ПРОДОЛЖАЯ ДОБРЫЕ ТРАДИЦИИ АБАЯ
Имя Абдильды Тажибаева золотыми буквами вписано в историю нашей страны. Его при жизни называли флагманом казахской поэзии. Наряду с Мустафой Шокаем, Нартаем Бекежановым, Ибраем Жахаевым, Шахмарданом Есеновым его имя было включено в список «Ғасыр адамы» (Человек века).
Абдильда Тажибаев родился в 1909 году в Кызылорде. Учился на литературном факультете Казахского педагогического института имени Абая. После окончания работал в редакциях Карсакпайской районной газеты и газеты «Лениншіл жас». С 1939-го несколько лет был председателем правления Союза писателей Казахстана.
В 1932 году вышел первый сборник стихов поэта «Новый ритм». Через два года появилась его поэма «Прорыв», посвященная рабочим Карсакпайского завода. В 1935-м – поэма «Спасение», рассказывающая о героической челюскинской эпопее.
В 1936 году выходит книга «Избранное». Избранные стихи поэта издавались также в 1949 году и 1958-1960 гг. (в двух томах). Стихи А. Тажибаева составили сборники «От вчера к сегодня», «Утес», «Березы шумят» и другие. Лучшие стихи казахского поэта переведены на многие языки, неоднократно выходили отдельными изданиями в Москве и Алма-Ате.
Много сил отдал Абдильда Тажибаев развитию казахской национальной драматургии. Им написаны пьесы «Белая береза» (в соавторстве с М. Ауэзовым), «Маншук» (совместно с Ш. Хусаиновым), «Ковер Жомарта» (в соавторстве с Г. Рошалем), «Возведенный купол», «Мы – казахи», «Цвети, степь!» «Майра», «Одно дерево — не лес», «После свадьбы», «Портрет», «Девушка и солдат» и другие. Пьесы казахского драматурга ставились на сценах многих театров.
Совместно с Н. Погодиным А. Тажибаев написал сценарий художественного кинофильма «Джамбул».
Большое место в «литературном хозяйстве» Абдильды Тажибаева занимают его переводы. Им переведены на казахский язык стихи и поэмы Пушкина, Гейне, Шевченко, пьесы Островского.
Часто выступал поэт и со статьями и исследованиями о казахской литературе. Они составили книгу «Жизнь и поэзия», за которую автору была присвоена ученая степень кандидата филологических наук.
За заслуги в развитии литературы А. Тажибаев награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета».
Когда А. Тажибаеву было уже шестьдесят лет, он написал стихотворение, которое звучало как творческий «самоотчет» поэта перед своими читателями.
Я в двадцать лет орлом летел вперед,
А в тридцать лет в огне искал я брод.
А в сорок лет работал, словно вол,
А в пятьдесят меня признал народ,
И в шестьдесят я на своих ногах,
А в семьдесят? Пусть думает Аллах...
Мухтар Ауэзов в 1949 году в связи с сорокалетием А. Тажибаева создал замечательный творческий портрет поэта, показав, как много сделано им на творческом пути за сорокалетие: «Абдильда Тажибаев — один из поэтов и писателей, которые заняли видное место в истории казахской литературы. Он давно известен читательской общественности Казахстана... Постоянные поэтические поиски Абдильды показывают, что он встал на плодотворный путь».
Еще в 1925 году воспитанник Детского дома-интерната в Кзыл-Орде, Абдильда, будучи пионервожатым, увлекался поэзией, читал стихи Абая, образцы народной поэзии, сам сочинял стихи. Интерес к поэзии привила Абдильде в детстве его мать Айманкуль, одаренная поэтесса, воспитанная на классических образцах восточной поэзии и казахского народного творчества. Очевидно, что таким образом мать пробудила у сына мечту стать поэтом, а осуществлению этой мечты прямо содействовали новая действительность, школьное образование и, конечно, произведения С.Сейфуллина, Б.Майлина, И.Жансугурова, С.Муканова. Отлично и убедительно рассказал об этом сам поэт в новой своей мемуарной книге «Годы, думы». Оказывается, еще в детстве из уст своей матери слушал он песни и поэмы казахского фольклора и восточной поэзии, видел знаменитых акынов и жырау — Жиенбая, Нартая, которые, безусловно, оставили след в сознании и чувствах мальчика, а во время учебы в школе-интернате узнал от учителя об Абае, о его переводах Пушкина, Лермонтова и Крылова. Было время, когда Абдильда учился вместе с Бауыржаном Момышулы в чимкентской средней школе. «Мы, молодые, смотрели вперед,— вспоминает А. Тажибаев,— впереди видели Сакена Сейфуллина, Беимбета Майлина, Сабита Муканова. Они были нашими идеалами, у них мы учились». Особенно большую роль в формировании мировоззрения молодых литераторов сыграл Сабит Муканов своим обращением к молодежи учиться у современных русских поэтов – Демьяна Бедного, Владимира Маяковского, Александра Безыменского, Александра Жарова.
