«РУХАНИ ЖАҢҒЫРУ»: РАЗВИВАЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ
Глава государства Н.Назарбаев в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» отметил: «Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе. Я же хочу, чтобы она твердо стояла на земле. А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены. Это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа».
В XIX – начале XX века в низовьях Сырдарьи большое распространение получили религиозно-просветительские школы. Выдающиеся просветители прошлого Ак ишан, Кулболды ишан, Марал ишан, Садык ахун, Даулетназар ахун, Тосулы Акмырза ахун открывали школы-медресе, в которых обучали грамоте и основам знаний местное население. По крупицам они собирали все самое важное и полезное из арабских стран, Афганистана, центров культуры и науки Средней Азии – Самарканда и Бухары, а также из Индии и России.
Одним из таких просветителей, оставивших неизгладимый след в истории края, был поэт и просветитель Калмухаммед Болекбайулы, известный в народе под именем Калжан ахун. Он родился в 1862 году в Хивинском ханстве и получил образование в духовных учебных заведениях Хивы и Бухары. Его отец Болекбай был выходцем из Актюбинской области. В молодости оказался у родственников в Каракалпакстане, там же женился и остался жить. При дворе хивинского хана он занимал высокую должность: был не только батыром и предводителем проживавших в тех краях казахов, но и известным врачевателем.
Когда родился его сын Калмухаммед, ему было 77 лет. Мальчик рос смышленным и любознательным и подавал большие надежды. С семи лет начался обучаться у муллы. Когда умер отец, Калжану было 13 лет. Он продолжает учение в Бухаре в медресе Кокилташ. Открытое в XVI веке учебное заведение считалось центром мусульманского образования и одним из крупных учебных заведений Средней Азии. В его стенах получили образование Машхур Жусуп, Турмагамбет Изтлеуов. В медресе обучали юриспруденции, математике, естественным наукам, философии, музыке. Здесь Калжан изучал труды великих мыслителей Востока Хорезми, Бируни, Махмуда Кашгари, Аль-Фараби, Ибн-Сины.
В 1889 году в возрасте 27 лет Калжан закончил медресе Кокилташ и получил звание «ахун», которое присваивалось обычно людям, имеющим не только юридическое образование, но и обладающим ораторским талантом. В совершенстве владея арабским, персидским, шагатайским языками, он переводит на родной язык суры Корана.
В 1890 году по приглашению Кете Шомекей Ораз имама, с которым учился в бухарском медресе, Калжан ахун приехал в низовья Сырдарьи. На свои средства он построил мечеть, где служил имамом. Позже рядом с мечетью при содействии Калжан ахуна было открыто медресе. Он был известен в округе как защитник бедняков и посвятил свою жизнь просветительской деятельности. Несмотря на то, что в те времена образование было доступно преимущественно детям из состоятельных семей, в медресе бесплатно учились дети бедняков. Калжан ахун пользовался безграничным уважением местного населения, которое чтило его как духовного учителя и поэта.
Мечеть-медресе Калжана ахуна находится в Сырдарьинском районе в 12 километрах от аула, который сегодня носит его имя. Одноэтажное здание медресе состоит из двадцати комнат и имеет традиционную планировку квадратного плана с широким внутренним двором, главный фасад ориентирован на северо-запад. Кроме двадцати комнат-худжры в здании имеется 7 дополнительных комнат. Худжра – келья, маленькая комната в медресе, в которой жили ученики и иногда отдыхали странники. Все помещения расположены по периметру. В центре двора располагался колодец. Помещения, расположенные во входной части, выстроены из жженого кирпича размером 27х13,5х7 сантиметров. Из жженого кирпича также выложен весь цоколь и верхний карниз крыши. Остальные стены выложены из сырцовых кирпичей размером 34-31х14х7,5.
Кроме мечети и медресе, здесь имеются остатки дома из кирпича-сырца, в котором проживал Калжан ахун вместе с семьей. В мечети имеется несколько захоронений, принадлежащих Калжану ахуну и его семье. Памятник истории и культуры является местом паломничества туристов и включен в государственный список памятников истории и культуры республиканского значения.