский журналист Сара Нургалиева более тридцати лет жила и работала на Байконуре. Она – автор десятков документальных фильмов о космодроме, повести о космической Одиссее летчика-космонавта Талгата Мусабаева "Знак равенства". Sputnik Казахстан представляет воспоминания журналиста о тех исторических событиях
Мне посчастливилось в качестве главного редактора телекомпании "Байконур" освещать визит президента Казахской ССР Нурсултана Назарбаева на космодром в январе 1991 года, вести прямые репортажи с "Байконура" во время полетов в космос двух наших казахстанских космонавтов — Токтара Аубакирова (1991 год) и Талгата Мусабаева (1994 год). А 2 сентября 2015 года, когда в космос полетел третий казахстанский космонавт Айдын Аимбетов, Сара Нургалиева вновь была на космодроме для организации пресс-тура на "Байконур" казахстанских журналистов.
…Старожилы города Байконыр и окрестных поселков Торетам и Акай хорошо помнят 1991 год, когда президент Казахстана трижды приезжал на Байконур с рабочими визитами. Время было неспокойное, бывшие республики Союза одна за другой выходили из состава СССР. Судьба советского космодрома, находящегося на территории Казахстана, оставалась неясной.
12 января 1991 года президент Казахской ССР прибыл на Байконур вместе с министром общего машиностроения СССР Олегом Шишкиным, чтобы сделать политическое заявление по Байконуру. Детальное изучение дел на космодроме, в городе Ленинске, встреча с учащимися Республиканской космической школы (которым, кстати, Назарбаев подарил первый компьютерный класс), беседа с жителями прилегающих к Байконуру поселков Торе-Там и Акай, и, в завершении визита, пресс-конференция для журналистов. Там Нурсултан Назарбаев сделал заявление о новом статусе космодрома Байконур как собственности Казахстана, подчеркнув, что содержать и сохранить космический комплекс будет возможным только общими усилиями республик бывшего Союза.
Все эти годы Байконур был закрыт для Казахстана, и, по мнению президента, пришло время, когда в космос должен полететь казахский космонавт. Это было не только жестом справедливости, но и реальным шагом республики в освоении космоса, началом космической деятельности молодого независимого государства.
Президент и его команда во время первого визита на Байконур увидели подготовку транспортного корабля "Прогресс". Следующий запуск с экипажем на орбитальную станцию "Мир" планировался на осень текущего года. Нурсултан Абишевич высказал предложение, чтобы казахский космонавт вошел в состав данного экипажа. Это было важно для государства, начинающего новую историю суверенного Казахстана.
Так, решением межведомственной комиссии Герой Советского Союза, летчик-испытатель Токтар Аубакиров был отобран для подготовки к полету по казахстанской космической программе. К созданию космической и научной программы полета казахского космонавта были привлечены лучшие умы республики.
Президент Академии наук Казахской СССР Умирзак Султангазин по поручению главы государства лично возглавил эту работу. Параллельно под его руководством создавался Институт космических исследований, который разрабатывал космические программы полета. Подготовка научной программы экспериментов была поручена известному ученому Нагиме Айтхожиной. Непосредственным руководителем программы полета был назначен Виктор Дробжев.
Во время этого визита шли переговоры с руководителями союзных и российских ведомств не только по полету казахского космонавта, но и по организации празднования 30-летия полета в космос Юрия Гагарина под эгидой Казахстана. В Совете министров республики по поручению президента была создана специальная комиссия по проведению этих торжеств на Байконуре, председателем которой был сам глава Совмина Узакбай Караманов.
За три месяца была проделана колоссальная работа. Грандиозное шоу с прямым эфиром на Москву с участием президента Казахстана, многотысячным карнавальным шествием, спортивным праздником, кульминацией которого стали показательные полеты космического самолета многоразового использования "Буран" на борту "Мрии" в сопровождении истребителей, гала-концерт звезд советской эстрады — фестиваль получился космическим и по масштабам, и по эмоциям. Байконур до сих пор не помнит такого грандиозного зрелища, как прошедший 12 апреля 1991 года Международный фестиваль "Звезды космоса, спорта, эстрады", почетным и главным гостем которого был Нурсултан Назарбаев. Это был второй приезд президента на Байконур и новый политический шаг Казахстана навстречу космосу.
