АЛЬЖАН ЖАРМУХАМЕДОВ: ««ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ» — ПРАВДИВЫЙ ФИЛЬМ, НО И ВЫДУМКИ В НЕМ НЕМАЛО»
На днях на широкие экраны выходит новый художественный фильм — настоящий российский блокбастер о легендарной победе баскетбольной сборной СССР на Олимпиаде-1972, одним из авторов которой стал казах Альжан Жармухамедов.
Напомним, в рамках баскетбольного турнира тех Олимпийских Игр состоялся исторический финал, где сборная СССР впервые обыграла законодателей мод в баскетболе — команду США. В составе советской дружины в том памятном поединке играл единственный казах Алжан Жармухамедов — олимпийский чемпион 1972 года, бронзовый призер Олимпиады-1976.
В интервью корреспонденту республиканского интернет-портала Sports.kz Алжан Жармухамедов поделился своими эмоциями от кинокартины, а также вспомнил подробности «мюнхенского чуда».
— Меня уже в пятый раз пригласили на премьеру этого фильма, но каждый раз эмоции новые. Конечно, впечатления от просмотра вместе с земляками — они особенно теплые. Считаю, что фильм создателям удался. Они сумели передать драматизм игры, обстановки вокруг, то, как наши спортивные руководители боялись подставить себя. Правдивый фильм, но и выдумки тоже много.
— Можете привести примеры не имевших места в действительности моментов?
— Играть с американцами в подворотне на икру — этого точно не было. Как и того, что мы пьянствовали в баре. Мы себе не могли такого позволить в ответственный момент, когда идут игры. Могли после соревнований.
— В фильме показали, что по окончании матчей баскетболистам в раздевалке давали премии в конвертах. — В советское время это вообще невозможно было — тем более, чтобы деньги принесли после игры. Потому что нужно было зайти в бухгалтерию, заполнить ведомость... Это скорее, было придумано для интереса. Зрителям было интересно, моментами они даже хлопали, — значит, людей задевало. Не только как болельщиков, но и как патриотов.
— На последних секундах легендарного финала Олимпиады в Мюнхене был эпизод, когда Вы поторопились и ввели мяч в игру.
— Да, такой эпизод был. Но тут Кондрашин не кричал «Зачем начали?», потому что надо вбрасывать. Тайм-аут нам не дали, поэтому я вбросил. В этот момент зазвучала сирена. Судейский столик настолько был увлечен игрой, что они даже не замечали происходящего у них перед глазами. А дело в том, что на столе у судей стоит фонарик, который загорается, когда тренеры просят тайм-аут, — а арбитры были так увлечены игрой, что даже не видели, что свет горит буквально уже полминуты. Из-за этого случился конфликт. В конце концов, нам дали три секунды, но как только вбросили мяч, раздалась сирена. Потом с трибуны спустился генеральный секретарь ФИБА Уильям Джонс с сигарой в руке и показал, чтобы вернули время, переиграли. На следующий день, — а я немного знаю немецкий, — взял местные газеты, а там карикатура на Джонса, где у него в одной руке сигара, в другой он показывает три секунды. Еще на лбу — красная звезда. Так они намекали на то, что Джонс помог сборной СССР.
— Олимпийские Игры 1972 года были омрачены страшной трагедией. В ночь с 4-го на 5 сентября бойцы террористической палестинской организации «Черный сентябрь» захватили кампус, где проживали израильские спортсмены. В результате инцидента погибло 11 олимпийцев из этой страны...
— Прекрасно помню ту ночь. Накануне мы в полуфинале обыграли сборную Кубы — 67:61. После игры я пришел в свой номер в олимпийской деревне, завалился на кровать, попытался уснуть, но не смог. Примерно в 4-5 утра на улице услышал выстрелы. Подумал, что кто-то балуется, петарды взрывает. Проснулся ближе к обеду и узнал о том, что случилось. Нам рекомендовали не ходить туда, но это было невозможно — потому что столовая находилась рядом со зданием, где располагалась израильская делегация. Естественно, видел в окнах террористов в масках и с автоматами, полицейское оцепление.
— В картине также рассказано, что баскетболистов на таможенном контроле после выездных игр в Европе серьезно проверяли, дабы не допустить, чтобы кто-то провез товары, которые в СССР были запрещены. — В первый раз, когда нас проверяли... Лично у меня была история. В Париже зашел в магазин и впервые встретил рубашки с длинным рукавом. Я купил себе пять штук, на все деньги. Ну, вот, — придрались на таможне, почему я взял пять, а не три.
— Отняли в итоге?
— Да. Здесь были интриги Александра Яковлевича Гомельского, который копал под Кондрашина.
— В фильме сделан акцент на том, что у Вас были проблемы со зрением.
— На Олимпийских Играх в Германии я играл еще без линз. У меня зрение было минус 2 с половиной. После окончания Игр врач сборной сказал, что если я хочу играть дальше, надо делать линзы. Я долго привыкал к ним, слезы текли ручьями. Создатели фильма сделали так, будто на Олимпиаде я играл уже в линзах. В фильме есть эпизод, где меня бьют по лицу — и у меня вылетает линза. На самом деле, в игровой карьере у меня подобное случалось не раз, — и вся команда потом ползала по паркету, искали линзу.
— Поддерживаете связь с игроками той сборной СССР, которые еще живы?
— Стараюсь. Иван Едешко живет в Москве. Модестас Паулаускас — в Литве. Я с ним последний раз виделся, кажется, года три назад. Анатолий Поливода живет в Украине. Встречался с ним где-то четыре года назад. Анатолия приглашали на премьеру фильма в Москву, но он отказался из-за событий в Крыму.
— Самый крутой игрок планеты прямо сейчас?
— Леброн Джеймс. Но я все равно считаю, что самый великий — Майкл Джордан. Он более разносторонний, гибкий, думающий. Джеймс — более лобовой, играет на физике.
Ануар Абдрахманов,
www.sports.kz
www.sports.kz