КЫЗЫЛОРДА: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
С 1925-го по 1929-й годы Кызылорда была столицей Казахской автономной республики в составе РСФСР. Здесь была сосредоточена политическая и культурная жизнь страны, жили и работали видные политические и государственные деятели, чьи имена навечно вписаны в историю Казахстана.
История Кызылорды берет начало с 1818 года, когда кокандский хан Омар построил на левом берегу Сырдарьи крепость Акмешит. Расположенная на пересечении караванных путей из Ташкента, Бухары и Хивы через Атбасар в Западную Сибирь, через Тургай – в Троицк и Оренбург, она имела важное стратегическое значение.
Три колодца, две мечети и около пятидесяти домов, обнесенных крепостными стенами высотой около 11 метров, – так выглядела крепость Акмешит, расположенная в местности под названием Бегалы кога. Вокруг был вырыт ров, наполненный водой. Крепость была окружена со всех сторон камышовыми и кустарниковыми зарослями, во время половодья заливавшимися водами Сырдарьи. Эти природные преграды были надежной защитой крепости.
Жившие в крепости кокандцы часто совершали набеги на малочисленные казахские аулы – угоняли скот, забирали в плен людей. Кокандцы установили налог для местного населения: с каждой семьи – шесть баранов, 24 мешка угля и четыре телеги саксаула в год, что было непосильным бременем, особенно для бедняков.
Казахские батыры, недовольные порядками кокандских завоевателей, воевали с ними. Об этих столкновениях писали в своих трудах русский ученый-этнограф Иван Аничков и полковник русской армии Алексей Макшев. Они описывают борьбу казахского народа с кокандскими завоевателями под предводительством батыров Жанкожи и Бухарбая.
В 1853 году крепость Акмешит была взята русскими войсками во главе с генералом В.А.Перовским. Приход генерала Перовского местное население восприняло с воодушевлением, так как видело в этом избавление от засилья кокандцев. В штурме крепости участвовало около 2850 человек, из которых 2350 человек – солдаты русской армии, 500 – местное население. У русских была мощная артиллерия, тогда как кокандцы имели всего несколько пушек, которые они переносили с одной стороны крепостной стены на другую – об этом Перовскому стало известно от разведчиков из местного населения.
За взятие крепости Перовскому был вручен рескрипт, в котором ему объявлялась благодарность и вручена награда. Весной 1854 года на берегу Сырдарьи генерал Перовский начал строительство форта, прилегающая к нему территория в более чем 80 тысяч кв. км получила название Перовский уезд, где, в основном, жили казахи – 179800 человек. Перовский уезд расположился к востоку от Казалинского уезда. Крепость Акмешит, переименованная в 1862 году в форт Перовск, стала важным в Центральной Азии стратегическим пунктом для Российской империи.
В жизни края начался новый этап. В 1867 году на территории казахских степей было образовано Туркестанское генерал-губернаторство, которое состояло из 23 болысов (волостей), в которые входили 186 аулов.
Перовск начал активно застраиваться. Примечательно, что архитектура Перовска была схожа с Оренбургом. При строительстве использовали один и тот же строительный материал.
К самым ранним строениям в городе относятся русский православный храм Свято-Казанской иконы Божией Матери, мусульманская мечеть Айтбая и солдатская казарма, которые расположены сравнительно недалеко друг от друга.
История основания православной церкви в Перовске восходит к 1855 году. Как свидетельствуют архивные документы, первая церковь, освященная 15 октября 1855 года, представляла собой походный шатер, где проводились церковные литургии, позже в 1863 году построили церковь из саманного кирпича с крышей, крытой кошмой. Она простояла недолго – из-за разливов Сырдарьи строение, которое не имело фундамента, пришло в негодность. В том же году было построено новое здание церкви, также сложенное из сырцового кирпича, но уже на фундаменте из жженого кирпича и крытое железом. Ее освятили как храм Свято-Казанской иконы Божией Матери.
Город быстро разрастался, росло число военных – солдат и офицеров, а также их семей, исповедовавших православную веру, и старое здание церкви не могло вместить всех прихожан.
Строительство нынешнего здания церкви началось в 1890 году и продолжалось более пяти лет. Постройкой храма по проекту местного архитектора Есакова руководил инженер Калинин. Для его строительства использовали жжёный кирпич жёлтого цвета, изготовленный в Казалинске. Освящение нового храма состоялось 6 декабря 1896 года. Здание старой церкви было снесено и на месте бывшего алтаря была построена часовня, которая до нашего времени не сохранилась.
Возведение церкви обошлось в 35 тысяч рублей, из которых 5 тысяч были собраны прихожанами, остальная сумма была выделена из царской казны. Высота здания – 18 метров, в передней части расположена колокольня, в которой было девять колоколов, самый большой весил 136 пудов (2227 килограммов). Церковь рассчитана на 250-300 прихожан. При церкви есть участок, где раньше были виноградники и огород, сейчас он засажен деревьями. До декабря 1906 года церковь состояла в ведении военного ведомства, затем перешла в ведение епархии.
