ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ ОБСУЖДЕНЫ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Службой экономических расследований департамента государственных доходов по Кызылординской области на площадке областной Палаты предпринимателей проведено заседание «круглого стола» на тему «фальшивомонетничества».
В настоящее время преступления, предусмотренные ст.231 УК РК подследственны службе экономических расследований органов государственных доходов.
В общей доле экономических преступлений, на фальшивомонетничество приходится порядка 15%, что соответственно актуализирует вопросы своевременного раскрытия данных преступлений и осуждения виновных.
Кроме того, изготовление и сбыт поддельных денежных знаков негативно влияет на стабильное функционирование кредитно-денежной системы, что создает определенную угрозу экономической безопасности государства. При этом сложность раскрытия фальшивомонетничества связана с высокой латентностью изготовления поддельных купюр. Необходимо отметить, что успех раскрытия преступлений данной категории во многом зависит от своевременного информирования граждан и организаций об обнаружении поддельных купюр, незамедлительного реагирования правоохранительных органов по каждому очагу сбыта фальшивых денежных средств, а также обеспечения полноты и качества проверочных мероприятий на месте происшествия.
Анализируя криминогенную ситуацию обнаруженных поддельных денежных купюр, установлено, что в настоящее время на территории республики массовое обнаружение фальшивых денег произошло в северной, восточной и центральных частях страны. Имеются предпосылки массового сброса поддельных денег и в Кызылординской области.
За период 11 месяцев 2017 года Службой экономических расследований ДТД по Кызылординской области зарегистрировано 33 (ЕРДР 7) фактов фальшивомонетничества.
За 11 месяцев 2017 года выявлено поддельных купюр на общую сумму 108 500 тенге, 700 долларов США. Из незаконного оборота изъято 40 фальшивых купюр. Из них: в банках – 23 купюр; в торговых точках – 4 купюры, АЗС -2, у физических лиц – 11.
Ситуация усугубляется отсутствием государственного контроля за ввозом в страну и распространением полиграфической и цветной множительной копировальной техники. Развитие цифровых технологий привело к появлению на рынке доста¬точно доступных печатающих устройств, обеспечивающих высокое качество подделки.
Раскрытие этого вида преступлений осложняется тем, что они, как правило, совершаются законспирированными преступными группами. При этом, применение ими современных технических средств вызывает определенные затруднения в выявлении фальшивок. Анализ следственно-оперативной практики правоохранительных органов по линии борьбы с фальшивомонетничеством позволил выделить три основные преступные схемы изготовления, и сбыта фальшивых денег.
1. Изготовление и сбыт фальшивых денег организованной преступной группой («профессионалы»).
2. Изготовление и сбыт фальшивых денег группой лиц по предварительному сговору («любители»).
3. Сбыт фальшивых денег одним лицом ( «одиночка»).
Анализ криминогенной ситуации по стране показывает, что наиболее подделываемыми являются купюры номиналом 10 000, 5 000 и 2 000 тенге.
В целях выявления, предупреждения, пресечения правонарушений и преступлений в сфере фальшивомонетничества разрабатываются методические рекомендации по раскрытию и расследованию данного вида преступления.
Кроме этого, для эффективного взаимодействия Службой экономических расследований Департамента совместно с ДВД и ДКНБ по Кызылординской области проводится процедура составления совместного приказа о порядке взаимодействия между данными ведомствами с целью предотвращения и раскрытия фактов незаконного изготовления поддельных денежных купюр. В данном совместном приказе предусмотрено о порядке незамедлительной передачи и оповещения СЭР ДГД по Кызылординской области о любых фактах фальшивомонетничества.
В целях проведения организационно-профилактических мероприятий направленных на снижение оборота наличных денежных средств в регионе предлагается оснастить торговые точки (рынки, магазины), автозаправочные станции и букмекерских контор города детекторами валют. Установлено, что более 40% торговых точек не имеют детекторов валют. Существенная финансовая нагрузка на предпринимателей по приобретению данных аппаратов не ложится.
Предлагается предусмотреть все возможности проведения безналичных платежей, а именно: при оказании услуг по перевозке населения автотранспортными средствами (автобусы, маршрутные и коммерческие такси), на автозаправочных станциях, при предоставлении услуг по платной парковке автотранспортных средств, при оплате за коммунальные услуги.
Установление POS-терминалов позволит снизить наличный оборот денежных средств, т.к. в основной массе у населения имеются платежные банковские карточки (пенсионеры, государственные служащие, работники коммерческих структур и т.д.).
Указанные мероприятия, кроме того, позволят вывести из теневого оборота следующие сферы услуг: частный извоз (такси), доставка товаров посредством интернет-заказов, доставка продуктов питания на дом, что также обеспечит дополнительное поступление доходов в бюджет.
Н.Алкебайулы,
руководитель управления
Департамента государственных доходов
по Кызылординской области