НЕ ПРОСТО ПАМЯТНИКИ, А СВИДЕТЕЛИ КУЛЬТУРЫ
Главой государства инициированы новые культурно-идеологические проекты, в том числе по укреплению в сознании народа общенационального патриотизма – «Туган жер» и общенациональной святыни – «Духовные святыни Казахстана» - «Сакральная география Казахстана».
В Кызылординской области немало разнообразных археологических памятников
Один из них – пантеон Окшы-ата, который называют жемчужиной духовно-культурного наследия Сырдарьи. Ежегодно это место посещают тысячи туристов из всех уголков Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья. В пантеоне есть мавзолей Асан-ата, который в 1982 году был включен в список памятников культуры республиканского значения и взят под охрану государства.
Асан-кайгы: философ и поэт-певец
Этот мавзолей расположен в 16 километрах от станции Шиели, в пяти километрах от аула Байгекум. Он был построен в XVI веке как погребальное сооружение казахского философа, поэта-певца Асана-кайгы, который был одним из влиятельных сановников хана Золотой орды Улу-Мухаммеда. Он был певцом-жырау. Основное место в его творчестве занимали философско-дидактические жанры: толгау, терме, назидания и афоризмы. Собиранием его произведений занимались ученые-востоковеды Шокан Уалиханов, Григорий Потанин, поэт Машхур Жусуп Копеев. Начало изданию поэтического наследия Асана-кайгы было положено в XIX веке, значительный вклад в его изучение внесли писатели Сакен Сейфуллин, Мухтар Ауэзов.
Несмотря на то что Асан-кайгы был исторической личностью, он обрел легендарные и даже сказочно-мифологические черты. Наиболее популярна легенда о поисках Асаном-кайгы обетованной земли Жеруйык с обильными пастбищами и полноводными реками, мягким климатом, обилием зверей и рыбы, где люди живут без горя и нужды, вражды и угнетения. На быстрой, как ветер, верблюдице Желмая он объездил все стороны света, однако нигде не смог найти Жеруйык. Эта социально-утопическая легенда отражает конкретную историческую ситуацию середины XV века, когда усилившиеся после распада Золотой Орды и Белой Орды междоусобицы вызвали массовую откочевку казахских родов и племен из Восточного Дешт и-Кыпчака в Западное Семиречье. Асан-кайгы был советником одного из возглавивших это движение султанов – Жанибека, он вошел в народное сознание как неутомимый искатель счастливой земли, выразитель надежд простых людей на новую жизнь.
Мавзолей не имеет архитектурных излишеств, он строг и прост и представляет собой портально-купольное сооружение, имеющее в плане форму квадрата с полуразрушенным, выступающим на 4 метра порталом. Памятник выложен из квадратного керамического кирпича размером 28x28x6 сантиметров. На высоте трех метров стены украшены пояском из вертикально уложенных кирпичей. Внутренние стены мавзолея оштукатурены глиносаманным раствором.
Справка: В 1982 году мавзолей Асан-ата был включен в список памятников культуры республиканского значения и взят под охрану государства. В рамках государственной программы «Культурное наследие» на реставрацию мавзолея Асана-ата из республиканского бюджета было выделено 9 млн 600 тысяч тенге. Реставрационные работы выполнили специалисты предприятия «Кызылордареставрация».
Тайны усыпальницы Есабыз-ата
Один из древнейших памятников в этом пантеоне – усыпальница Есабыз-ата. Согласно народным преданиям, он жил в начале ХVII века в низовьях Сырдарьи. Его жизнь и деятельность до сих пор полностью не изучены. Никакой письменной информации о Есабызе до сегодняшних дней не дошло. Считается, что он был учеником Когентуп-батыра, которого за героизм в борьбе против иноземных завоватетелей назвали Окшы-ата. Есабыз помогал бедным, лечил людей, призывал казахский народ к единству.
В 1963 году была произведена первая реконструкция мавзолея. Спустя более тридцати лет, в 1995 году, мавзолей силами шиелийцев был отреставрирован заново. В 1995 году была построена и мечеть, которой дано имя Есабыз-ата. А в поселке Шиели его именем названа одна из центральных улиц. Народ помнит о Есабызе. Ученым же предстоит большая работа по изучению его наследия.
Сыганак – гавань Дешт и-Кипчака
Каждый район области может предложить интересные и разнообразные исторические памятники. Например, в Жанакорганском районе, в живописных предгорьях Каратау есть ущелья Таңбалы тас и Қатын қамал, где можно увидеть петроглифы, оставленные древними людьми.
Еще один объект, который может стать туристическим центром не только области, но и всей страны, – это древнее городище Сыганак. В рамках программы «Культурное наследие» здесь проведены археологические исследования. Ведутся реставрационные работы. Из государственной казны для этого выделяются средства. Общая площадь музея под открытым небом – 80 гектаров. Как свидетельствуют факты, именно Сыганаку, развалины которого находятся на юге области, суждено было стать кипчакской столицей (XII–XIV века), ставкой Ак Орды (XIV-XV века) и центром Казахского ханства (XVI–XVII века).
Развалины города находятся в двух километрах севернее поселка Сунаката. Название его хорошо известно по письменным источникам и чеканившимся здесь в XIV веке монетам. Город Сыганак впервые упомянут в источниках X века.
В XII веке Сыганак становится столицей кипчакского государственного объединения. В середине XIII века упоминается в списке городов, которые посетил армянский царь Гетум I. Во второй половине XIV века город становится столицей Ак Орды. В Сыганаке правили ханы Эрзен, его сын Мубарек-ходжа, Урус-хан, Тохтамыш. Здесь был монетный двор, велось интенсивное строительство.
