О НОВЫХ НАЛОГОВОМ И ТАМОЖЕННОМ КОДЕКСАХ
Департамент государственных доходов по Кызылординской области в Доме культуры им. А.Токмагамбетова проводил семинар по разъяснению введенных в действие с 1 января 2018 года нового Налогового и Таможенного кодексов.
Как информировала главный специалист ДГД по Кызылординской области Б.Орданова, на семинар были приглашены налогоплательщики и участники внешнеэкономической деятельности города, и семинар прошел с участием представителей областной Палаты предпринимателей и местных СМИ.
Модератором выступил заместитель руководителя Департамента Калдарбеков Муса Оспанович. С докладом выступили руководители управлений департамента и подробно разъяснили все нововведения по налоговому и таможенному администрированию.
Новый Налоговый кодекс стал больше (773 статьи против 687), подробнее и ближе к бизнесу. Есть нормы, которые вводятся с этого года, большая часть и наиболее важные новеллы отсрочены по времени и вводятся в 2019-2020 годах. Срок исковой давности по налоговым обязательствам и требованиям с 2020 года составит 3 года.
В целом новый кодекс стал более подробным и понятным, почти всем терминам даны определения для избежания двойного толкования. Введён важнейший принцип добросовестности налогоплательщика. Его формулировка «при рассмотрении жалобы на уведомление о результатах проверки все неопределенности и неурегулированные вопросы налогового законодательства Республики Казахстан толкуются в пользу налогоплательщика». Станет меньше оснований для назначения внеплановых налоговых проверок.
Кодекс направлен на развитие малого и среднего бизнеса. Различные сектора экономики получат новые стимулы, администрирование будет существенно облегчено. Предусмотрено введение специального налогового режима с использованием фиксированного вычета. Этот режим станет добровольным, в нем определены более высокие критерии предельного дохода и предельной численности для применения в сравнении с упрощенной декларацией, водится уменьшение налогооблагаемого дохода на размер фонда оплаты труда и применение фиксированного вычета в размере 30 процентов от совокупного годового дохода, но не более 70 процентов от него.
Предусмотрены налоговые изменения в аграрном секторе, в геологоразведке и недропользовании, промышленности и инвестициях, СЭЗ, предполагается оздоровление финансового сектора, снижение нагрузки на фонд оплаты труда. Единый земельный налог для крестьянских и фермерских хозяйств будет сохранен.
Для сохранения существующей нагрузки предлагается снижение ставки социального налога с одиннадцати до 9,5 процента за счет снижения ставки взносов в государственный фонд социального страхования. Для развития МСБ предусмотрено сохранение действующих специальных налоговых режимов. Предусмотрено снижение налоговой ставки стоимости патента - с двух процентов до одного к объекту налогообложения (за исключением торговой деятельности - 2 процента).
Будут отменены неэффективные льготы и платежи. Отменяются льготы по освобождению оборотов по услугам игровых автоматов, реализации лотерейных билетов. Также отменяются льготы, противоречащие требованиям Всемирной торговой организаций.
Сохраняется действующее пороговое значение для поставки на учет по НДС в размере 30 тысяч МРП.
Уточнены права и обязанности при проведении налоговых проверок. Кардинально пересмотрена система управления рисками. Налоговое администрирование, в том числе и стимулирующие и контрольные меры, будут выстроены на основании дифференцированного подхода налогоплательщика. При низкой степени риска – отсутствие налоговых проверок, возможные послабления в виде изменения сроков представления отчетности, уплаты задолженности, возможность участия в горизонтальном мониторинге. Для стимулирования налогоплательщиков предусмотрено увеличение количества раскрытых критериев системы управления рисками.
С 1 января 2018 года вступил в силу, также, новый Таможенный кодекс. Все условия нового Таможенного кодекса в конечном счете благоприятно сказываются на увеличении потока товаров через границу и на наполнении госбюджета.
Основные нововведения Таможенного кодекса связаны с введением электронного декларирования. 1 января 2018 года состоялся запуск информационной системы по электронному декларированию Астана-1 по таможенной процедуре экспорта. ИС «Астана-1» разработана в соответствии с требованиями Соглашения ВТО по упрощению торговли и нового таможенного законодательства ЕАЭС и Республики Казахстан.
Интегрированный тариф и форматно-логический контроль позволяет осуществлять проверку полноты ввода данных в реальном времени, производит автоматический расчет и взимание таможенных платежей и налогов. Весь таможенный процесс: с момента подачи заявления, вплоть до выпуска транзитной декларации, теперь можно контролировать прямо из офиса. Отметим, пользоваться всеми благами электронного декларирования смогут лишь операторы, зарекомендовавшие себя в качестве добросовестных. Речь идет о бизнесменах, которые вовремя оплачивают таможенные пошлины, имеют опыт в международной торговле, а также не нарушают законодательство.
Аналогичные семинары проводились во всех семи районах области, куда ездили должностные лица департамента и на местах были разъяснены все изменения.