ПЯТЬ ИНИЦИАТИВ ПРЕЗИДЕНТА ОТРАБОТАТЬ НА 5
Пять социальных инициатив Президента – важный шаг в развитии государства, но они еще требуют выработки эффективных механизмов реализации.
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО РЫНОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
Сегодня экспертное сообщество Казахстана активно обсуждает Пять инициатив Президента в части их воплощения. Очень важно понять, какие подводные камни могут ждать на этом пути, просчитать все детали, подготовить людей к изменениям. Ведь, по сути, социальные инициативы тесно переплетаются с задачами развития как в экономике, так и в контексте модернизации общественного сознания. В частности, социаль¬ную ответственность государства следует воспринимать не как изжитый в прошлом патернализм, а как новые возможности, которые появятся только в одном случае, если казахстанцы строят свое будущее самостоятельно и умеют распоряжаться предоставленными возможностями. Ведь согласитесь, ни новая ипотечная программа, ни гранты, ни микрокредитование не помогут человеку, если человек не хочет помочь себе сам.
Диалоговые платформы, организуемые в свете новых инициатив, в этом ключе играют свою важную роль. Они информируют, разъясняют, дают ориентир. Одна из таких экспертных площадок недавно была организована в Службе центральных коммуникаций.
– Мы хотим провести экспертное обсуждение того, как понимает инициативы общество, где нужно объединить усилия, – обозначил перед коллегами круг вопросов, намеченных к рассмотрению, модератор встречи – председатель Комитета информационно-коммуникационных технологий, образования и инноваций НПП «Атамекен», председатель Национального фонда «Серпін» Мурат Абенов.
В ходе обсуждения первой инициативы председатель Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию РК Мархабат Жайымбетов, в частности, сообщил, что по новой программе «7 – 20 – 25» планируется строить 5–10 тыс. квартир в год. При ежегодном вводе 100 тыс. квартир по республике это вполне осваиваемый рынок, и проблем быть не должно.
– При стоимости квартиры в 7 миллионов тенге сумма кредита составит 5 миллионов 600 тысяч, ежемесячный платеж – 40 тысяч тенге. При стоимости 15 миллионов сумма кредита – 12 миллионов, платеж – 84 тысячи тенге. Это вполне приемлемо для средней зарплаты казахстанцев, – дал расклад Мархабат Жайымбетов.
На вопрос, откуда возьмутся средства на реализацию новой жилищной программы, заместитель председателя Национального банка Олег Смоляков сообщил, что в течение 5 лет новый рынок ипотечного кредитования предположительно способен аккумулировать примерно триллион тенге. Создаваемую дочернюю компанию Нацбанк обеспечит минимальным капиталом в размере 150 млрд тенге. Условия программы пока обсуждаются с банками, и в мае должны быть утверждены.
– Максимальная сумма ипотечного займа составит 25 миллионов тенге для Астаны, Алматы, Атырау, Актау. Для других городов – до 10 миллионов, и 7 миллионов тенге – для регионов, если там есть первичное жилье, – отметил Олег Смоляков.
Выдаваемые кредиты будут иметь невысокие риски для банков. Главное, чтобы выкуп происходил на рыночных условиях. Для этого дочерняя компания НБ выпустит низкорисковые ценные бумаги, которые будут интересны широкому кругу инвесторов – как внутренним, так и зарубежным.
– Мы всегда говорим: мол, наш рынок ценных бумаг достаточно узкий. Поскольку появляется новый институт предполагаем, что какой-то объем спроса будет замещен за счет того, что появится новая бумага как альтернатива нотам и государственным ценным бумагам, – пояснил Олег Смоляков.
Низкие риски также объясняются выдачей кредитов только в тенге. И только новым заемщикам: рефинансирование выданных ранее кредитов не предусматривается. Помимо подтвержденных доходов оценивается кредитная история заемщика, уровень долговой нагрузки, соотношение выплат по кредиту с доходами. Согласно банковской практике, 50% доходов может идти на погашение кредита без дополнительной нагрузки для социального благополучия семьи.
