МИФЫ И ФАКТЫ О СУИЦИДЕ
В представлении людей суицид кажется сугубо «личным делом» каждого человека и на эту тему говорить считают даже опасным. Мы даже не догадываемся, что подобные ошибочные суждения препятствуют предотвращению суицидальных действий подростков. Стигматизация (негативное отношение и предрассудки) темы суицида ведет к заблуждениям. Вместо того, чтобы подтянуть руку на помощь, мы наоборот, сами этого не зная, толкаем будущею жертву «на дно» проблемы. Поэтому, в целях разоблачения мифов о суициде проводятся разные научные и прикладные исследования. Новые знания, полученные в результате таких исследований, раскрывают наши глаза и учат нас смотреть на суицид по-другому.
Почему от предпринятых многих мер по предотвращению суицидов мало эффектов? Почему общество в сплоченности не может бороться с проблемой суицид? Потому, что мы все вооружены мифами о суициде. Меры, направленные на превенцию суицида,тоже неэффективные, потому что не имеются кардинально новые подходы к решению проблемы. Выявить подростков с суицидальным мышлением мало, должны быть комплексные меры по их «перепрограммированию» и лечению.
Тем не менее, необходимо отметить, что многие мифы о суициде уже разоблачены фактами, которые были полученные в результате количественных и качественных исследований. Попробуем сегодня разобраться в основных из них.
Так, самым распространенным мифом среди людей является то, что открытое обсуждение самоубийства c человеком, подверженного риску, может расценено как поощрение его суицидального поведения. Исследование, проведенное международными организациями, выявило, что из-за широко распространенной стигматизации самоубийств люди, имеющие суицидальные мысли, не знают с кем поделиться. Эксперты отмечают, что если информация о суициде подается тонко и деликатно, она не травмирует подростка и не вызывает у него желания закончить жизнь самоубийством. Открытый разговор не поощрит суицидальное поведение, как мы думаем, а откроет для человека иные возможности или даст ему время еще раз подумать о своем решении. Таким образом, вполне можно было бы предотвратить многие самоубийства.
Следующим мифом является миф о том, что если человек говорит о самоубийстве, он пытается привлечь к себе внимание. Ученые доказали, что человек, говорящий о суициде, испытывает психическую боль и хочет поставить в известность о ней значимых для него людей. Если данные беседы мы будем воспринимать как сигнал, то можем помочь предотвратить суицид. Особенно в подростковом возрасте дети испытывают одиночество и недопонимание, даже если ребенок окружен людьми, которые к нему неравнодушны. В сознании детей имеются вопросы, которые они воспринимают как проблему. Советы взрослых или друзей в форме беседы помогли бы им раскрыться и найти ответы на волнующие их вопросы. Тем самым, подросток, решившийся на суицид, поменял бы свои взгляды на решение проблемы и почувствовал облегчение. Исследованиями выявлено, что 90% суицидентов перед совершением самоубийства приводят важные словесные доказательства своих намерений; 40% - обращаются к специалистам, т.е. почти каждому суициду предшествует предупреждение или другие сигналы о готовности к поступку. Когда кто-то говорит о совершении самоубийства, речь, скорее всего, идет о предупреждении, - или же это «крик о помощи».
Также мы думаем, что ничего не остановит того, кто уже принял решение покончить с собой. Оказывается, большинство людей, обдумывающих возможность самоубийства, хотят, чтобы их страдания закончились, и стремятся найти альтернативу или пути облегчения боли, то есть никто просто так не хочет уходить из жизни. Большинство из них колеблются между желанием жить и желанием умереть. Обращение за помощью к специалистам говорит об этой амбивалентности и надежде найти другой выход. До конца в сознании они имеют мысль не совершать суицид, а решить проблему иначе. Значит, всегда есть шанс остановить человека с суицидальным намерением. Даже бывают случаи, когда человек может совершить импульсивный поступок, приняв яд, и умереть спустя несколько дней, когда он уже отвернулся от этой мысли. Эмоциональная поддержка в нужный момент может предотвратить самоубийство.
Ошибочным является суждение родителей о том, что даже если они заметят отклонение в поведении своих детей, то ребенку может помочь только психолог; родители считают себя «некомпетентным» в данном вопросе. Здесь они не учитывают, что подростку, собирающемуся расстаться с жизнью из-за проблем, не хватает теплоты, любви и заботы, которые ему могут предоставлять только члены семьи.