Как рассказывает настоятель церкви иерей Виталий, который служит здесь с 1998 года, храм Свято-Казанской иконы Божией Матери уникальный памятник архитектуры и не имеет аналогов в Казахстане, подобные церкви есть в Ташкенте и Астрахани. Он построен в византийском стиле и напоминает по форме крест. Еще одна особенность храма – полы здесь выложены чугунными плитками. Такими плитками выложен пол в московском Кремле. Это было рациональным решением, так как прихожане были, в основном, людьми военными и носили подкованные сапоги – деревянный пол прослужил бы недолго.
Рядом с церковью были бараки, в которых жили военные с семьями. Еще одним ключевым зданием Перовска было здание солдатской казармы, построенное в 1896 году по заказу Оренбургского военного генерал-губернаторства. Сейчас здесь располагается художественная галерея.
В 1875 году по инициативе купца из Бухары Айтбая Балтабайулы в Перовске началось строительство мечети. Большую часть денег на ее строительство внес Айтбай, остальную собрали жители города. Для ее строительства Айтбай выписал мастеров из Аулие-Аты (Тараз) – Исхана и Камала. Мечеть была открыта в 1878 году и использовалась еще и как медресе. Высота мечети вместе с минаретом – 14 метров. Передняя часть представляет собой большой портал, в середине – дверь. Фасады декорированы фигурной кирпичной кладкой. Строительство мечети, вмещавшей более 500 верующих, обошлось в 40000 рублей.
Мечеть Айтбая – один из уникальных памятников архитектуры присырдарьинских городов. Еще одна особенность – внутри мечети колодец. Он находится в левом крыле напротив входа. Кстати, там до сих пор есть вода. Благодаря этому даже в самые знойные летние дни в помещении прохладно.
Упоминание о возведении мечети Айтбая есть в церковных книгах. Отец Филимон, первый священник храма Казанской иконы Божией Матери, был свидетелем строительства обоих религиозных строений в городе. Он писал в церковной книге, что мусульмане с почина Балтабая мечеть строили споро, а храм, заложенный одновременно с мечетью, возводился медленно. На тот момент церковные книги были единственными документами, отражавшими историю города, основные события в жизни людей – в них велись записи о рождении, смерти, бракосочетании. Они велись со дня основания храма. Ныне эти книги, свидетели тех лет, хранятся в историко-краеведческом музее Кызылорды.
С приходом Советской власти и православный храм, и мусульманская мечеть не избежали участи многих религиозных сооружений – большая их часть была превращена в конюшни, общежития, склады или просто разрушена и разграблена.
В 50-е годы здание мечети Айтбая использовалось как кинотеатр, позже там располагалась школа-интернат, в 1970-1971 годы – швейный цех, затем было передано под филиал областного историко-краеведческого музея.
В конце 80-х годов прошлого столетия перед тем, как вернуть его верующим, без согласования с государственным учреждением по охране памятников истории и культуры в здании мечети была проведена реставрация. Нетронутой осталась только фасадная часть старинного здания, а остальное было переделано так, как удобно служителям мечети. К сожалению, в результате пострадала историческая ценность памятника культуры.
Не минула печальная судьба и храм Свято-Казанской иконы Божией Матери. В середине 1930-х церковь была упразднена. В здании разместили общежитие для спецпереселенцев – депортированных с Дальнего Востока корейцев, затем здесь располагалась обсерватория, позже – областной краеведческий музей.
Свой статус храму вернули только в мае 1989 года – Кызылординский горисполком передал здание в веде-ние русской православной церкви.
Большая часть фресок в храме была разрушена, описаний, по которым их можно было бы восстановить, не сохранилось. Уцелела часть церковной утвари и несколько икон, в том числе походная икона оренбургских казаков.
Восстановление храма осуществлялось за счёт прихожан, а также меценатов из других регионов и государств. На куполах были восстановлены кресты. Новая роспись храма была выполнена казахстанскими художниками. Позже были установлены колокола, изготовленные мастерами Шуваловыми из Ярославля — до этого несколько лет в качестве звонницы использовались обрезанные кислородные баллоны. Крыша храма, которая в первые годы после восстановления была окрашена в голубой цвет, в 2008 году была покрыта позолотой.
Оба здания в настоящее время внесены в список памятников республиканского значения и находятся под охраной государства. В нынешнем году Кызылорда отмечает свое 200-летие. Город на Сырдарье, овеянный легендами, обладающий притягательной силой, выходит на новый виток истории. А что будет записано на ее страницах – зависит от ее жителей.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА