ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКА. ПОЧЕМУ ЭТО ТАК ВАЖНО!
Подростковый возраст - это особенный период жизни, который начинается с 13 и продолжается до 18 лет. На данном этапе жизни подросток испытывает ряд физиологических и морфологических изменений в своем организме, что влечет за собой психологические последствия. Подросток начинает реагировать по-разному, точнее, не знает, как правильно реагировать на различные внешние факторы. Во многих случаях для подростков характер на повышенная степень эмоциональности и возбудимости. В начале подросткового возраста проявляется стремление быть больше независимым от взрослых и принимать самостоятельные решения. С наряду этим, идет формирование позиции «я – взрослый». Здесь необходимо отметить, что чувство взрослости является социально-психологическим новообразованием личности подростка. Поэтому особое внимание необходимо уделять психологическому и психическому здоровью подростка.
В подростковом возрасте появляется потребность в самоутверждении в отношениях с взрослыми и со сверстниками. Формы самоутверждения в этом возрасте бывают как позитивными: самообразование, забота о ближних, участие в решении сложных семейных вопросов, спорт, овладение знаниями и др., так и негативными: разные формы отклоняющегося от нормы поведения. Внешним проявлением неуверенности в себе является обидчивость, упрямство, агрессивность подростка, повышенная конфликтность, эмоциональная возбудимость, частая смена настроения, обидчивость, раздражительность. Если «Я - идеальное» подростку представляется достижимым, то у него появляется потребность в самовоспитании, в разработке программы самосовершенствования.
Адекватный уровень самооценки формирует уверенность в себе, самокритику, настойчивость, или даже чрезмерную самоуверенность и упрямство. У подростков с адекватной самооценкой обычно более высокий социальный статус, нет резких скачков в учебе. Подростки с низкой самооценкой подвержены склонности к депрессии и пессимизму.
В психологии состояние психического здоровья является важным фактором развития ребенка. Состояние психического здоровья оценивается через призму психических отклонений и расстройств: отсутствие тех или иных патологических симптомов условно приравнивается к здоровью. Но в уставе Всемирной организации здравоохранения отмечается, что здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов.
Как отмечают эксперты, многие проблемы в области психического здоровья появляются в позднем детстве и раннем подростковом возрасте. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 4% лиц в возрасте от 12 до 17 лет и 9% лиц в возрасте 18 лет страдают депрессией, которая является одним из наиболее распространенных видов расстройств с самыми разнообразными последствиями. Половина всех расстройств психического здоровья начинается к возрасту 14 лет, однако в большинстве случаев они проходят незамеченными и остаются неизлеченными, что в последствии серьезно сказывается на психическом здоровье в течение жизни.
В настоящее время признается факт, что многие психические расстройства, наблюдающиеся у взрослых людей, возникают в детском возрасте. В подростковом возрасте значительно возрастает распространенность многих психических проблем, таких как депрессия и суицидальное поведение.
По данным ВОЗ в европейском регионе примерно два миллиона молодых людей страдают психическими расстройствами - от депрессии до шизофрении - и многие из них не получают какой-либо помощи или лечения. А во всем мире до двадцати процентов детей и подростков страдают проблемами психического здоровья. Многие психические расстройства носят рекуррентный или хронический характер. Психические расстройства в настоящее время чаще диагностируются, чем ранее у молодых девушек, в особенности с депрессивными симптомами. Депрессия связана с проблемой самоубийств среди молодежи.
По данным Министерства здравоохранения РК в 2011 году приблизительно у 7 000 детей и 13 000 подростков был установлен первичный диагноз наличия психических и поведенческих расстройств, соответствующих уровню заболеваемости 170,1 и 166,9 на 100 000 населения, соответственно среди детей и подростков. Указанные статистические данные вызывают еще большую тревогу в связи с тем, что примерно 53 000 пациентов с шизофренией и 3 500 пациентов с аффективными расстройствами ранее уже получали лечение.
Плохое психическое здоровье может оказывать значительное воздействие на здоровье и развитие подростков в более широком смысле и быть связанным с целым рядом негативных последствий для здоровья и социального поведения, таких как употребление алкоголя, употребление табака и запрещенных веществ, подростковая беременность, пропуски занятий в школе и правонарушения. Все большее число фактических данных свидетельствует о том, что здоровое развитие в детстве и подростковом возрасте имеет большое значение для хорошего психического здоровья и предотвращения проблем в области психического здоровья. Недавние исследования показали, что проблемы в области психического здоровья являются основной причиной бремени болезней среди молодых людей. В частности, психологическое отклонение и депрессия толкают подростка к суициду, частые стрессы ведут к заболеваниям внутренних органов подростков и т.п.
