ПЕВИЦА, СТАВШАЯ ЧАСТЬЮ ИСТОРИИ
Почти семь лет с нами нет великой певицы – народной артистки Казахской ССР и СССР, Халык кахарманы Розы Баглановой. Роза Багланова – это часть нашей истории. С ее именем неразрывно связаны наиболее важные периоды и события в истории Казахстана.
Роза Багланова родилась 1 января 1922 года в Казалинске. Ее отец Тажибай с детства был влюблен в искусство. Каждые 15-20 дней он собирал у себя соседей со всей округи, причем больше тех, кто танцевал, пел и играл на музыкальных инструментах. Предпочтение всегда отдавал домбре. Рассказывают, у него были две жены – татарка Мариям и казашка Аккуруш, мать Розы. Обе женщины любили петь и играть на гармони. С малых лет полюбила петь и Роза – сказались гены родителей. Впервые маленькая девочка спела песню перед небольшой публикой, когда ей было лет пять.
В 1933-м умер отец, и большой семье все труднее становилось сводить концы с концами. Роза как могла помогала матери, однако в ней все время жила мечта поступить в Кызылординский педагогический институт. И лишь в 1939 году она поступила, но уже в Ташкентский текстильный институт – там давали место в общежитии, студентов обеспечивали бесплатным питанием. Кроме того, можно было подрабатывать ткачихой.
В Ташкенте ее пение случайно услышал солист Ташкентского оперного театра, легендарный Кари Якупов, который одновременно был директором филармонии. Он пригласил ее к себе на прослушивание, и в тот же день девушка выступила на съезде хлопкоробов. Чистый и звонкий голос молодой певицы так понравился зрителям, что ее несколько раз приглашали на бис. Свое благословение после концерта ей дала знаменитая Тамара ханум – народная артистка СССР, танцовщица, певица и балетмейстер Тамара Петросян.
В 1941 году Роза получила направление от Ташентской филармонии в Московскую консерваторию. Однако вскоре началась
война и учебу пришлось отложить. В составе государственного женского ансамбля песни и пляски Узбекской ССР молодая певица отправилась на фронт. В первое время давали концерты в Москве для бойцов, уходящих на передовую. Свой первый фронтовой концерт молодая певица дала под Москвой, когда приехали в дивизию, которой командовал генерал Панфилов.
По воспоминаниям самой Р. Баглановой, это было очень тяжелое время. Машины на фронтовых дорогах застревали в грязи, и потому артистам часто приходилось идти пешком, нести на спине мешки с концертными костюмами. Очень часто выступали в казармах, где не было света.
Именно в эти годы в ее репертуаре появилась песня «Ах, Самара – городок». Дело в том, что во время войны Р. Багланова пела песни и частушки в основном из репертуара Лидии Руслановой, в том числе и эту. Вживую с легендарной певицей Роза Багланова встретилась уже после войны в Москве. С ней, Черкасовым, Чертковым, Бондарчуком, Царевым и другими известными к тому времени артистами, исполнителями, кого певица считала своими учителями, Р. Багланова часто выступала на одной сцене.
– Они научили меня держаться на сцене и завоевывать зрителя, – вспоминала Роза Тажибаевна. – Когда Русланова услышала в моем исполнении «Ах, Самара – городок», то сказала: «Молодец, Багланова!». Никакого чувства ревности с ее стороны не было в помине. Получилось, что она великодушно подарила мне эту песню.
На войне, как и все солдаты, она научилась преодолевать свой страх. Однажды на одном из фронтов ее пригласил к себе командующий и попросил спеть солдатам, которые по пять-восемь месяцев не выходят из окопов. Она не смогла отказать.
...Ее повели в окопы по узенькой траншее, так как вся остальная территория была заминирована. Когда подошли к месту назначения, старшина, ее провожатый, поднял ее на руки и опустил в один из окопов, на дне которого воды было по колено –
спасли высокие сапоги. Так, стоя в воде, стала петь. Однако минут через двадцать прибежал офицер, который попросил ее не петь так громко – фашисты начали стрельбу, подумали, что с ее песней советские солдаты пошли в атаку.
В окопах ей пришлось пробыть до захода солнца, поскольку противник подготовил для нее лучших снайперов. Пока пела, некоторые бойцы плакали, а кто-то протягивал ей солдатские треугольники, чтобы она отправила эти письма к родным. Лишь вечером, когда стемнело, по той же узенькой тропинке вернулась к себе в казарму.
По рассказам певицы, когда находишься всего в 800 метрах от передовой, человека охватывает неповторимое чувство – это и страх, и любопытство одновременно. Когда наши солдаты отступали, то машины соединяли в один тесный ряд, артисты забирались в одну из них, наглухо закрывали борта и ехали так, пока не оказывались в без-опасности.
Как-то ехали в одну из частей давать концерт, когда увидели, что с левой стороны советские солдаты пошли в атаку, а справа открыли огонь фашистские танки. Да еще начали бомбить немецкие самолеты... А машина с артистами все едет вперед. И лишь через некоторое время их догнали мотоциклисты и передали приказ: «Назад!». Как оказалось, машина с артистами умудрилась переехать линию фронта. После этого командующий приказал держать артистов в подвале, пока противник не будет изгнан с этой
территории.