Аскар Токмагамбетов оказал благотворное влияние на юного Абдильду. Он же и помог опубликовать в 1927 году в газете «Жұмысшы» («Рабочий») его первое стихотворение «Молот рабочего», которое оказалось как бы путевкой в мир поэзии для восемнадцатилетнего юноши, работавшего наклейщиком марок при газете. Примечательно, что рабочая тема и тема преобразований, утвержденные в казахской поэзии С. Сейфуллиным, И. Жансугуровым, С. Мукановым, А. Токмагамбетовым, У. Турманжановым и К. Абдукадыровым, стали излюбленными и у следующего поколения казахских поэтов — А. Тажибаева, Т. Жарокова, Г. Орманова. Как и другие его учителя и коллеги, Абдильда с первых шагов выхода на страницы печати активно участвует в общем литературном процессе, живо откликается на все значительные жизненные события, которыми жила в конце двадцатых годов прошлого века страна.
За три года (1927—1930) он успел опубликовать больше десяти стихотворений на актуальные, социально-политические темы современности, такие, например, как десятилетие Казахской Советской Республики, пробуждение классового самосознания аульной бедноты, раскрепощение женщин-казашек, победа колхозного строя, первые очаги социалистической индустрии в Казахстане.
Учеба в Казахском педагогическом институте, затем работа в районной газете промышленного Карсакпая подняли идейно-эстетический уровень поэзии А.Тажибаева.
Наряду с общим агитационно-политическим пафосом и патетикой, столь характерными для всей, можно сказать, казахской революционной поэзии того времени, стали звучать у него в творчестве новые нотки и интонации, связанные с благотворным влиянием лирики Гейне, Шевченко, Пушкина, Навои, стали появляться стихи о любви, природе, родной земле, людях поэзии и искусства.
«Айнабұлақ», «Сырдария», «Бриллиантовое ожерелье», «Разговор с Тарасом», «Жеңеше», «Солнце в моих объятиях», «Айтыс», «Любимая моя» — это те произведения А. Тажибаева тридцатых годов, в которых определился его голос, голос своеобразного лирика. Он вкладывает в стихи свое горячее сердце, заветные думы, пишет с предельной искренностью и нежностью.
Как и у старших поэтов, гражданственность, публицистичность, злободневность стихов были характерны и для поэзии
А. Тажибаева, но вместе с тем заметно пробивалось именно его, тажибаевское, которое не назовешь иначе, как неповторимое, самобытное поэта большого дарования. В общем хоре певцов революции, новой действительности можно было отличить голос Тажибаева.
Примечательно, что первый сборник его стихотворений, вышедший в 1932 году с предисловием Сабита Муканова, был назван «Новые ритмы». Да, действительно, это были новые ритмы, ритмы музыки новой жизни. Не было, можно сказать, ни одного значительного события в бурно строящейся новой жизни (а их было множество), на которые не откликался бы своими поэтическими и лиро-эпическими произведениями молодой, стремительно растущий поэт Абдильда Тажибаев.
Любовь к родной земле не сковывает, не ограничивает поэта в широком миропонимании и мироощущении, а является духовным трамплином для взлета ввысь, для проникновения в ширь и в глубь явлений, ибо только в соотнесении со своей родиной и можно как следует осознать то, что происходит в мире.
О чем бы ни писал поэт, он не останавливался на достигнутом, ничто из созданного полностью не удовлетворяло его. Поэтому он неустанно трудился, учился, постоянно искал что-то новое, интересное, и это явилось залогом творческого роста и совершенствования требовательного к себе поэта, гарантией преодоления риторичности и однолинейности стихов начального ученического периода.
Середина тридцатых годов явилась как бы началом нового этапа в творчестве Тажибаева, когда он, воспитанный на образцах казахской и восточной поэзии, затем на шедеврах русской и европейской классики, умудренный уже жизненным и творческим опытом, энергично стремился выйти на широкую дорогу поэзии больших мыслей и чувств, больших горизонтов.
