НА СТРАЖЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Когда пришло уведомление из городского отдела сельского хозяйства о возврате раннее выплаченной суммы субсидирования на ведение селекционной и племенной работы с маточным поголовьем крупного рогатого скота, а также, приобретение товаропроизводителями племенного крупного рогатого скота, удивлению руководителей крестьянских хозяйств «Сахаш», «Аманкелди» и «Дарибаев» не было предела. Как так может быть? Ведь это не малая сумма – долг каждого из них перед государством свыше 1 млн. тенге. Общая сумма долга составляет 3 млн. 984 тысяч тенге.
Пребывая в полном недоумении, предприниматели обратились к экспертам Палаты предпринимателей за правовой защитой и представлением законных интересов в суде.
Обо всех спорных моментах данного дела рассказала юрист Палаты предпринимателей Аида Каюпова.
«В июле текущего года по результатам проведенной проверки городской отдел сельского хозяйства обратился с иском в суд по возврату раннее выплаченной суммы субсидирования в размере 3 млн. 984 тысяч тенге. И вот как ситуация обстоит на самом деле.
Как сообщили в пресс-службе палаты, крестьянские хозяйства в 2014-2015 годах приобретают племенных быков, регистрируют в базах идентификации сельскохозяйственных животных. Позже подают заявку на получение субсидий на ведение селекционной и племенной работы с маточным поголовьем крупного рогатого скота и добиваются одобрения со стороны государства. При этом, согласно законодательству они могут подать заявку на получение субсидии в течение всего года, с момента возникновения оснований для ее подачи.
Согласно Правилам субсидирования развития племенного животноводства, повышения продуктивности и качества продукции животноводства утвержденного приказом Заместителя Премьер-министра Республики Казахстан – Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 27 января 2017 года № 30, племенные быки должны использоваться в течение двух случных сезонов. В Правилах указано, что случной сезон – период воспроизводства сельскохозяйственных животных для крупного рогатого скота с 1 мая по 1 октября. Однако, некоторые из вышеуказанных крестьянских хозяйств подали заявки на получения субсидии после окончания срока случного сезона того же года.
Согласно требованию отдела сельского хозяйства вышеуказанные крестьянские хозяйства продали племенных быков, не использовав их два случных сезонов, тем самым нарушив требования Правил субсидирования. По их мнению, началом обязательств по использованию племенных быков два случных сезона наступает с момента подписания заявки и получения субсидия, и периодом использования считается 2 календарных года.
В данном случае, приобретенные племенные быки использовались бы 3 случных сезонов. А это не соответствует зоотехническим требованиям. В связи с этим, нами было направлено письмо в Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан для предоставления ими пояснений. По словам специалистов, в случае, если предприниматель использовал быка два случных сезона с момента приобретения и регистрации животного в соответствующей базе сельскохозяйственных животных, то предприниматель соответствовал всем критериям и требованиям Правил субсидирования.
Таким образом, началом обязательств по использованию племенного быка два случных сезона наступает с момента покупки и его регистрации, и поэтому требования со стороны городского отдела сельского хозяйства о проведении двух случных сезонов со дня подписания заявки на получение субсидии являются необоснованными.
Следующий вопрос касается потери бирок товарного маточного поголовья (коров), участвовавших в скрещивании. Согласно зоотехническим требованиям на одного племенного быка должны использоваться не более 30 маточного поголовья. На что государством также предусмотрено выделении субсидии на каждого маточного поголовья. Индивидуальный предприниматель А. Дарибаев для осеменения на 1 племенного быка приобрел 30 коров, и получил субсидий. Но, по иску отдел сельского хозяйства требовал возврат бюджетных денег на 20 коров, в связи с тем, что предприниматель не использовал их два случных сезонов.
Но 13 из 20 коров в связи с потерей бирок были заново апробированы, об этом сделаны соответствующие записи в ветеринарных паспортах.
Оставшиеся 7 коров уменьшены путем естественной убыли (смерти).
Согласно Приказу, утвержденному Министром сельского хозяйства Республики Казахстан от 3 декабря 2015 года №3-3/1061 «Об утверждении норм естественной убыли сельскохозяйственных животных маточного поголовья в течение года (падежа, вынужденного убоя) мясного и молочного направления в животноводстве естественной убыли (падежа) и составляет 2- 3%. Согласно данным, со стороны хозяйства не было никаких правонарушений. Исходя из этих двух фактов, последовательно в суде, мы, победили», - говорит Аида Каюпова.
Юристы палаты в течение 2 месяцев представляли интересы предпринимателей в суде и полностью защитили их права, тем самым сохранив предпринимателям 3 млн. 984 тысяч тенге.