Важно, чтобы новое жилье, а программа «7 – 20 – 25» рассчитана только на новостройки, возводилось и в регионах, чтобы не создавать поток мигрантов в Астану и Алматы. В целом, по словам Мурата Абенова, население хорошо принимает эту инициативу, но реализовываться она должна исключительно на рыночных механизмах.
Старший партнер CSI Олжас Кудайбергенов также назвал первую инициативу Президента хорошей, ставки – низкими, поддержал решение кредитовать в тенге и только новостройки, не создавая таким образом спекуляции на вторичном рынке. Общий объем программы – 1 трлн тенге на 5 лет, это 200 млрд тенге в год, а со взносами 240 млрд будет попадать на рынок жилья.
– Чтобы понять, много это или мало: 11 миллионов квадратных метров жилья строится ежегодно, из них 4 миллиона строит само население. Оставшиеся 7 миллионов возводятся за счет строительных компаний, это 4–4,5 миллиарда долларов. Теперь дополнительно придет 700 миллионов долларов, и это не такой объем, который должен создать ажиотаж. Рынок легко его «переварит», даже с точки зрения строительных мощностей, – уверен Олжас Кудайбергенов.
По его мнению, это, с одной стороны, экономическая, с другой – социальная программа, и надо отказаться от понятия прибыльности. Еще до объявления Пяти инициатив в Послании народу Президент поставил задачу довести к 2030 году обеспеченность жильем до 30 квадратных метров на душу населения. На эти показатели уже вышли Сингапур, Китай, страны Восточной Европы.
– Потребуется перестройка всей жилищной системы, и это первый шаг. Сейчас обеспеченность жильем в Казахстане составляет 21 квадратный метр на человека, программа «7 – 20 – 25» позволит довести ее до 23 «квадратов», но надо строить еще интенсивнее, продумать в целом схемы финансирования до 2030 года. Если, как прогнозирует Нацбанк, инфляция опустится до 4%, то 7-процентная ипотека перестанет быть льготной, и ее можно будет пересмотреть в сторону снижения, – сделал довольно радужные прогнозы экономист.
НУЖЕН КРЕПКИЙ СРЕДНИЙ КЛАСС
Предваряя обсуждение второй инициативы – снижение налоговой нагрузки для низкооплачиваемых наемных работников – Мурат Абенов подчеркнул, что это давно ожидаемое решение, около 2 млн работающих смогут почувствовать результат. Молодежь сегодня работает без оформления трудовых контрактов, что вызывает серьезные риски.
Заместитель директора департамента занятости населения и развития рынка труда Министерства труда и соцзащиты населения Ерболат Абулхатин сообщил, что подворовый обход выявил 5,5 млн неформально занятых, официально их вдвое меньше. Чтобы решить проблему, нужны 2 механизма. Во-первых, основной инструмент вовлечения в учетное поле – это жилье, то есть ради получения квартиры граждане постараются войти в официальную зону трудоустройства. Во-вторых, налогообложение фонда оплаты труда.
– Сейчас с фонда оплаты труда взимается 5 налогов, совокупная нагрузка – 37% – достаточно высокая, и ожидается ее дальнейший рост к 2025 году до 43–45%. Что уже выше даже уровня развитых стран, – заметил Ерболат Абулхатин. – Инициатива Президента компенсирует перекос, что вполне соответствует практике развитых стран, где нижние 40% зарплаты облагаются налогом почти по нулевой ставке. После этого необходимо начать реформу всей системы налогообложения фонда оплаты труда, чтобы работник сам требовал от работодателя официальной зарплаты.
В целом 90% поступлений индивидуального подоходного налога идут от наемных работников, и пока большая их часть имеют откровенно небольшой уровень заработных плат. В то время как по стандартам современного социального государства должен формироваться крепкий средний класс как основа социальной устойчивости и стабильности. Шаг, предпринятый Президентом, как раз и направлен против неравенства в распределении зарплат наемных работников.
