В КАЖДОМ СЛУЧАЕ – ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Для того, чтобы оказать реальную помощь детям из семей в тяжелой жизненной ситуации, главное не заниматься вопросами, которые не находятся в компетенции социальных педагогов школ. Главное – составить четкий план и следовать его исполнению. А для этого необходимо первоначально установить приоритеты для каждой конкретной семьи.
Об это шла речь на семинаре-тренинге на тему «Супервизия для специалистов вспомогательных профессий в системе учреждений образования». Семинар прошел 22–23 декабря 2017 года в коворкинг-центре КФ «Фонд Даму».
Для начала поясним, что супервизия – это консультирование, направленное на профессиональную деятельность, целью которого является увеличение целенаправленности профессиональных действий и повышение квалификации и степени удовлетворенности собственной работой.
Семинар состоялся в рамках реализации проекта «Центр поддержки семьи и ребенка в трудной жизненной ситуации», направленный на внедрение Стандарта оказания специальных социальных услуг детям в возрасте от 3-х до 7 лет и семьям в ТЖС. Проект реализуется согласно договора оказания социальных услуг по государственному социальному заказу за № 51 от 21.08.2017г., заключенного между Управлением образования Кызылординской области и ОФ «Дети Арала».
Цель проведения семинара - повышение качества социальных услуг по комплексному сопровождению семьи и ребенка, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем профессиональной поддержки и методического сопровождения социальных педагогов, психологов 10 пилотных школ г.Кызылорда. В ходе семинара участники проинформированы об организации супервизии, как эффективного метода профессиональной поддержки специалистов вспомогательных профессий. Был проведен анализ случаев оказания интегрированных специальных социальных услуг (ИССУ) уязвимым детям/семьям представленных на супервизию. Также были проведены мини-сессии для отработки практических навыков при работе специалиста с семьей с использованием современного профессионального инструментария.
Тренер семинара - Голомолзина Татьяна Владимировна автор и тренер семинаров по обучению социальных работников и психологов, эксперт по внедрению специальных ИССУ детям семьям в ТЖС в РК, психолог высшей категории высшего уровня образования.
В семинаре приняли участие специалисты 10 пилотных школ (психологи, социальные педагоги, социальные работники) города Кызылорда и специалисты мультидисциплинарной команды ОФ «Дети Арала» по оказанию комплексных специальных социальных услуг детям в возрасте от 3-х до 7 лет и их семьям в ТЖС.
Как отметила в своем выступлении Татьяна Голомолзина, для первоначального контакта с семьей ребенка, необходимо составить четкий план действий и решить, какие действия необходимы в первую очередь. Для этого были рассмотрены конкретные случаи из практики социальных педагогов.
- Бывают случаи, что некоторые родители говорят о социальных проблемах – отсутствии прописки, каких либо документов для получения пособий, - пояснила она. – Тут важно в первую очередь понять, какие вопросы в компетенции социального педагога. У вас обязательно должны быть контактные телефоны тех лиц, которые могут помочь в той или иной ситуации. Нельзя прийти в такую семью неподготовленным и давать пустые обещания. Этим самым вы потеряете и время, и доверие конкретной семьи. У вас должны быть конкретные рекомендации, куда надо обратиться, какие документы необходимы для получения пособий или еще каких-либо вопросов, для решения проблем конкретной семьи.
Однако, Татьяна Владимировна также отметила, что если вопрос не в компетенции социального педагога, он должен точно это представлять. И должен указать возможные пути решения проблемы. Также социальным педагогам необходимо понимать, что придя в семью в тяжелой жизненной ситуации, первое, что он услышит - это будет просьба о помощи в решении социальных проблем. Никто не попросит помощи психолога. И это тоже надо понимать специалистам, работающим в школах.
Как отметила руководитель общественного фонда «Дети Арала» Куралай Исаева, их организация готова предоставить поддержку социальным педагогам со своей стороны, потому что инициируемый ими проект как раз таки направлен на сокращение различных преград для решения проблем детей и их семей в тяжелой жизненной ситуации. В перспективе они даже планируют выпустить специальный Каталог, в котором будут указаны пошаговые инструкции для решения социальных проблем таких семей, а также будут опубликованы контактные телефоны соответствующих специалистов в различных госорганах.
- Для того, чтобы наладить тесный контакт с государственными органами, которые могут помочь в решении проблем детей в непростой жизненной ситуации, мы провели встречу за круглым столом, - пояснила она. – На ней присутствовали представители прокуратуры, управлений социальной защиты, образования и здравоохранения, департамента юстиции, ЦОНа. И все они выразили заинтересованность в нашем проекте. Поэтому, сейчас они готовы предоставить всю необходимую от них информацию для составления нашего Каталога.
Участники семинара на конкретных примерах разобрали, какие шаги необходимо предпринять для того, чтобы оказать реальную помощь своим подопечным.
Инна БЕКЕЕВА.