ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОСОРГАНОВ НЕОБХОДИМА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ПОЛИТИКЕ — ГАНИ НЫГЫМЕТОВ
В недавнем Послании народу Казахстана Глава государства Нурсултан Назарбаев обозначил 10 важных задач, решение которых позволит стране войти в число лидеров нового мира. Своим экспертным мнением о том, какие меры необходимо предпринять для повышения эффективности государственного управления, поделился директор Института Евразийской интеграции (ИЕИ) Гани Ныгыметов.
«Задачи затрагивают все сферы жизни нашей страны, где требуется внедрение элементов Четвертой промышленной революции, мегатрендом которой является всесторонняя цифровизация. Это также касается системы госуправления для повышения ее эффективности и учета интересов общества.
Так, в рамках восьмой задачи Послания-2018 «Эффективное государственное управление» Президент поручает: «государственные органы должны применять современные цифровые технологии для учета замечаний и предложений граждан в режиме реального времени и оперативного реагирования».
Сегодня во многих странах мира с развитием новейших информационных технологий и социальных медиа происходит виртуализация и цифровизация общественного пространства, включая политического.
К примеру, в соцсети Марка Цукерберга насчитывается более 1,6 млрд пользователей. Если Facebook была бы страной, она стала бы самой населенной в мире, обогнав Китай. По прогнозам экспертов, к 2030 году количество пользователей этой сети составит уже 5 млрд человек.
Такое бурное развитие виртуальных коммуникаций представляет собой большие возможности и потенциальные риски. Поэтому в эпоху цифровизации странам очень важно выработать современные подходы в области государственной коммуникативной политики, постепенно отходя от уже менее эффективных механизмов работы пропагандистской машины в сторону интерактивных моделей коммуникации с вовлечением широких масс населения в общественно-политические процессы. Кстати, именно этой тематике посвящена коллективная монография, выпущенная нашим Институтом Евразийской интеграции в 2017 году — «Коммуникативная политика Республики Казахстан: современное состояние и перспективы».
Описанные тенденции отражаются и на снижении популярности традиционных институтов гражданского общества. На первый план постепенно выходит онлайн-участие политических акторов. Так, существующие новые технологии позволяют любому гражданину находится в режиме онлайн 24/7 и открыто выражать свое мнение. Большую популярность набирает так называемая электронная демократия. Сегодня практически каждый третий сюжет в ТВ-новостях или лентах информагентств ссылается на информацию с официального аккаунта в соцсети политического, общественного деятеля или других сетевых активистов.
Некоторые эксперты в этой связи отмечают, что казахстанский сегмент таких социальных сетей как Facebook, YouTube и Twitter становится все более политизированным. Однако отмечу, что политизация социальных сетей вовсе не означает их полное доминирование в политическом пространстве нашей страны.
К примеру, проведенное в 2017 году исследование ИЕИ показывает, что телевидение остается абсолютным лидером по востребованности из источников информации. По нашим данным, как минимум 60% нашего населения обращаются в поисках новостей о событиях в стране и мире, в первую очередь, к телевидению.
Интернет же, несмотря на то, что он уже потеснил прессу и вышел на второе место по популярности, востребован в меньшей степени — в качестве основного источника информации по текущим событиям его назвали 18,3% опрошенных казахстанцев.
К социальным медиа как к ключевому информационному источнику обращаются лишь 4,8% опрошенных казахстанцев. Поэтому, учитывая такой показатель, говорить о том, что сегодня социальные сети всецело отражают настроения всех казахстанцев, было бы не верно. В том же Facebook (именно в нем более всего выражается политическая и гражданская позиция интернет-пользователей уже ряд лет) зарегистрированы лишь 15,3% казахстанцев старше 18 лет. Чаще всего наши сограждане имеют аккаунты в таких социальных сетях как «ВКонтакте» (32,9%) и Одноклассники (18,5%). Тогда как почти 42% опрошенных казахстанцев отметили, что вообще не зарегистрированы в социальных сетях.
Это говорит о том, что довольно значительная часть населения не погружена в мейнстрим, который будоражит социальные медиа. К примеру, лишь 2,7% опрошенных жителей страны назвали Facebook в качестве основного источника информации о происходящем в РК и за рубежом.
Схожей оценки придерживаются и ученые одного из мозговых центров США (Pew Research Center). Несколько лет назад они проанализировали микроблог-платфому Twitter и пришли к выводу, что нельзя обобщать реакцию людей в социальных сетях с общественным мнением в целом, без дополнительного контекста.
Тем не менее, учитывая этот факт, отрицать роль социальных медиа в формировании политического и общественного диалога в нашей стране было бы ошибочным. Несмотря на то, что сегмент, представленный в социальных сетях, не отражает мнения большинства граждан страны, на мой взгляд, в Казахстане политическая и гражданская активность в соцсетях имеет потенциал для развития.
Тенденции таковы, что народные голоса, подкрепленные и усиленные средствами электронной коммуникации, будут приобретать все большее политическое значение. Очевидно, что это новый и достаточно долговременный политический тренд.
В этой связи, проактивная позиция госорганов и нашей системы государственного управления в целом в вопросе цифровизации своих коммуникационных каналов для учета мнений и предложений граждан в режиме реального времени и быстрого ответного реагирования является важным фактором опережающего развития политической системы Казахстана и решения нашей долгосрочной цели по вхождению в тридцатку наиболее развитых стран мира».