По словам заместителя председателя правления АО «Институт экономических исследований» Шахарбану Жакуповой, в Казахстане разрыв между зарплатой наименее низко и наиболее высоко оплачиваемых работников значительный, этот коэффициент составляет 8,7, тогда как в странах ОЭСР – 3,4. Инициатива по снижению налоговой нагрузки в 10 раз до 1% касается той части наемных работников, чья зарплата составляет менее двух третей медианного дохода, или 56 тыс. тенге – таковых среди наемных работников страны одна треть.
– Важно поручение Президента по изучению возможности внедрения прогрессивной шкалы налогообложения, которую применяют в 150 странах из 200. Она позволяет улучшить положение среднего класса, который в Казахстане не развит. Однако следует не просто разработать эффективную шкалу налогообложения, но и создать систему жесткого налогового администрирования, сформировать высокую налоговую культуру населения. Только при этих составляющих этот институт может реализоваться, – подчеркнула Шахарбану Жакупова.
Важно, чтобы налоги выполняли не только фискальную функцию, но и перераспределительную, то есть увеличивали нагрузку на людей с более высокими доходами и уменьшали – с более низкими. Но здесь тоже надо быть осторожными, ведь высокооплачиваемые работники могут уйти в «тень».
Политолог Ерлан Саиров в свою очередь выразил обеспокоенность тем, что, по его ощущениям, государство просто хочет заставить 2 млн человек, которые в основном проживают в селах и кормят себя за счет подсобного хозяйства, платить дополнительные налоги. Официально в стране 2,2 млн самозанятых, большая их часть – сезонные работники, то есть фактически безработные. Самозанятыми можно считать и олигархов, и владельцев ЛПХ. Нужно как-то переиначить это понятие, возможно, какую-то часть вывести в категорию безработных, и тогда государство сможет взять их под свою опеку, считает политолог.
– Государство не ставит такую цель – собрать налоги. Наоборот, мы работаем над тем, чтобы эти люди – няни, ремонтники, владельцы личных подсобных хозяйств – официально зарегистрировали свою деятельность. Наша задача – учет и легализация их деятельности, – ответил на опасения эксперта представитель профильного министерства.
ИНВЕСТИЦИИ В БУДУЩЕЕ
Большое внимание Президентом уделяется системе образования. В рамках Пяти социальных инициатив увеличивается количество образовательных грантов на 20 тыс., предполагается строительство новых общежитий путем ГЧП и привлечения средств банков.
Как сообщила вице-министр образования и науки РК Бибигуль Асылова, проект постановления по грантам разработан, согласован в 5 из 19 госорганов и в ближайшее время будет принят в Правительстве.
Из 20 тыс. грантов 11 тыс. предусмотрены на технические специальности, которым обучают в 90 вузах из 130. К техническим относится 51 специальность – аграрные, инженерные, информационные и нанотехнологии. В текущем году прогнозируется 130–140 тыс. выпускников школ, из них около 90 тыс. будут поступать в вузы, а 74 тыс. смогут претендовать на гранты.
Улучшать условия проживания студентов предполагается за счет частных ресурсов. В настоящее время схема строительства общежитий выглядит следующим образом: вуз, колледж или частный партнер готовит проект и заключает договор с АО «Финансовый центр». Со дня запуска общежития в эксплуатацию вуз, колледж или частный партнер будет получать ежемесячную сумму на одно койко-место в течение определенного времени.
– Привлекательность данного механизма для вузов, колледжей и инвесторов будет оправдана за счет гарантированного государством постепенного возмещения части инвестиций, направленных на строительство общежитий, – пояснила вице-министр.
Вместе с тем в случае отсутствия у вузов, колледжей или частного партнера земельного участка, местные исполнительные органы должны будут выделить его с подведением инженерно-коммуникационной инфраструктуры.
Всего из 530 тыс. обучающихся примерно 204 тыс. – иногородние, 38% – нуждаются в жилье. До 2022 года планируется построить общежития на 75 тыс. мест, в основном в Алматы, Астане и Караганде.
Что касается распределения грантов по языку обучения, то Бибигуль Асылова заверила: это решается комиссионно, и по опыту предыдущих лет больших перекосов не было. До июня министерство планирует внести все необходимые изменения в законодательные акты, чтобы абитуриенты уже с нынешнего года смогли воспользоваться новыми условиями.