Вместе с этим, многие родители думают, что большинство самоубийств совершаются внезапно без предупреждения. Ученые выяснили, что в большинстве случаев самоубийству предшествуют предупреждающие знаки, вербальные или поведенческие. Безусловно, иногда самоубийства совершаются неожиданно, например, неожиданный отрицательный ответ противоположного пола или другие случаи среди подростков, в которых они не могут эмоционально сдержать себя. Поэтому важно знать, какими бывают предупреждающие знаки, и вовремя обращать на них внимание.
Многие считают, что если у человека имеется склонность к самоубийству, то она останется у него навсегда. Повышение суицидального риска нередко носит преходящий характер и связано с конкретной ситуацией. Суицидальные мысли могут вернуться, но они не являются чем-то постоянным, и человек, ранее имевший суицидальные намерениями совершавший попытки самоубийства, может прожить долгую жизнь.
В сознании людей сидит мысль о том, что суицид совершают только «нездоровые люди» с психическим отклонением. Конечно, таких факты тоже довольно часто встречаются. Но необходимо отметить, что это не всегда так. Суицидальное поведение указывает на крайне тяжелое эмоциональное состояние, но вовсе не обязательно на психическое расстройство. Многие люди, страдающие психическими расстройствами, не склонны к суициду, и не все, кто добровольно уходит из жизни, имеют нарушения психического здоровья. Человек, задумавший самоубийство, чувствует безнадежность и беспомощность, не видит выхода из возникших трудностей, из болезненного эмоционального состояния.
Люди делают вывод из единичных случаев, в которых было замечено«наследование» суицида. Здесь, стоит отметить, что не существует достоверных данных о генетической предрасположенности к самоубийству. Суицид в семье может быть деструктивной моделью для подражательного поведения, особенно для подростков. Например, суицид дедушки, отца или других членов семьи для несовершеннолетнего может показаться как «героическим поступком». Нельзя говорить о том, что такое поведение заложено в генах. Это побольшему счету не генетико-медицинская, а социально-психологическая болезнь.
Суицид во многих случаях рассматривается раздельно от употребления наркотических и токсических веществ и алкогольных продуктов. На самом деле зависимость от алкоголя, наркотиков, токсических веществ является фактором риска суицида. Люди, находящиеся в депрессивном состоянии, в том числе и подростки, часто используют алкоголь и другие вещества, чтобы справиться с ситуацией. Это может привести к импульсивному поведению, так как все эти вещества искажают восприятие действительности и значительно снижают способность критически мыслить.
Также суицид кажется редким явлением, так как вследствие стигмы в отношении суицида очень трудно получить достоверные данные о его распространенности. Нельзя отрицать факт, что каждый год от самоубийств в мире умирают свыше 800 000 человек и это вторая по частоте причина смерти в возрасте от 15 до 29 лет. На этом фоне Казахстан входит в группу стран с самой высокой статистикой по суицидам (<13:100000), особенно среди подростков.
Принято, что решившийся человек на суицид найдет любые способы и средства, чтобы завершить задуманное. Исследования ВОЗ выявили, что ограничение доступа к средствам совершения самоубийства дает результаты. Эффективным путем предупреждения самоубийств и суицидальных попыток является ограничение доступа к наиболее распространенным средствам, включая ядохимикаты, огнестрельное оружие и некоторые лекарственные препараты.
Таким образом, можно убедиться в том, что наши ранние представления о суициде были ложными. Вследствие чего, предпринятые меры тоже были нецеленаправленными. Поэтому до тех пор пока мы не получим о проблеме точные и достоверные данные, все наши усилия могут быть неэффективными. От качества проведенного исследования зависит целенаправленность рекомендаций, которые применяются в управленческих решениях. Тем не менее, стоит отметить, что качественные исследования проводятся и имеют новые знания о суициде. Здесь необходимо усилить работу в использовании этих результатов в работах по предотвращению суицида. Многие результаты не освещаются в СМИ на достаточном уровне. Вместо того, чтобы писать о «шокирующих» фактах завершенных суицидов, необходимо говорить о ценных результатах и методах предотвращения суицидов.
В связи с этим необходимо проводить работы по развенчанию мифов и повышению
информированности о том, что самоубийство – это решаемая проблема общественного здравоохранения. Каждый человек должен понимать, что именно он может быть тем самым спасателем жизни человека.
Айсулу Молдабекова
Социолог ОФ “Bilim Foundation”