Поэзия А. Тажибаева, зазвучала с первых дней Великой Отечественной войны «как колокол на башне вечевой», призывая народ к победе над фашизмом. Изменилась теперь не только тематика, но и окраска, ритмика, интонационный строй всей многоязыкой поэзии. В эти годы доминантой стало прославление героизма защитника Отечества, беззаветной его любви к Родине и народу, показ чувства ненависти к врагу. Вера в победу, восхищение героическими подвигами бойцов неизменно окрыляли поэта, вдохновляли его на глубокие патриотические стихи. Вот что он писал, обращаясь к осажденному Ленинграду:
Как в гранитных твоих берегах
Никогда не иссякнет вода,
Революции огненный флаг
Не опустит никто, никогда!
Ты не дрогнешь и выдержишь бой,
Все мы знаем, что ты победишь!
Не уступит бессмертный наш брат
Ленинград! Ленинград!
Поэт отлично выразил здесь ту веру, то чувство, которыми жила тогда вся страна, весь народ, от души желая победы славному городу на Неве. То было чувство, которому имя — патриотизм, органически слитый с интернационализмом. Ярким проявлением этого замечательного сплава священных чувств было обращение Тажибаева к Ленинграду, как «бессмертному нашему брату», так же, как обращение Джамбула к ленинградцам, как к детям своим. Не этим ли чувством было вызвано обращение Тажибаева и к Москве?
О любимый мой город, столица Москва!
Я привез тебе огненных песен слова,
Слово первое — Ленин! Он — мысли титан,
Выше свода небес, глубже, чем океан.
Крупнейшим событием в жизни Казахстана в послевоенные годы явилась целинная эпопея.
У поэта в это время были написаны проникновенные стихи о целинном хлебном океане:
Не море ли гонит волну
На поднятую Целину?
То хлеба шумит океан
В степях твоих, мой Казахстан!
Нашли мы чудесный сундук!
Вы слышите золота звук —
Как жемчуг, пшеница звенит
На новом обширном току.
Быстрее работай, джигит!
Не время лежать на боку.
Летят по степи поезда —
Составы с зерном золотым.
Плоды боевого труда
Отчизне сполна отдадим.
То — наш миллиард.
И горда республика делом своим.
В творчестве Тажибаева встречаются отдельные лирические стихи, окрашенные в тревожные тона. Они вызваны приближением старости, недугами, отдельными неудачами в творчестве, да и тем, что жизнь не всегда легка и безоблачна. Но все же оптимистические тона в его лирике гораздо сильнее. Такие стихи, как «Дума», «Пой, соловей», «Зима и лето», «Настроение» проникнуты именно оптимизмом, искренностью и естественностью интонации. В самых, казалось бы, грустных стихах у Тажибаева скорбь преодолевается верой в жизнь, в ее справедливость. Мужество окрыляет его мечту и позволяет звучать его голосу твердо и уверенно.
Новым, знаменательным явлением в казахской поэзии явился его сборник стихов и поэм, изданный в 1958 году под названием «Аралдар» («Острова»).
Сборник в целом свидетельствует о дальнейшем развитии дарования Тажи-баева и о новом этапе его поэтического мастерства. Перед этим поэт совершил большое путешествие, посетил Стамбул, Париж, Роттердам, Брюссель, Рим. В интересном и остром «Корабельном» цикле стихов — творческом итоге этих поездок — отчетливо проступает одно замечательное качество поэта, свойственное его дарованию. Будучи интернационалистом, он всегда остается глубоко национальным казахским поэтом. Речь идет тут не только об орнаментовке стиха, но и о поэтическом видении мира. Заграничный цикл Тажибаева — свидетельство его возросшего мастерства, общей и поэтической культуры, политической зрелости.
Следует особо отметить, что стихи и поэмы о мастерах поэзии и музыки занимали особое место в творчестве Абдильды Тажибаева. «Абыл», «Товарищ Навои», «Нартай», «Акыны», «Песня» и другие свидетельствуют о глубоком понимании поэтом природы искусства, его национальной специфики. Раздумья над сущностью поэзии и музыки, безусловно, предопределили исключительные в творчестве Тажибаева формы выражения, отмеченные сердечностью, задушевностью.
Свою домбру мне подарил Джамбул
И душу он мою перевернул.
С благословеньем старого акына
Я в жизнь свою бестрепетно шагнул.
Если с такой любовью, признанием и обязанностью перед учителем говорит поэт о Джамбуле, своем наставнике, можно себе представить искренность, сердечность его стиха.