Со стороны вузов программу поддержал ректор Казахского Национального педагогического университета им. Абая Тахир Балыкбаев.
МИКРОКРЕДИТЫ – СЕЛУ, ГАЗ – ГОРОДАМ
По четвертой инициативе – расширение возможностей микрокредитования – отчитался заместитель директора департамента занятости населения и развития рынка труда МТСЗН РК Ерболат Абулхатин. В 2018 году на программу микрокредитования предусмотрено 42 млрд тенге, в том числе для сельской местности 31 млрд и 11 млрд – для городов и моногородов. По поручению Главы государства финансирование будет увеличено на 20 млрд тенге и составит в текущем году 62 млрд тенге. Это позволит обеспечить микрокредитованием более 14 тыс. человек.
– Из дополнительно выделяемых 20 миллиардов тенге на кредитование в сельской местности предусмотрено 14 миллиардов. Остальные 6 миллиардов будут направлены на кредитование в городах и моногородах. Соответствующие бюджетные заявки представлены в министерства финансов, национальной экономики и сельского хозяйства, – сообщил спикер.
За счет данных средств в разрезе регионов наибольший охват кредитования безработных и самозанятых ожидается в Южно-Казахстанской (1,5 тыс. человек), Алматинской, Карагандинской и Жамбылской областях. Одной из действенных мер становления новых предпринимателей является обучение основам предпринимательства по проекту «Бастау Бизнес».
И, наконец, пятая инициатива – строительство магистрального газопровода «Сарыарка». Как сообщил директор департамента развития газовой промышленности Министерства энергетики РК Зияш Киякбаев, в настоящее время в соответствии с поручением Президента разрабатывается пока первый этап по маршруту Кызылорда – Жезказган – Караганда – Астана протяженностью 1 081 километр и стоимостью 267,3 млрд тенге. Данный участок позволит обеспечить природным газом население Астаны, Караганды, Темиртау, Жезказгана и близлежащих населенных пунктов вдоль трассы магистрального газопровода.
Оператором в сфере газа и газоснабжения АО «КазТрансГаз» разработано ТЭО проекта, на которое получено положительное заключение РГП «Госэкспертиза». Планируется поставлять газ из западных групп месторождений Казахстана (Карачаганакского, Кашаганского, Тенгизского, Жанажолского и Урихтауского) путем подключения к действующему магистральному газопроводу Бейнеу – Бозой – Шымкент в Кызылординской области.
– Реализация данного проекта повлечет за собой развитие инфраструктуры вдоль трассы газовой магистрали и новых производств с использованием природного газа. Будет создано около 800 рабочих мест в период строительства и 225 – в период эксплуатации, – подчеркнул Зияш Киякбаев.
Для Астаны эффект снижения выбросов загрязняющих веществ составит 36,1 тыс. тонн в год.
Специально созданная межведомственная рабочая группа в данный момент прорабатывает вопросы, связанные с реализацией проекта, в том числе по условиям и схеме финансирования путем привлечения средств у международных финансовых институтов. Определены ответственные госорганы и компании по разработке ПСД, отводу земли и так далее, все предварительные работы должны быть завершены к июлю текущего года. Тогда же планируется приступить к строительству и провести торжественную церемонию сварки первого стыка газопровода.
Также в целях заполняемости магистрального газопровода «Сарыарка» и обеспечения поставки газа потребителям с акиматами Кызылординской, Карагандинской, Акмолинской областей и Астаны прорабатываются вопросы проектирования и строительства газораспределительных сетей.
Асель МУКАНОВА,
«Казахстанская правда»
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО РЫНОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
Сегодня экспертное сообщество Казахстана активно обсуждает Пять инициатив Президента в части их воплощения. Очень важно понять, какие подводные камни могут ждать на этом пути, просчитать все детали, подготовить людей к изменениям. Ведь, по сути, социальные инициативы тесно переплетаются с задачами развития как в экономике, так и в контексте модернизации общественного сознания. В частности, социаль¬ную ответственность государства следует воспринимать не как изжитый в прошлом патернализм, а как новые возможности, которые появятся только в одном случае, если казахстанцы строят свое будущее самостоятельно и умеют распоряжаться предоставленными возможностями. Ведь согласитесь, ни новая ипотечная программа, ни гранты, ни микрокредитование не помогут человеку, если человек не хочет помочь себе сам.
