КАК «ЗАКРЫТЬ ДВЕРИ» ДЛЯ НОВЫХ ГОСПРЕДПРИЯТИЙ ОБСУДИЛИ В «АТАМЕКЕНЕ»
В НПП состоялось заседание Совета по защите конкуренции под председательством Ельдара Абдразакова, с участием заместителя Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Юлии Якупбаевой, представителей КРЕМиЗК, Министерства финансов РК, экспертов и представителей бизнеса со всех регионов РК.
По вопросу внедрения Правил Желтых страниц выступил Айдын Бикебаев, старший партнер юридической фирмы «Саят Жолши и Партнеры».
По правилам Желтых страниц государство не должно конкурировать с бизнесом. Как отметил Бикебаев, в Казахстане принципы этих правил законодательно давно уже внедрены, однако в механизме реализации существуют пробелы, которые препятствуют эффективному их применению.
В доказательство своих слов он отметил, что по итогам приватизации количество госкомпаний должно сократиться, но как показывает опыт предыдущих лет, эта цифра может вновь возрасти.
Основой этому являются нормы, заложенные в Предпринимательском кодексе, а также Постановлении Правительства РК под номером 1095, в котором юридическим лицам с госучастием разрешается осуществлять более 300 видов деятельности. Таким образом, точка входа в бизнес для государства является достаточно открытой и легкой.
Ельдар Абдразаков, напрямую спросил у представителей антимонопольного ведомства: «почему, несмотря на взятый курс приватизации, в РК продолжают появляться новые предприятия с участием государства?». Заместитель председателя Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (КРЕМЗК) Рустам Ахметов пояснил, что, несмотря на создаваемые «фильтры», инициаторами создания госпредприятий являются отраслевые министерства, которые преследуют свои цели.
«Ключевая проблема в том, что мы создаем «препоны», но у государства есть и другая задача – это привлечение инвестиций. Участвуя в проекте, государство выступает гарантом бизнеса для инвесторов. Где гарантия того, что завтра к нам придет инвестор, если то или иное предприятие закроется? Если же мы говорим о законодательных нестыковках, то здесь мы согласны, что нужен контроль в отношении госкомпаний, насколько ими выполняются обязательства. Но и сам предприниматель должен иметь возможность обратиться к нам напрямую, если видит, что госпредприятие присутствует на рынке и ограничивает его деятельность. Сейчас такой возможности у него нет согласно предпринимательского кодекса», - заявил Рустам Ахметов.
В свою очередь, Юлия Якупбаева отметила, что вопрос требует системного решения.
«Необходимо концептуально пересмотреть все подходы инвентаризации, так как сейчас она идет не системным способом, а индивидуально. Необходимо, наконец, отойти от пообъектного подхода к инвентаризации, и применять посекторальные подходы. В перечень видов деятельности, которыми разрешено заниматься госкомпаниям, о которых сегодня говорилось, есть такие как производство консервов, ювелирных изделий, металлических бочек, земляные и ремонтные работы – одним словом, то, с чем легко может справиться частный бизнес. Необходимо постепенно сокращать этот перечень и переходить на долгосрочные контракты для бизнеса», - отметила Юлия Якупбаева.
Эксперт Рустам Акбердин, согласился с тем, что механизм выполнения госфункций через долгосрочные контракты является на сегодняшний день наиболее перспективным для частного бизнеса.
На несовершенство методики определения доли участия государства в экономике обратил внимание член Совета Петр Своик. По данным Министерства экономики, доля государства оценивается в 18,6%, но при этом, активы госкомпаний, по данным Своика, составляют порядка 70%. Участниками заседания было озвучено предложение о пересмотре методики учета доли государства в экономике.
Членами Совета поднимался вопрос об ответственности руководителей госкомпаний, которые зачастую нарушают уставную деятельность, конкурируя с частным рынком, а также продолжают свою деятельность даже после решения уполномоченного органа об их ликвидации.