Третий визит Н. Назарбаева на космодром 2 октября 1991 года был связан с историческим событием в жизни Казахстана: в космос полетел первый казахский космонавт Токтар Аубакиров.
В своем интервью на стартовом комплексе президент еще раз подчеркнул: "Я считаю, что в будущем мы должны развивать космос с участием всех республик Союза, потому что космодром сегодня — наш, пожалуй, единственный приоритет в мировом экономическом соревновании".
А председатель Верховного Совета СССР Иван Степанович Силаев добавил: "Я полностью поддерживаю Вас, Нурсултан Абишевич. Только что образовалась новая экономическая формация (имелось в виду создание СНГ), и это меняет ситуацию с будущим космодрома и освоением космического пространства. Здесь как раз находятся все руководители республик. И в этих условиях очень важно, чтобы они сами увидели возможности, потенциал, грандиозность Байконура".
…"И вот объявлена минутная готовность. Обычно в эти шестьдесят секунд все вокруг словно замирает. Затихла и многочисленная толпа наблюдающих за стартом, только были слышны команды по громкой связи: "Ключ на старт, зажигание, пуск!"
Тысячи глаз устремились на горизонт, где в нескольких километрах стоял белоснежный "Союз ТМ-13" в кольце стальных ферм.
Вот фермы обслуживания корабля медленно и бесшумно откинулись, в клубах дыма поднялся огненный шар, несущий на себе корабль. Плавно преодолевая земное притяжение, ракета неспешно устремилась к небесам. И только спустя некоторое время до зрителей дошел мощный гул, сотрясающий землю. Кто-то захлопал в ладоши. "Еще рано, надо только после вывода на орбиту", — сказал президент.
Это особое чувство, когда каждый человек ощущает реальное могущество Вселенной и единство людей перед космосом. Перед этим величием и грандиозностью действительно все оказались равны. На трибуне уже не было никаких высокопоставленных особ, все превратились в простых и земных людей, если не сказать — в восхищенных мальчишек. Ракета уходила в чистое осеннее небо Байконура. Не выпуская ее из виду, все смотрели вверх, вслед уменьшающемуся огненному шару.
Лицо Нурсултана Абишевича было спокойным, не выражающим каких-либо эмоций. Прикрыв ладонью глаза от солнца, он, как и все, молча наблюдал за траекторией полета корабля. Иван Степанович Силаев (председатель Совета министров РСФСР) наклонился так низко, желая увидеть ракету из-под козырька трибуны, что оказался почти лежащим на перилах. Эти телевизионные кадры с "живой" картинкой облетели тогда весь мир.
Около десяти минут все напряженно смотрели в небо, хотя "звездочка" уже исчезла, оставив за собой белый конверсионный след. Трибуны опустели, все побежали на открытую площадку, чтобы лучше видеть обзор. Только один митрополит Московский Питирим стоял, опираясь на перила, и задумчиво смотрел вдаль. Наверное, он воочию убедился в том, насколько все мы — люди – равны и перед Богом, и перед Космосом…
И вот беспристрастный радиоголос воскликнул: "Есть разделение! Корабль выведен на орбиту!". Тишину взорвал гром аплодисментов. Все вокруг обнимались, целовались. У многих на глазах были слезы.
Родственница Токтара — единственная, кто смог приехать на Байконур, стояла рядом с президентом. Конечно, она тоже не удержалась от слез. Спокойное выражение лица Нурсултана Абишевича стало торжественно-величественным: первый представитель казахского народа в космосе! Вряд ли в тот момент он думал о том, что казахстанским первопроходцем космоса был он сам.
Человек, который проложил путь к звездам сыну своего народа. В этой абсолютной истине я, как байконурский журналист, была уверена также, как и все мои соотечественники.
Источник: Sputnik