Диалоговые платформы, организуемые в свете новых инициатив, в этом ключе играют свою важную роль. Они информируют, разъясняют, дают ориентир. Одна из таких экспертных площадок недавно была организована в Службе центральных коммуникаций.
– Мы хотим провести экспертное обсуждение того, как понимает инициативы общество, где нужно объединить усилия, – обозначил перед коллегами круг вопросов, намеченных к рассмотрению, модератор встречи – председатель Комитета информационно-коммуникационных технологий, образования и инноваций НПП «Атамекен», председатель Национального фонда «Серпін» Мурат Абенов.
В ходе обсуждения первой инициативы председатель Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию РК Мархабат Жайымбетов, в частности, сообщил, что по новой программе «7 – 20 – 25» планируется строить 5–10 тыс. квартир в год. При ежегодном вводе 100 тыс. квартир по республике это вполне осваиваемый рынок, и проблем быть не должно.
– При стоимости квартиры в 7 миллионов тенге сумма кредита составит 5 миллионов 600 тысяч, ежемесячный платеж – 40 тысяч тенге. При стоимости 15 миллионов сумма кредита – 12 миллионов, платеж – 84 тысячи тенге. Это вполне приемлемо для средней зарплаты казахстанцев, – дал расклад Мархабат Жайымбетов.
На вопрос, откуда возьмутся средства на реализацию новой жилищной программы, заместитель председателя Национального банка Олег Смоляков сообщил, что в течение 5 лет новый рынок ипотечного кредитования предположительно способен аккумулировать примерно триллион тенге. Создаваемую дочернюю компанию Нацбанк обеспечит минимальным капиталом в размере 150 млрд тенге. Условия программы пока обсуждаются с банками, и в мае должны быть утверждены.
– Максимальная сумма ипотечного займа составит 25 миллионов тенге для Астаны, Алматы, Атырау, Актау. Для других городов – до 10 миллионов, и 7 миллионов тенге – для регионов, если там есть первичное жилье, – отметил Олег Смоляков.
Выдаваемые кредиты будут иметь невысокие риски для банков. Главное, чтобы выкуп происходил на рыночных условиях. Для этого дочерняя компания НБ выпустит низкорисковые ценные бумаги, которые будут интересны широкому кругу инвесторов – как внутренним, так и зарубежным.
– Мы всегда говорим: мол, наш рынок ценных бумаг достаточно узкий. Поскольку появляется новый институт предполагаем, что какой-то объем спроса будет замещен за счет того, что появится новая бумага как альтернатива нотам и государственным ценным бумагам, – пояснил Олег Смоляков.
Низкие риски также объясняются выдачей кредитов только в тенге. И только новым заемщикам: рефинансирование выданных ранее кредитов не предусматривается. Помимо подтвержденных доходов оценивается кредитная история заемщика, уровень долговой нагрузки, соотношение выплат по кредиту с доходами. Согласно банковской практике, 50% доходов может идти на погашение кредита без дополнительной нагрузки для социального благополучия семьи.
Важно, чтобы новое жилье, а программа «7 – 20 – 25» рассчитана только на новостройки, возводилось и в регионах, чтобы не создавать поток мигрантов в Астану и Алматы. В целом, по словам Мурата Абенова, население хорошо принимает эту инициативу, но реализовываться она должна исключительно на рыночных механизмах.
Старший партнер CSI Олжас Кудайбергенов также назвал первую инициативу Президента хорошей, ставки – низкими, поддержал решение кредитовать в тенге и только новостройки, не создавая таким образом спекуляции на вторичном рынке. Общий объем программы – 1 трлн тенге на 5 лет, это 200 млрд тенге в год, а со взносами 240 млрд будет попадать на рынок жилья.