Несмотря на маленький рост и худенькую фигурку, Роза Багланова обладала твердым характером. Не раз эта ее черта помогала в трудную минуту и даже спасала жизни. Уже после войны, когда Р. Багланова гастролировала в Крыму, на одном из концертов на сцену вышла невысокая женщина с одной ногой. Она рассказала о том, как лежала раненая на поле боя, а медбрат отказывался ее вывозить, поскольку ранение было тяжелым. Но тут вмешалась Роза: «Она еще дышит. У тебя рост под два метра, а у меня – всего 150, и ты хочешь бросить ее? Мы возьмем ее, иначе я пожалуюсь начальнику медсанбата». Медбрат испугался и вынес женщину с поля боя.
– Вы знаете, кто такая Багланова? – обратилась женщина к залу. – Она меня спасла. Сейчас я стою перед вами, а могла бы не стоять.
За четыре года войны с составе концертных бригад она прошла тысячи километров фронтовых дорог. Давали концерты в окопах, госпиталях, на аэродромах. Роза Тажибаевна часто вспоминала свои концерты в Варшаве, где не осталось ни одного уцелевшего дома. Выступала перед разведчиками, которые уходили на задание.
Роза Багланова – единственная певица, дважды удостоенная настоящей фронтовой награды – медали «За боевые заслуги». Первую медаль 30 апреля 1943 года ей вручил командующий первым Украинским фронтом маршал Советского Союза Иван Конев. Вторую медаль она приняла из рук маршала Советского Союза Константина Рокоссовского.
После войны Роза Багланова вернулась со своим ансамблем в Узбекистан. В 1947-м вместе с семьей переехали в Алматы. И с этого момента у нее началась активная концертная жизнь. И везде, в какую бы точку Союза она ни приезжала, ее везде ждали аншлаги. Особено популярной она стала после международного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште.
Роза Багланова прожила удивительную жизнь, полную блестящих побед и достижений. Несмотря на то, что не имела музыкального образования, в песенном искусстве она достигла высочайшего профессионализма. Как писали ее коллеги и многочисленные ученики, причины ее долголетия кроются в неистребимой любви к жизни и творчеству. Именно эта любовь зажигает ее очи, как звезды, о которых когда-то сказала легендарная Тамара ханум.
Сама Роза апай в последние годы не раз признавалась, что она – самая счастливая женщина. Ее сын, которого она звала Таженом – юрист по профессии, работал в Астане, затем перевелся в Алматы.
– Пока был в столице, все звонил: «Мама, скучаю, хочу быть рядом с тобой, – не без гордости рассказывала она. – Сношка у меня – замечательная девочка, есть три шикарных внука – Акерке, Тажибай и Маржан. Я счастлива.
Любовь к жизни побудила великую певицу одной из первых начать давать благотворительные концерты, средства от которых шли в фонды Арала, Балхаша, «Милосердие». Это же чувство позволяло ей первой замечать молодые таланты и создавать условия для их творческого становления и роста. К примеру, она первой исполнила песни еще неизвестного в те годы Толегена Мухамеджанова.
«Обладая великолепным даром авторского искусства и не пафосной, а мягкой материнской нежностью, она умела завладеть сердцами самой широкой аудитории», – пишет Галия Шимырбаева, которой довелось неоднократно работать с великой артисткой в жюри различных конкурсов певцов – исполнителей народных песен.
А песню «Ах, Самара – городок» она исполняла до конца жизни. С помощью этой простой незатейливой песенки она на протяжении десятилетий продолжала пленять сердца слушателей разных континентов. Как писали маститые критики и музыковеды, возможно, Багланова родилась для этой песни, как и эта песня – для Баглановой. И в таком гармоничном соединении возник резонанс, который на протяжении многих десятилетий держал в плену миллионы людей. В плену, из которого многие из них, похоже, не хотели освобождаться.
Как писали современники, «Ах! Самара –городок», а также «На солнечной поляночке» удивительно были созвучны характеру Баглановой. Одна из центральных газет писала: «Отсюда и особая легкость исполнения. С лучезарной «На солнечной поляночке» Багланова выходила из мрака фашистских бомбежек, с нею же она вышла из «темной ночи», после внезапной потери зрения.
Сегодня ее имя присвоено улицам, школам, музыкальным учреждениям. А на ее родной земле, в Казалинском районе, к памяти великой певицы относятся с особым почтением. Например, не один десяток лет имя Розы Баглановой носит районный Дом культуры, ее именем названа одна из главных улиц поселка Айтеке би.
И еще раз о безграничной любви Розы Тажибаевны к людям. Как говорит председатель районного совета ветеранов Оразгали Бекпанов, она всегда обращалась к людям со словами «айналайын», «жаным», никогда не позволяла себе обращаться к собеседнику свысока, с пренебрежением. Такова была ее натура – она любила жизнь и людей.
К.БОТАЙ