У Абдильды Тажибаева не было резких граней между лирикой и поэмой. Поэмы насыщены у него множеством лирических отступлений, так что очень мало места остается для эпического повествования. Поэтому относятся такие поэмы к своеобразному лиро-эпическому жанру. Одно из таких произведений – замечательная поэма «Портреты», которая признана достижением всей казахской поэзии. Она представляет собой пример гармонического сочетания элементов «бытовой» достоверности и светлой романтики, диалектического единства. В этом оригинальном, своеобразном поэтическом произведении нашли яркое выражение романтическая и философско-лирическая линии.
Непрерывное стремление вперед на творческом пути, постоянный кропотливый труд, мучительный поиск поэтической правды Абдильда Тажибаев сравнивал с трудом неутомимого паучка.
Я тот же паучок неутомимый,
Над многоцветной пряжею томимый,
Не знаю, что получится в итоге,
Но выткать что-то мне необходимо.
С надеждой каждый день сажусь за пряжу,
Когда-нибудь с забавой этой слажу.
Да, «пряжа» его поистине многоцветна: лирика, сатира, эпика, драма, повесть, мемуары, монографии, наставления... Но речь здесь только о поэзии Тажибаева. Многогранность дарования А. Тажибаева была единодушно признана во время декады Казахской литературы и искусства в Москве в 1958 году. Вот что писал тогда русский поэт Илья Сельвинский: «Высокая идейность, яркий темперамент, широкий поэтический диапазон, владение всеми жанрами стиха делают Абдильду Тажибаева одним из крупнейших мастеров слова».
В свете идеала подлинной человечности поэт обличал все, что уродует человека, унижает его честь и достоинство. Он тонко и талантливо продолжал добрые традиции Абая, боровшегося в свое время против невежества и мракобесия, за светлое начало в человеке. Характерно, что одно из своих стихотворений Тажибаев назвал «Подражая Абаю», перекликаясь с «назиданиями» великого Абая.
Сила критических и сатирических стихов Тажибаева в том, что они не абстрактны, в них за каждой строкой чувствуется гуманная личность поэта, желающего людям добра и счастья. Поэтому замысел этих стихов не противоречит идее лирических назиданий, а в конечном счете импонирует ей, отличая истинное, настоящее, человеческое чувство от фальши, от мишуры честолюбия, сытой обыденщины. Словом, книга «От вчера к сегодня», как и «Острова», обогатили казахскую поэзию новыми находками, ярким спектром чистых цельных красок.
Создавая книгу за книгой замечательных поэтических произведений, Абдильда Тажибаев много трудился и в области драматургии. В разное время написано им много произведений разного жанра — драм, комедий, драматических поэм. Все они в свое время ставились на сцене республиканских и областных театров и заняли подобающее место в их репертуаре.
Как бы выглядел наш величавый Алатау без его стройного красавца — пика Талгар, так бы выглядело, нет сомнения, обширное поэтическое творчество Абдильды Тажибаева, взятое в целом, без замечательной книги «Старый колокол», изданной в 1973 году и удостоенной Государственной премии Казахстана в 1974 году. Это была поистине самая высокая вершина творчества Тажибаева, на которую он поднялся к своему семидесятилетию.
Хорошо знавший с детства устное народное творчество, изучивший Абая, Махамбета, а также классиков русской и мировой поэзии, следивший за каждой новой поэтической строчкой старших поэтов, Тажибаев неуклонно стремился к расширению поэтического горизонта и при этом никогда не отрывался от родной почвы народного творчества.
Объезжая просторы родного Казахстана, поэт окунулся в гущу народной жизни, чтобы создавать новые произведения, достойные своего современника.
Образ выдающегося поэта, литературоведа Абдильды Тажибаева будет неполным, если не сказать еще об одной важной черте его личности и деятельности — о его наставнической роли. Он был учителем-наставником поэтической молодежи. Среди них были Туманбай Молдагалиев, Кадыр Мырзалиев, Толеген Айбергенов, Мукагали Макатаев, Мухтар Шаханов, Жараскан Абдрашев, Фариза Унгарсынова, Куляш Ахметова...
Список этот можно было бы продолжить. Здесь неоспорима постоянная отеческая забота большого поэта о молодой поросли, призванной пронести дальше эстафету поколения мастеров слова.
В нашем регионе сделано немало для увековечивания памяти выдающегося поэта, писателя и драматурга.
В Кызылорде А.Тажибаеву воздвигнут памятник. Кызылординской областной научно-универсальной библиотеке присвоено имя А.Тажибаева. Его имя носит также аул в Шиелийском районе.
М.ИБРАШЕВ