– Чтобы понять, много это или мало: 11 миллионов квадратных метров жилья строится ежегодно, из них 4 миллиона строит само население. Оставшиеся 7 миллионов возводятся за счет строительных компаний, это 4–4,5 миллиарда долларов. Теперь дополнительно придет 700 миллионов долларов, и это не такой объем, который должен создать ажиотаж. Рынок легко его «переварит», даже с точки зрения строительных мощностей, – уверен Олжас Кудайбергенов.
По его мнению, это, с одной стороны, экономическая, с другой – социальная программа, и надо отказаться от понятия прибыльности. Еще до объявления Пяти инициатив в Послании народу Президент поставил задачу довести к 2030 году обеспеченность жильем до 30 квадратных метров на душу населения. На эти показатели уже вышли Сингапур, Китай, страны Восточной Европы.
– Потребуется перестройка всей жилищной системы, и это первый шаг. Сейчас обеспеченность жильем в Казахстане составляет 21 квадратный метр на человека, программа «7 – 20 – 25» позволит довести ее до 23 «квадратов», но надо строить еще интенсивнее, продумать в целом схемы финансирования до 2030 года. Если, как прогнозирует Нацбанк, инфляция опустится до 4%, то 7-процентная ипотека перестанет быть льготной, и ее можно будет пересмотреть в сторону снижения, – сделал довольно радужные прогнозы экономист.
НУЖЕН КРЕПКИЙ СРЕДНИЙ КЛАСС
Предваряя обсуждение второй инициативы – снижение налоговой нагрузки для низкооплачиваемых наемных работников – Мурат Абенов подчеркнул, что это давно ожидаемое решение, около 2 млн работающих смогут почувствовать результат. Молодежь сегодня работает без оформления трудовых контрактов, что вызывает серьезные риски.
Заместитель директора департамента занятости населения и развития рынка труда Министерства труда и соцзащиты населения Ерболат Абулхатин сообщил, что подворовый обход выявил 5,5 млн неформально занятых, официально их вдвое меньше. Чтобы решить проблему, нужны 2 механизма. Во-первых, основной инструмент вовлечения в учетное поле – это жилье, то есть ради получения квартиры граждане постараются войти в официальную зону трудоустройства. Во-вторых, налогообложение фонда оплаты труда.
– Сейчас с фонда оплаты труда взимается 5 налогов, совокупная нагрузка – 37% – достаточно высокая, и ожидается ее дальнейший рост к 2025 году до 43–45%. Что уже выше даже уровня развитых стран, – заметил Ерболат Абулхатин. – Инициатива Президента компенсирует перекос, что вполне соответствует практике развитых стран, где нижние 40% зарплаты облагаются налогом почти по нулевой ставке. После этого необходимо начать реформу всей системы налогообложения фонда оплаты труда, чтобы работник сам требовал от работодателя официальной зарплаты.
В целом 90% поступлений индивидуального подоходного налога идут от наемных работников, и пока большая их часть имеют откровенно небольшой уровень заработных плат. В то время как по стандартам современного социального государства должен формироваться крепкий средний класс как основа социальной устойчивости и стабильности. Шаг, предпринятый Президентом, как раз и направлен против неравенства в распределении зарплат наемных работников.
По словам заместителя председателя правления АО «Институт экономических исследований» Шахарбану Жакуповой, в Казахстане разрыв между зарплатой наименее низко и наиболее высоко оплачиваемых работников значительный, этот коэффициент составляет 8,7, тогда как в странах ОЭСР – 3,4. Инициатива по снижению налоговой нагрузки в 10 раз до 1% касается той части наемных работников, чья зарплата составляет менее двух третей медианного дохода, или 56 тыс. тенге – таковых среди наемных работников страны одна треть.
– Важно поручение Президента по изучению возможности внедрения прогрессивной шкалы налогообложения, которую применяют в 150 странах из 200. Она позволяет улучшить положение среднего класса, который в Казахстане не развит. Однако следует не просто разработать эффективную шкалу налогообложения, но и создать систему жесткого налогового администрирования, сформировать высокую налоговую культуру населения. Только при этих составляющих этот институт может реализоваться, – подчеркнула Шахарбану Жакупова.
