КАК В ДРЕВНОСТИ «ПИЛИ КЛЯТВУ» И ПОЧИТАЛИ ПРЕДКОВ
Высшим божествам - Хан-Тенгри (Небо), Жер-су (Земля-вода), Умай (женское божество), а также земным их воплощениям - обожествленным предкам - поклонялись в древности тюрки, собирая их изображения в энергетически насыщенных местах, передает корреспондент МИА «Казинформ».
Тенгрианство тюрков привело к появлению на их землях сакральных мест с культово-мемориальными комплексами, где в древние времена люди совершали моления и ритуалы. Сюда приезжали, чтобы обратиться к богам с просьбами о даровании потомства, о здоровье и удаче, просили защиты от врагов. Святилища Мерке и Жайсан в Жамбылской области представляют собой крупнейшие в Казахстане культово-мемориальные комплексы, вошедшие в список сакральных мест региона.
Раскинувшееся на 77-ми тысячах гектарах в Шуском районе, в 60 км от города Шу, в долине реки Шу, урочище Жайсан знаменито тем, что здесь в 1465 году ханы Жанибек и Керей образовали Казахское ханство. Именно здесь, у священных могли предков, они решили воплотить мечту народа о независимом и сильном государстве. Именно поэтому известный казахстанский ученый Абсаттар Кажы Дербисали назвал Жамбылскую область «колыбелью нашей государственности».
По словам известного казахстанского историка, бывшего директора государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Такена Молдакынова, земля в междуречье рек Шу и Талас является «кладезем исторических мест и событий». Уникальные памятники Шуской долины являются немыми свидетелями становления казахской государственности.
На территории Шуского района имеется порядка 70-ти памятников археологии и 20-ти памятников истории. Среди них петроглифы - наскальные изображения людей, диких животных, сцен охоты, а также древние балбалы, появление которых датируется V-VIII веками нашей эры, то есть доисламским периодом. Здесь сохранилось множество курганов и могильников раннего железного века и средневековые городища.
В святилище Жайсан, расположенном в степной зоне северо-западных склонов хребта Киндык-тас, имеется 35 каменных изваяний-балбалов, датируемых V-VIII веками нашей эры. Погребальные сооружения с оградами тянутся цепью с севера на юг. С восточной стороны или в центре оград установлены каменные скульптуры обожествленных предков.
«Балбалы устанавливались по определенному порядку за ритуальными оградами. Статуи отражают статус человека и род занятий при жизни. К западу от конструкций расположены погребальные сооружения в виде курганных насыпей. Скульптура, изображающая мужчину, должна была стоять только с восточной стороны ограды святилища. Это было место для поклонения и возвеличивания предков по мужской линии. Балбал, символизировавший ушедшего в мир иной предка, изображался с чашей или кинжалом в руках. В ранних арабских источниках можно найти описание традиций тюрков закреплять установленный договор питьем воды из чаши перед балбалом. У казахов и сейчас говорят - «ант iшү» (выпить клятву). Помимо образов предков, здесь можно найти изображения родовой тамги тюрков», - рассказывает Такен Молдакынов.
По его словам, по внешнему виду балбалов, а также по найденным в ходе раскопок предметам и украшениям, можно установить их культурную и хронологическую принадлежность.
«Святилище Жайсан - это заповедная территория восточных тюркских племен, которые переселились сюда в середине VIII века. Места этих захоронений служили объектами поклонения духам обожествленных предков и проведения ритуалов жертвоприношений им и верховным тюркским божествам. А наскальные рисунки нужны были для проведения обрядов и ритуалов, связанных с календарным циклом жизни общества», - подчеркнул он.
В святилищах Мерке и Жайсан не единожды проводились археологические раскопки. Первыми здесь побывали еще в конце XIX века российский и советский тюрколог, историк, академик Василий Бартольд, а также известный востоковед Василий Каллаур. Они стали первыми, кто рассказал миру о балбалах и петроглифах Жайсана и других исторических памятниках жамбылской земли. На сегодняшний день проведены комплексные археологические исследования по изучению и сохранению тюркских памятников культово-мемориальных комплексов святилищ Мерке и Жайсан. Все обнаруженные в процессе раскопок памятники исследованы, реконструированы, восстановлены, изучены и находятся под охраной государства.
В список 100 сакральных мест Казахстана вошли несколько культурно-исторических объектов Жамбылской области. Это древнее городище Тараз (І - ХІХ вв.), крупный средневековый городской центр и некогда столица Казахского ханства. Это также тюркские культовые памятники Мерке и Жайсан, дворцовый комплекс Акыртас, Тектурмас (ХІV в.), мавзолеи Карахана (Аулие-ата ХІІ в.), Айша-биби (ХІ - ХІІ вв.), Бабаджи-хатун (Х - ХІ вв.) и местность, где проходила Анракайская битва.
