ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОСОРГАНОВ НЕОБХОДИМА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ПОЛИТИКЕ — ГАНИ НЫГЫМЕТОВ

«Задачи затрагивают все сферы жизни нашей страны, где требуется внедрение элементов Четвертой промышленной революции, мегатрендом которой является всесторонняя цифровизация. Это также касается системы госуправления для повышения ее эффективности и учета интересов общества.
Так, в рамках восьмой задачи Послания-2018 «Эффективное государственное управление» Президент поручает: «государственные органы должны применять современные цифровые технологии для учета замечаний и предложений граждан в режиме реального времени и оперативного реагирования».
Сегодня во многих странах мира с развитием новейших информационных технологий и социальных медиа происходит виртуализация и цифровизация общественного пространства, включая политического.
К примеру, в соцсети Марка Цукерберга насчитывается более 1,6 млрд пользователей. Если Facebook была бы страной, она стала бы самой населенной в мире, обогнав Китай. По прогнозам экспертов, к 2030 году количество пользователей этой сети составит уже 5 млрд человек.
Такое бурное развитие виртуальных коммуникаций представляет собой большие возможности и потенциальные риски. Поэтому в эпоху цифровизации странам очень важно выработать современные подходы в области государственной коммуникативной политики, постепенно отходя от уже менее эффективных механизмов работы пропагандистской машины в сторону интерактивных моделей коммуникации с вовлечением широких масс населения в общественно-политические процессы. Кстати, именно этой тематике посвящена коллективная монография, выпущенная нашим Институтом Евразийской интеграции в 2017 году — «Коммуникативная политика Республики Казахстан: современное состояние и перспективы».
Описанные тенденции отражаются и на снижении популярности традиционных институтов гражданского общества. На первый план постепенно выходит онлайн-участие политических акторов. Так, существующие новые технологии позволяют любому гражданину находится в режиме онлайн 24/7 и открыто выражать свое мнение. Большую популярность набирает так называемая электронная демократия. Сегодня практически каждый третий сюжет в ТВ-новостях или лентах информагентств ссылается на информацию с официального аккаунта в соцсети политического, общественного деятеля или других сетевых активистов.
Некоторые эксперты в этой связи отмечают, что казахстанский сегмент таких социальных сетей как Facebook, YouTube и Twitter становится все более политизированным. Однако отмечу, что политизация социальных сетей вовсе не означает их полное доминирование в политическом пространстве нашей страны.
К примеру, проведенное в 2017 году исследование ИЕИ показывает, что телевидение остается абсолютным лидером по востребованности из источников информации. По нашим данным, как минимум 60% нашего населения обращаются в поисках новостей о событиях в стране и мире, в первую очередь, к телевидению.
Интернет же, несмотря на то, что он уже потеснил прессу и вышел на второе место по популярности, востребован в меньшей степени — в качестве основного источника информации по текущим событиям его назвали 18,3% опрошенных казахстанцев.
К социальным медиа как к ключевому информационному источнику обращаются лишь 4,8% опрошенных казахстанцев. Поэтому, учитывая такой показатель, говорить о том, что сегодня социальные сети всецело отражают настроения всех казахстанцев, было бы не верно. В том же Facebook (именно в нем более всего выражается политическая и гражданская позиция интернет-пользователей уже ряд лет) зарегистрированы лишь 15,3% казахстанцев старше 18 лет. Чаще всего наши сограждане имеют аккаунты в таких социальных сетях как «ВКонтакте» (32,9%) и Одноклассники (18,5%). Тогда как почти 42% опрошенных казахстанцев отметили, что вообще не зарегистрированы в социальных сетях.
Это говорит о том, что довольно значительная часть населения не погружена в мейнстрим, который будоражит социальные медиа. К примеру, лишь 2,7% опрошенных жителей страны назвали Facebook в качестве основного источника информации о происходящем в РК и за рубежом.
Схожей оценки придерживаются и ученые одного из мозговых центров США (Pew Research Center). Несколько лет назад они проанализировали микроблог-платфому Twitter и пришли к выводу, что нельзя обобщать реакцию людей в социальных сетях с общественным мнением в целом, без дополнительного контекста.
Тем не менее, учитывая этот факт, отрицать роль социальных медиа в формировании политического и общественного диалога в нашей стране было бы ошибочным. Несмотря на то, что сегмент, представленный в социальных сетях, не отражает мнения большинства граждан страны, на мой взгляд, в Казахстане политическая и гражданская активность в соцсетях имеет потенциал для развития.
Тенденции таковы, что народные голоса, подкрепленные и усиленные средствами электронной коммуникации, будут приобретать все большее политическое значение. Очевидно, что это новый и достаточно долговременный политический тренд.
В этой связи, проактивная позиция госорганов и нашей системы государственного управления в целом в вопросе цифровизации своих коммуникационных каналов для учета мнений и предложений граждан в режиме реального времени и быстрого ответного реагирования является важным фактором опережающего развития политической системы Казахстана и решения нашей долгосрочной цели по вхождению в тридцатку наиболее развитых стран мира».