Психическое здоровье относится к числу других формирующихся приоритетов общественного здравоохранения. В течение второго десятилетия жизни сказываются особенно серьезно проблемы психического здоровья. Статистика показывает, что психические расстройства подростков, как правило, связаны с эмоциональным отвержением ребенка и применением к нему жестких регламентирующих мер - 45%; родительским равнодушием, отсутствием контроля и недостаточной лаской – 25%; чрезмерно мнительным и щепетильным отношением к здоровью ребенка, его успехам в обучении, социальному статусу среди сверстников – 8%; присвоением ребенку статуса «кумира семьи» - 5%; также нарушенное психическое здоровье подростка может быть связано с присвоением ему, так называемого, статуса «золушки» - 17%. В этом случае ребенка в его семье часто и незаслуженно оскорбляют и избивают.
При жестоком стиле воспитания со стороны родителей, воспитателей детского дошкольного уч¬реждения или учителей школы дети испытывают фрустрацию таких жизненно важных простых потребностей, как потребность в безопасности, любви, общении, познании через взрослых окружающего мира. Фрустрация этих потребностей, приво¬дящая к психологическому дискомфорту, серьезно сказыва¬ется на психическом и физическом здоровье ребенка.
Современных ученых и практиков заинтересовала возможность изучения и работы с состоянием психического здоровья. Основная проблема заключается в том, что не совсем понятно, как именно можно оценить какое состояние у ребенка и насколько тесно оно связано с качеством его жизни во взрослом возрасте. В 2011 году Мартин Селигман предложил новую модель субъективной оценки благополучия среди школьников и студентов вузов. Она включается в себя оценку позитивных эмоции, вовлеченности в деятельность, позитивных отношении с другими, осмысленности и достижения. Результаты исследования показали, что состояние позитивного психического здоровья в 15-16 лет предсказывает уровень образования и профессиональные навыки у взрослых в возрасте 27-28 лет. Значит психическое и психологическое здоровье подростка предопределяет его будущее. Необходимо отметить, что не замеченные психические расстройства ведут к взрослению не успешного члена общества. Человеку с затяжными психическими расстройствами сложно реализоваться в жизни, что ведет к снижению продуктивности человека, и в целом общества и экономики страны. Поэтому, состояние психического здоровья детей и подростков имеет важное значение для обеспечения и поддержания устойчивого развития общества.
Эксперты отмечают, что улучшение социальных навыков и укрепление уверенности в себе подростков может способствовать предотвращению появления таких проблем в области психического здоровья, как расстройства поведения, страхи, депрессия и расстройства пищевого поведения, а также других рискованных форм поведения, в том числе связанных с сексуальным поведением, употреблением наркотиков и других веществ и агрессивного поведения.
В 2013 году Всемирная ассамблея здравоохранения утвердила «Комплексный план действий в области психического здоровья на период 2013-2020 годов». План отражает решимость всех государств-членов ВОЗ принять конкретные меры, направленные на укрепление психического здоровья. Осуществление Плана действий позволит лицам с психическими расстройствами легче получать доступ к службам психического здоровья и социальной поддержке; получать лечение, предлагаемое надлежащим образом квалифицированными медработниками в медицинских учреждениях общего профиля; участвовать в реорганизации, оказании и оценке услуг так, чтобы медицинская помощь и лечение более чутко учитывали их нужды; иметь более широкий доступ к государственным пособиям по инвалидности, программам в области жилья и средств существования.
По рекомендациям ВОЗ ежегодные средние расходы стран на охрану психического здоровья не должно быть менее 3-х долларов США на душу населения. К сожалению, в странах со средним и низким уровнем дохода такие расходы составляют всего лишь 0,25-1 долларов США на человека в год.
Также многие правительства расходуют 70% своих ресурсов, выделяемых на охрану психического здоровья, на длительный уход в психиатрических больницах (здесь Казахстан тоже не является исключением). Эксперты ВОЗ отмечают, что если страны увеличат расходы на уровне первичной медико-санитарной и консультативной помощи, то можно будет охватить большее число людей, что позволить предотвратить многие болезни и уменьшить потребности в дорогостоящем больничном уходе.
В целом, здоровье детей и подростков зависит от многих факторов: правиль¬ного питания, режима дня, пребывания на свежем воздухе, двигательной активности, закаливающих процедур, психо¬логического комфорта. Наряду с этим, в настоящее время становится ясно, что система образования должна быть важным фактором здравоохранения, обеспечивающим безопасность для развития ребенка в образовательной среде. На сегодняшний день в образовательной среде подросток испытывает информационный и эмоциональный стресс. Поэтому, основной задачей образовательного процесса должно быть развитие личности и создание безопасной для подростков школьной среды.
Таким образом, психическое здоровье играет значимую роль в развитии подрастающего поколения. В связи с этим, профилактика психических расстройств у детей и подростков является очень важной, от этого зависит, каких граждан страна получит в будущем. Если не приложить усилий сегодня, завтра будет уже поздно.
Айсулу Молдабекова
социолог
ОФ “Bilim Foundation”