По информации кандидата исторических наук, руководителя НИЦ «Археология и этнография» КГУ имени Коркыта-ата Азилхана Тажекеева, после неудачной борьбы Тохтамыша с Тимуром город захватил внук Тимура Улугбек, который пытался утвердиться на Сырдарье, однако потерпел поражение в 1423 г. и был отброшен в Среднюю Азию войсками Барака, внука Урус-хана.
В XVI-XVIII вв. Сыганак принадлежал казахским ханам и был самым крупным городом в низовьях Сырдарьи. На его базарах ежедневно продавали товары с 500 верблюжьих вьюков, в окрестностях возделывали поля, орошаемые каналами Ордакент, Кызылтал, Бузгул-Узяк, Тюмень-Арык и другими. «Гавань Дешт и-Кипчака» – так называли Сыганак в то время. Среди многочисленных товаров славились луки и стрелы, привозимые степняками, которые закупали здесь зерно, ткани, предметы роскоши.
Купцы Туркестана, Мавераннахра и с востока привозили в Сыганак товары, которых было в изобилии. Но развитию города мешали постоянные войны за обладание им. Непосредственно с юга к Сыганаку примыкали границы владений тимуридов. Знаменитый Улугбек на некоторое время захватил богатый Сыганак. Но в 1427 году он был разгромлен кочевыми узбеками, пришедшими из Приаралья, и город перешел в их владение. В 1428 году власть после смерти внука Урус-хана Барака перешла к хану Абулхаиру из династии шейбанидов. В 1446 году он завоевал Сыганак. Здесь и был похоронен. Его мавзолей, не дошедший до нашего времени, был известен как Кок-Кесене, современники описывали его как «очень высокое здание». В ту пору площадь шахристана, обнесенного частично сохранившейся стеной с 15 башнями, составляла около 10 гектаров. Площадь предместья, обнесенного земляным валом, – около 13 гектаров. Вода поступала в город по 20-километровому каналу Тюмень-Арык из Сырдарьи, а также из стекающих со склонов Каратау горных речек.
Сыганак был не только торговым, но и важным земледельческим центром. Вся последующая история Сыганака – это история войн за обладание им. Доктор исторических наук Карл Байпаков отмечает, что в 80-е годы XVI века Сыганаком завладел Мухаммед Шейбани, а затем казахский хан Бурундук. Какое-то время Сыганак был крупным экономическим центром во владениях бухарского хана Абдаллы, после чего снова отошел к казахам. Из-за постоянных войн наступил упадок. Историки того времени пишут, что «Сыганак в древности был цветущим, был окружен большими постройками и обработанными полями, богат разнообразными продуктами и являлся торговым пунктом для казахского народа».
Чирик-Рабат: столица и некрополь сакской элиты
Городище Чирик-Рабат занимает особое место в историко-культурном наследии области. Это один из первых памятников древности, где начали проводиться архитектурные исследования. По словам ученых, есть все основания полагать, что именно здесь впервые появились земледелие, животноводство и даже металлургия, о чем свидетельствуют результаты исследований. А отдельные находки археологов говорят о том, что люди, проживавшие в этом городе, имели торговые и другие связи с разными странами.
По информации кандидата исторических наук Жолдасбека Курманкулова, Чирик-Рабат располагался на высоком холме. Здесь находился пантеон, где хоронили сакских царей, который нужно было охранять. Впоследствии на этом месте был построен город, который стал столицей сакского государства.
В ходе археологических раскопок ученые обнаружили два храма, стены которых были окрашены в разные цвета, а на стенах обнаружились следы рисунков. По словам ученого, в этих храмах проводилось мумифицирование покойников. Жители города владели гончарным, кузнечным, литейным искусством.
Чирик-Рабат был торговым центром на древнем Шелковом пути. Также развито было земледелие (рисоводство). Впоследствии, в период средневековья, город стал столицей огузского государства. Город был покинут в XIV в. н.э. в связи с пересыханием притоков реки Сырдарьи – Жанадарьи, Кувандарьи и Инкардарьи. Город располагался на 15–20-метровой возвышенности левого берега притока Сырдарьи – Жанадарьи.
По сведениям исторических источников, Чирик-Рабат принадлежал самому могущественному племенному союзу саков – дахам. При раскопках Восточного погребения обнаружены три хорошо сохранившихся скелета. Находящийся отдельно мужчина (рост – около 180 см), вероятно, был военачальником. Слева лежал длинный двуручный меч из железа. Справа – нож. Богатый поясной набор. Рядом похоронен, скорее всего, сопровождавший его слуга. Скелет женщины лежал сверху – это, видимо, более позднее захоронение в открытом склепе. Рядом с ними лежали окаменевшие остатки еды, золотые украшения, коралловые бусы, сохранились золотые нити от парчовой ткани. Есть элементы одежды чирик-рабатского «золотого человека». Само строительство такого мощного укрепленного поселения свидетельствует о высокой организации тогдашнего общества. Чирик-Рабат был некрополем не для всех, а для элиты сакского общества. Находки опровергают устоявшиеся о кочевом характере степной цивилизации.
Во время раскопок здесь были найдены различные украшения из золота. Исследования показали высокое качество металла.
А также пластины от кольчуги, несколько фрагментов костей человека и животных для проведения антропологических исследований взяли ученые из США.
Надо отметить, что Кызылординская область богата историческими памятниками. Их ценность особенно велика, поскольку дошедшие до наших дней письменные источники содержат мало сведений и не раскрывают всей информации о целых пластах истории. Это богатое наследие еще требует изучения и должно стать достоянием потомков.
liter.kz