Тенгрианство тюрков привело к появлению на их землях сакральных мест с культово-мемориальными комплексами, где в древние времена люди совершали моления и ритуалы. Сюда приезжали, чтобы обратиться к богам с просьбами о даровании потомства, о здоровье и удаче, просили защиты от врагов. Святилища Мерке и Жайсан в Жамбылской области представляют собой крупнейшие в Казахстане культово-мемориальные комплексы, вошедшие в список сакральных мест региона.
Раскинувшееся на 77-ми тысячах гектарах в Шуском районе, в 60 км от города Шу, в долине реки Шу, урочище Жайсан знаменито тем, что здесь в 1465 году ханы Жанибек и Керей образовали Казахское ханство. Именно здесь, у священных могли предков, они решили воплотить мечту народа о независимом и сильном государстве. Именно поэтому известный казахстанский ученый Абсаттар Кажы Дербисали назвал Жамбылскую область «колыбелью нашей государственности».
По словам известного казахстанского историка, бывшего директора государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Такена Молдакынова, земля в междуречье рек Шу и Талас является «кладезем исторических мест и событий». Уникальные памятники Шуской долины являются немыми свидетелями становления казахской государственности.
На территории Шуского района имеется порядка 70-ти памятников археологии и 20-ти памятников истории. Среди них петроглифы - наскальные изображения людей, диких животных, сцен охоты, а также древние балбалы, появление которых датируется V-VIII веками нашей эры, то есть доисламским периодом. Здесь сохранилось множество курганов и могильников раннего железного века и средневековые городища.
В святилище Жайсан, расположенном в степной зоне северо-западных склонов хребта Киндык-тас, имеется 35 каменных изваяний-балбалов, датируемых V-VIII веками нашей эры. Погребальные сооружения с оградами тянутся цепью с севера на юг. С восточной стороны или в центре оград установлены каменные скульптуры обожествленных предков.
«Балбалы устанавливались по определенному порядку за ритуальными оградами. Статуи отражают статус человека и род занятий при жизни. К западу от конструкций расположены погребальные сооружения в виде курганных насыпей. Скульптура, изображающая мужчину, должна была стоять только с восточной стороны ограды святилища. Это было место для поклонения и возвеличивания предков по мужской линии. Балбал, символизировавший ушедшего в мир иной предка, изображался с чашей или кинжалом в руках. В ранних арабских источниках можно найти описание традиций тюрков закреплять установленный договор питьем воды из чаши перед балбалом. У казахов и сейчас говорят - «ант iшү» (выпить клятву). Помимо образов предков, здесь можно найти изображения родовой тамги тюрков», - рассказывает Такен Молдакынов.
По его словам, по внешнему виду балбалов, а также по найденным в ходе раскопок предметам и украшениям, можно установить их культурную и хронологическую принадлежность.
«Святилище Жайсан - это заповедная территория восточных тюркских племен, которые переселились сюда в середине VIII века. Места этих захоронений служили объектами поклонения духам обожествленных предков и проведения ритуалов жертвоприношений им и верховным тюркским божествам. А наскальные рисунки нужны были для проведения обрядов и ритуалов, связанных с календарным циклом жизни общества», - подчеркнул он.
В святилищах Мерке и Жайсан не единожды проводились археологические раскопки. Первыми здесь побывали еще в конце XIX века российский и советский тюрколог, историк, академик Василий Бартольд, а также известный востоковед Василий Каллаур. Они стали первыми, кто рассказал миру о балбалах и петроглифах Жайсана и других исторических памятниках жамбылской земли. На сегодняшний день проведены комплексные археологические исследования по изучению и сохранению тюркских памятников культово-мемориальных комплексов святилищ Мерке и Жайсан. Все обнаруженные в процессе раскопок памятники исследованы, реконструированы, восстановлены, изучены и находятся под охраной государства.
В список 100 сакральных мест Казахстана вошли несколько культурно-исторических объектов Жамбылской области. Это древнее городище Тараз (І - ХІХ вв.), крупный средневековый городской центр и некогда столица Казахского ханства. Это также тюркские культовые памятники Мерке и Жайсан, дворцовый комплекс Акыртас, Тектурмас (ХІV в.), мавзолеи Карахана (Аулие-ата ХІІ в.), Айша-биби (ХІ - ХІІ вв.), Бабаджи-хатун (Х - ХІ вв.) и местность, где проходила Анракайская битва.