ОБЪЕКТЫ ПРИАРАЛЬЯ В «САКРАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ КАЗАХСТАНА»
Ряд историко-культурных объектов вошли в список проекта «Сакральная география Казахстана», реализуемой в рамках реализации программной статьи Елбасы «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» - «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
В частности, Мавзолей «Хорасан Ата» - объект, возведенный в честь одного из легендарных просветителей, батыре Хорасан ата. Сведения о религиозном деятеле, ученом, просветителе и батыре Абд Жалиле баб Хорасан ата сохранились в ташкентских архивах. Этот легендарный человек жил примерно в 8-9 веках нашего столетия. В основном занимался просвещением простого народа, благодаря его усилиям были открыты несколько школ. «Он был не только ученым, но и великим батыром, полководцем. Со своим знаменем, которое сохранилось у его потомков, он приехал из Аравии для распространения ислама. На нем даже есть надпись – 654 год», – рассказывает Абилгазы Тулегенов, являющийся потомком Хорасан-ата. После смерти просветителя благодарный народ возвел курган над его могилой. Позже здесь построили мечеть. Однако с приходом советской власти памятник был разрушен. И лишь после обретения независимости решено было возродить мавзолей.
Активное участие в реставрационных работах приняли и многочисленные потомки Абд Жалила. Мавзолей достроили, теперь его высота 14 метров. Толегетай Суинишулы (жил примерно в ХV в.) – историческая личность. В свое время Толегетай возглавлял войска, отстаивал свободу своего народа, обеспечивал единство сородичей, был весьма деятельным человеком. Основавшийся отдельным улусом на казахской земле найманцами руководствовал Толегетай батыр. Если прозорливый-провидец природы предок Толегетай-баба указывал своей палкой в песчаных либо безводных местах со словами: «в этом месте есть вода», то обязательно там находили воду. Его напутствия, как: «Наблюдай за окружением», «сумей следить за всех четырех сторон», «пусть будут целы – все, как едины», «при кочёвке будьте рядом, пусть дым из ваших домов вьются прямо», «делитесь друг с другом огнём» призывают к единству народ, подразумевает важность равноправия между собой. Говорят, что традиция племянникам выдавать сорок козликов передана предками Сугирши и Толегетай.