ОНЛАЙН-ТОРГОВЛЯ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Развитие телекоммуникационных технологий привело к тому, что все больше магазинов переходит на электронный вариант торговли. Онлайн-торговля стала весомой Интернет-составляющей.
В чем преимущество заказа товаров или услуг в сети? Интернет-технологии удобны как для покупателей, так и для продавцов: значительная экономия времени, оплата покупки электронными деньгами, возможность её доставки на дом, широкий их ассортимент, относительно невысокая цена. Существуют известные Интернет-магазины, ставшие брендами и вызывающие доверие покупателей. Потребитель может быстро изучить весь имеющийся у них в наличии ассортимент, просмотреть фотографии товара в различных ракурсах и ознакомиться с его техническими характеристиками. Доставка товара транспортными или курьерскими компаниями доступна по цене, происходит быстро, качественно и любыми удобными покупателю способами.
Но за любыми положительными качествами скрываются недостатки. Главный минус, посетитель Интернет-магазина совершает покупки виртуально, действую на уровне пользователя сайта. Видеть реальный товар он не может, как и знать, имеется ли вещь в наличии, в каком она техническом состоянии, насколько заявленные характеристики и фотографии соответствуют реальности. С возникновением интернета появились Интернет-мошенники, по достоинству оценившие возможности новых форм торговли и начавшие активно применять их в целях обмана потенциальных клиентов. Псевдореализаторы могут создать в соцсети вымышленный сайт по продаже чего угодно, выставлять снимки несуществующего товара, добавлять подписчиков. Чтобы при быстрой покупке не стать жертвой махинаций, связанных с Интернет-торговлей, соблюдайте предосторожности.
Во-первых, стоит обратить внимание на чрезвычайно низкую стоимость товара. Если цена заметно отличается от рыночной, возможно, вам предлагают неликвид или откровенно негодную вещь. Не поленитесь изучить стоимость аналогичной вещи в других Интернет-магазинах, ее среднюю цену - хотя конкуренция потребителю на руку, слишком большой разницы в ценах быть не должно.
Во-вторых, репутация ресурса. Яркий и красочный Интернет-магазин с красивыми фотографиями и развернутым меню, с заверениями в исключительной порядочности продавцов - просто изображение на экране. Благодаря современным технологиям создать подобное может любой школьник, услуги хостинга сегодня обходятся дешево. Внешний вид сайта – не показатель. Прежде чем совершить покупку выясните имеющуюся информацию о фирме: есть ли у нее офис, торговые площади и региональные представительства, реальные контактные данные, свои «истории» сделок. Если Интернет-ресурс намерен работать долго, в разделе «Контакты» будут указаны точный потовый адрес, несколько номеров телефонов, факс, данные по банковским счетам, свидетельство о постановке на учет. Если офис-менеджер отвечает: «Смотрите товар на сайте» и т.п., а для обратной связи предлагается мобильный телефон, связь по скайпу и т.д. не рассматривайте сделку как благонадежную. Даже указанный адрес - не гарантия добросовестности продавца. Магазин в реальности может не существовать, иногда мошенники пользуются ложными адресами и сообщают адреса других фирм.
Активные пользователи услуг Интернет-магазинов советуют снять на видеокамеру момент распаковки товара: внутри посылки может оказаться не то, что было в каталоге. Получение некачественного товара омрачит радость покупки. При наличии видео покупателя не обвинят в подмене товара, можно будет обменять его на другой или добиться возврата денег.
Отстаивайте свои права и будьте грамотным потребителем!
Департамент Комитета по регулированию естественных монополий,
защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики
Республики Казахстан по Кызылординской области.