В МАЖИЛИСЕ ПРЕЗЕНТОВАН ЗАКОНОПРОЕКТ ПО ВОПРОСАМ ЗАНЯТОСТИ И МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
На заседании Мажилиса Парламента РК Министерство труда и социальной защиты населения представило законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости и миграции населения» enbek.gov.
С основными положениями законодательных нововведений выступил вице-министр труда и социальной защиты населения Биржан Нурымбетов.
«Разработка законопроекта обусловлена отдельными поручениями и решениями Главы государства. Так, в Послании народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» Президентом поручено модернизировать рынок труда. Совершенствовать инструменты государственной поддержки занятости было поручено на расширенном заседании Правительства РК 9 сентября 2016 года. Указ «О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан», которым перераспределены функции и компетенции в сфере миграции населения министерств национальной экономики, внутренних дел, труда и социальной защиты населения – отметил вице-министр.
Проектом Закона предусматривается: во-первых, модернизация службы занятости. Прописана информационная база «Электронной биржи труда», процесс создания которой сегодня находится в работе. Вместе с тем, корректировка коснется и некоторых норм Трудового кодекса. А также будутразграничены функции в сфере миграции населения.
Модернизация службы занятости предполагает значительные изменения в работе центров занятости. Теперь они не будут содержаться за счет бюджета, а государство будет размещать государственный заказ на конкурсной основе среди центров занятости населения и частных агентств занятости.
В этой связи законопроектом предлагается возможность перевода центров занятости населения из государственных учреждений в коммунальные предприятия на праве хозяйственного ведения.
Со следующего года на основе конкурса среди частных агентств занятости будут размещаться лоты по трудоустройству и обучению безработных, в том числе пакеты услуг, например, обучение с трудоустройством.
При этом, через уплату работодателями обязательных пенсионных взносов будет внедрен мониторинг трудоустройства.
Законопроектом предлагается консолидировать всю информацию о вакансиях и соискателях абсолютно со всех источников, включая ЧАЗы и интернет площадки в единый интернет-ресурс – «Биржу труда».
Создание электронной биржи освобождает работодателей от обязательного личного посещения ими центров занятости населения.
В поисках работы граждане могут также обратиться в центры занятости населения или разместить резюме на электронной бирже труда. Следить за откликами работодателей можно самостоятельно, не дожидаясь предложений от центра занятости.
Кроме того, проектом Закона предусмотрена расширение возможностей участия студентов в общественных работах. Исключены излишние требования к работодателям. Отменена норма из Кодекса об административных правонарушениях в части обязательного предоставления работодателем в центры занятости сведений о количестве прошедших профессиональную подготовку.
Корректировки также коснулись нормы Трудового кодекса. Предлагается уведомлять работника о прекращении трудовых отношений после достижения им пенсионного возраста.
Кроме того, предлагается снять запрет на работу по совместительству работникам сферы здравоохранения, занятых на работах с вредными условиями труда.
В соответствии с Указом Президента РК от 30 декабря 2016 года функции по формированию государственной политики в сфере миграции переданы от МНЭ в МТСЗН, а функции по межведомственной координации и реализации государственной политики в сфере миграции от МТСЗН в МВД.
В связи с этим, предусматриваются соответствующие изменения в Законы «О миграции населения» и «Об органах внутренних дел» в части компетенций указанных государственных органов.
Одновременно в Закон «О миграции населения» также вносятся уточняющие поправки, предусматривающие расширение охвата переселенцев с акцентированием на «членах семей» на стадии формирования региональных квот приема переселенцев и оралманов местными исполнительными органами.
В целом, Законопроект предусматривает изменения и дополнения в 4-х Кодексах и 5 Законах.