УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СОСТАВЛЯТЬ БИЗНЕС ПЛАН?
Палата предпринимателей Кызылординской области продолжает рубрику предоставления консультаций. Сегодняшняя тема - планирование бизнеса, как разработать бизнес-план. Менеджер-консультант – Гаухар Батпанова.
- Гаухар, здравствуйте. Сегодня хотим у вас проконсультироваться в качестве потенциального предпринимателя. Вопрос касается бизнес-плана. Для чего нужен бизнес-план? В каких целях его применяют? Какие имеют особенности?
- Когда открываешь свой бизнес, одна из первых необходимых шагов – разработка бизнес-плана. Вы и без бизнес-плана можете начать свое дело. Однако, для дальнейшего развития и осуществления поэтапной работы очень важно иметь бизнес-план. Если вы решили финансироваться в финансовых институтах по инструментам государственных программ, бизнес-план является одним из обязательных документов. Если разработка бизнес-плана самостоятельно для вас затруднительно, то мы – менеджеры-консультанты Палаты предпринимателей - разработаем вам его бесплатно. Для этого вам необходимо прийти к нам и оставить заявку. Дальше менеджеры-консультанты по маркетинговым услугам сами подготовят вам бизнес-план.
- Какова структура бизнес-плана? Какие разделы рассматриваются и что должно охватываться в нем? Расскажите об этом.
- При разработке бизнес-плана имеется своя структура. На титульном листе указывается наименование проекта и его сущность, а также руководитель проекта и его адресс. Важным разделом бизнес-плана является резюме проекта. Можно сказать, что резюме – это реклама вашего проекта. В резюме бизнес-плана указываются самые основные аспекты, т.е. цели и задачи, характеристика выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Кроме того, в бизнес-плане должен рассматриваться анализ рынка и отрасли, т.е. спрос на рынке на вашу продукцию, объем производства аналогичной продукции у нас в стране за последние годы, уровень потребления. Здесь же, описывается выпускаемая вами продукция или услуги. А, именно как вы будете выпускать продукцию, есть ли у вас опыт в этой сфере, в чем отличие вашей продукции от другой аналогичной продукции, кто ваши конкуренты, в чем особенность вашей продукции от продукции ваших конкурентов, насколько имеется спрос на предлагаемую вами продукцию в вашем регионе. Вот на эти вопросы должны быть ответы. Одна из информаций, которая охватывается бизнес-планом – это маркетинговый план. В нем вам необходимо указать, как вы планируете рекламировать свою продукцию, а также каналы сбыта продукции. Следующая часть информации, которая рассматривается в бизнес-плане - производственный план. В нем предусматривается время, которое расходуется на производство продукции, объемы производства, например, сколько продукции вы выпустите в течении месяца, на какую сумму его реализуете, объем прибыли, который вы получите. Рассматривается информация об инвестиционном климате и риске. Например, даже если ваш бизнес процветает, по ходу у вас могут возникнуть проблемные вопросы. В бизнес-плане это нужно предусмотреть заранее, т.е. у вас должен быть план преодоления, предупреждения трудностей. Одна из составных частей бизнес-плана - организационный план. В этом разделе рассматривается количество сотрудников, которых вы будете нанимать в процессе ведения бизнеса, сумма заработной платы. Самый важный раздел – финансовый план. Здесь вы прогнозируете чистую прибыль и расходы, их соотношение, показатели дохода и расходов должны быть положительными. Кроме того, если вы получите кредит в финансовых организациях, четко расписываете сумму оплаты на месяц, год и далее до конца срока кредитования, переменные и постоянные расходы. В заключении можете привести дополнительную информацию.