МОДЕРНИЗИРУЯ СУДЕБНУЮ СИСТЕМУ
Сильный и независимый суд Казахстана - это не просто веление времени, а показатель состоятельности государства в целом, его стабильности и экономического развития, залог инвестиционной привлекательности и здоровых общественных процессов. Глава государства Нурсултан Назарбаев уделяет особое внимание развитию судебной системы страны. Верховным судом за последние годы проделана большая работа по совершенствованию уровня и качества отправления правосудия, приближению его к мировым стандартам. В связи с этим произошли кардинальные преобразования судоустройства и судопроизводства. Улучшились условия работы, необходимые для отправления правосудия, в том числе материально-технического обеспечения судов.
Таким образом, государством созданы все необходимые условия для успешного функционирования судебной власти, и теперь только от нашей работы зависит, насколько эффективно мы будем продвигаться вперед по пути становления судебной системы, отвечающей международным стандартам. Дальнейший этап совершенствования системы правосудия - реформа по повышению уровня защиты граждан в уголовном процессе и снижение его репрессивности.
Нужно отметить, что новый этап модернизации ориентирован на соответствие международным стандартам в сфере уголовного преследования. Для выработки эффективных подходов к уголовному судопроизводству в Казахстане, в рамках Плана нации "100 конкретных шагов" по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева была создана межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли первые руководители Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, правоохранительных и специальных органов республики. Они разработали основные подходы по реформированию уголовного процесса и совершенствованию некоторых аспектов правоохранительной деятельности.
Новая реформа нацелена на реализацию задач по укреплению защиты прав человека в уголовном процессе, повышению состязательности сторон, расширению судебного контроля, исключению дублирования и четкому распределению полномочий между органами расследования, прокуратурой и судом. Но предварительно члены рабочей группы изучили опыт зарубежных коллег из ФРГ, Эстонии, Великобритании и Грузии. По итогам рассмотрения международного законодательства были выработаны меры по семи ключевым направлениям, которые легли в основу проекта Закона "О совершенствовании уголовного процесса в Республике Казахстан".
Согласно ему теперь человека можно задержать без санкции суда на 72 часа, а несовершеннолетних до 24 часов. Указанное время задержания не пересматривалось в законодательстве с 1959 года. В этой связи предусматривается сокращение срока доставления человека к судье для проверки законности его задержания и решения вопроса о применении к нему меры пресечения. Такой подход в значительной мере позволит снизить риски использования задержания как средства давления и принуждения для сбора доказательств, подкрепляющих обвинение.
Предусматриваются проектом и поправки в уголовно-процессуальный кодекс, позволяющие вести уголовное судопроизводство в электронном формате, что очень удобно и безопасно. Как известно, действующий УПК позволяет вести уголовное производство только на бумажном носителе. На это затрачиваются много сил и времени, а отсутствие возможности своевременного доступа к процессуальным материалам уголовного дела и делам участников процесса сохраняет риски фальсификации материалов, что не позволяет в полной мере обеспечить прозрачность взаимоотношений правоохранительных органов и населения страны. Такое новшество направлено на упрощение и повышение качества уголовного процесса.
Полномочия судебного контроля будут расширены. Так, от прокуратуры судам будут переданы санкционирование проведения негласных следственных действий, продление сроков их проведения, а также уведомление лица о проведенных в его отношении негласных следственных действий. Хочется отметить, что в Проекте предусмотрены нормы, дающие человеку, в отношении которого проводились негласные следственные действия, обратиться в суд с заявлением о признании их проведения незаконными и возмещении причиненного ущерба. Это можно сделать в течение пятнадцати дней с момента уведомления о проведенных в отношении него негласных следственных действий.
В новом проекте также расширен перечень оснований, по которым мера пресечения в виде содержания под стражей не применяется. Это касается преступлений в сфере предпринимательской деятельности.
Исключена практика сбора правоохранительными органами доказательств, выходящих за пределы расследуемого события. Доказывание может производиться только по уголовным правонарушениям, по которым начато досудебное расследование. В случае выявления нового факта он должен быть зарегистрирован в ЕРДР как новое правонарушение и только после этого он может быть объединен в рамках одного досудебного расследования, начатого ранее.
Это позволит искоренить случаи дополнительного сбора улик по любым другим, относящимся к данному лицу действиям, при отсутствии доказательств по расследуемому событию.
С учетом приоритетности вопроса реализации принципа состязательности, предусмотрены механизмы по наделению адвокатов расширенными правами по сбору доказательств, в том числе созданию условий непосредственного обращения в суд с ходатайством о производстве необходимых следственных действий. Таким образом, адвокат как сторона обвинения не будет зависеть от лица, осуществляющего досудебное производство при инициировании проведения определенных следственных действий, которые, по его мнению, являются необходимыми. В тоже время для предотвращения вторжения в частную жизнь граждан и ущемления их конституционных прав, прорабатывается вопрос о закреплении перечня недопустимых для адвокатов действий по сбору доказательств. Данные поправки предоставляют адвокатам равные права со стороной обвинения в получении информации, доступе к материалам уголовного дела, обмене информацией о доказательствах.
Еще одно направление реформы — упрощение производства по уголовным проступкам, очевидным и незначительным преступлениям, включая введение приказного производства. Основная его цель - искоренение необоснованной усложненности и заволокиченности уголовного судопроизводства по уголовным проступкам и преступлениям небольшой тяжести. На сегодняшний день производство по малозначительным уголовным правонарушениям в нашей стране на всех стадиях во многом является аналогичным полноценному уголовному судопроизводству по сложным делам. Тем не менее, европейская практика показывает возможность введения в уголовный процесс приказного производства, без ущерба правам лиц, вовлеченных в уголовный процесс.
Нужно отметить, что принимаемые меры по дальнейшему реформированию уголовного процесса и совершенствованию правосудия позволят повысить прозрачность и усилить правозащитный механизм в уголовном судопроизводстве. За счет этого в Казахстане будет сформирована своя уникальная казахстанская модель уголовного процесса, основанная на высоких правозащитных стандартах.
АСХАТ САБЫРОВ,
судья специализированного межрайонного суда
по уголовным делам Кызылординской области