В завершении мероприятия, была достигнута договоренность по разработке Дорожной карты совместно с КРЕМЗК, которые будут включать в себя следующие направления:
•пересмотр законодательства в части допуска на рынок новых госкомпаний;
•по улучшению механизмов приватизации;
•мониторингу и сокращению видов деятельности с госучастием;
•развитию трансграничной конкуренции;
• улучшению работы Согласительной комиссии по расследованиям антимонопольных нарушений;
• совершенствованию методологии оценки доли госучастия в экономике.
www.atameken.kz
По вопросу внедрения Правил Желтых страниц выступил Айдын Бикебаев, старший партнер юридической фирмы «Саят Жолши и Партнеры».
По правилам Желтых страниц государство не должно конкурировать с бизнесом. Как отметил Бикебаев, в Казахстане принципы этих правил законодательно давно уже внедрены, однако в механизме реализации существуют пробелы, которые препятствуют эффективному их применению.
В доказательство своих слов он отметил, что по итогам приватизации количество госкомпаний должно сократиться, но как показывает опыт предыдущих лет, эта цифра может вновь возрасти.
Основой этому являются нормы, заложенные в Предпринимательском кодексе, а также Постановлении Правительства РК под номером 1095, в котором юридическим лицам с госучастием разрешается осуществлять более 300 видов деятельности. Таким образом, точка входа в бизнес для государства является достаточно открытой и легкой.
Ельдар Абдразаков, напрямую спросил у представителей антимонопольного ведомства: «почему, несмотря на взятый курс приватизации, в РК продолжают появляться новые предприятия с участием государства?». Заместитель председателя Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (КРЕМЗК) Рустам Ахметов пояснил, что, несмотря на создаваемые «фильтры», инициаторами создания госпредприятий являются отраслевые министерства, которые преследуют свои цели.
«Ключевая проблема в том, что мы создаем «препоны», но у государства есть и другая задача – это привлечение инвестиций. Участвуя в проекте, государство выступает гарантом бизнеса для инвесторов. Где гарантия того, что завтра к нам придет инвестор, если то или иное предприятие закроется? Если же мы говорим о законодательных нестыковках, то здесь мы согласны, что нужен контроль в отношении госкомпаний, насколько ими выполняются обязательства. Но и сам предприниматель должен иметь возможность обратиться к нам напрямую, если видит, что госпредприятие присутствует на рынке и ограничивает его деятельность. Сейчас такой возможности у него нет согласно предпринимательского кодекса», - заявил Рустам Ахметов.
В свою очередь, Юлия Якупбаева отметила, что вопрос требует системного решения.
«Необходимо концептуально пересмотреть все подходы инвентаризации, так как сейчас она идет не системным способом, а индивидуально. Необходимо, наконец, отойти от пообъектного подхода к инвентаризации, и применять посекторальные подходы. В перечень видов деятельности, которыми разрешено заниматься госкомпаниям, о которых сегодня говорилось, есть такие как производство консервов, ювелирных изделий, металлических бочек, земляные и ремонтные работы – одним словом, то, с чем легко может справиться частный бизнес. Необходимо постепенно сокращать этот перечень и переходить на долгосрочные контракты для бизнеса», - отметила Юлия Якупбаева.
Эксперт Рустам Акбердин, согласился с тем, что механизм выполнения госфункций через долгосрочные контракты является на сегодняшний день наиболее перспективным для частного бизнеса.
На несовершенство методики определения доли участия государства в экономике обратил внимание член Совета Петр Своик. По данным Министерства экономики, доля государства оценивается в 18,6%, но при этом, активы госкомпаний, по данным Своика, составляют порядка 70%. Участниками заседания было озвучено предложение о пересмотре методики учета доли государства в экономике.
Членами Совета поднимался вопрос об ответственности руководителей госкомпаний, которые зачастую нарушают уставную деятельность, конкурируя с частным рынком, а также продолжают свою деятельность даже после решения уполномоченного органа об их ликвидации.
В завершении мероприятия, была достигнута договоренность по разработке Дорожной карты совместно с КРЕМЗК, которые будут включать в себя следующие направления:
•пересмотр законодательства в части допуска на рынок новых госкомпаний;
•по улучшению механизмов приватизации;
•мониторингу и сокращению видов деятельности с госучастием;
•развитию трансграничной конкуренции;
• улучшению работы Согласительной комиссии по расследованиям антимонопольных нарушений;
• совершенствованию методологии оценки доли госучастия в экономике.
www.atameken.kz