Важно, чтобы налоги выполняли не только фискальную функцию, но и перераспределительную, то есть увеличивали нагрузку на людей с более высокими доходами и уменьшали – с более низкими. Но здесь тоже надо быть осторожными, ведь высокооплачиваемые работники могут уйти в «тень».
Политолог Ерлан Саиров в свою очередь выразил обеспокоенность тем, что, по его ощущениям, государство просто хочет заставить 2 млн человек, которые в основном проживают в селах и кормят себя за счет подсобного хозяйства, платить дополнительные налоги. Официально в стране 2,2 млн самозанятых, большая их часть – сезонные работники, то есть фактически безработные. Самозанятыми можно считать и олигархов, и владельцев ЛПХ. Нужно как-то переиначить это понятие, возможно, какую-то часть вывести в категорию безработных, и тогда государство сможет взять их под свою опеку, считает политолог.
– Государство не ставит такую цель – собрать налоги. Наоборот, мы работаем над тем, чтобы эти люди – няни, ремонтники, владельцы личных подсобных хозяйств – официально зарегистрировали свою деятельность. Наша задача – учет и легализация их деятельности, – ответил на опасения эксперта представитель профильного министерства.
ИНВЕСТИЦИИ В БУДУЩЕЕ
Большое внимание Президентом уделяется системе образования. В рамках Пяти социальных инициатив увеличивается количество образовательных грантов на 20 тыс., предполагается строительство новых общежитий путем ГЧП и привлечения средств банков.
Как сообщила вице-министр образования и науки РК Бибигуль Асылова, проект постановления по грантам разработан, согласован в 5 из 19 госорганов и в ближайшее время будет принят в Правительстве.
Из 20 тыс. грантов 11 тыс. предусмотрены на технические специальности, которым обучают в 90 вузах из 130. К техническим относится 51 специальность – аграрные, инженерные, информационные и нанотехнологии. В текущем году прогнозируется 130–140 тыс. выпускников школ, из них около 90 тыс. будут поступать в вузы, а 74 тыс. смогут претендовать на гранты.
Улучшать условия проживания студентов предполагается за счет частных ресурсов. В настоящее время схема строительства общежитий выглядит следующим образом: вуз, колледж или частный партнер готовит проект и заключает договор с АО «Финансовый центр». Со дня запуска общежития в эксплуатацию вуз, колледж или частный партнер будет получать ежемесячную сумму на одно койко-место в течение определенного времени.
– Привлекательность данного механизма для вузов, колледжей и инвесторов будет оправдана за счет гарантированного государством постепенного возмещения части инвестиций, направленных на строительство общежитий, – пояснила вице-министр.
Вместе с тем в случае отсутствия у вузов, колледжей или частного партнера земельного участка, местные исполнительные органы должны будут выделить его с подведением инженерно-коммуникационной инфраструктуры.
Всего из 530 тыс. обучающихся примерно 204 тыс. – иногородние, 38% – нуждаются в жилье. До 2022 года планируется построить общежития на 75 тыс. мест, в основном в Алматы, Астане и Караганде.
Что касается распределения грантов по языку обучения, то Бибигуль Асылова заверила: это решается комиссионно, и по опыту предыдущих лет больших перекосов не было. До июня министерство планирует внести все необходимые изменения в законодательные акты, чтобы абитуриенты уже с нынешнего года смогли воспользоваться новыми условиями.
Со стороны вузов программу поддержал ректор Казахского Национального педагогического университета им. Абая Тахир Балыкбаев.
МИКРОКРЕДИТЫ – СЕЛУ, ГАЗ – ГОРОДАМ
По четвертой инициативе – расширение возможностей микрокредитования – отчитался заместитель директора департамента занятости населения и развития рынка труда МТСЗН РК Ерболат Абулхатин. В 2018 году на программу микрокредитования предусмотрено 42 млрд тенге, в том числе для сельской местности 31 млрд и 11 млрд – для городов и моногородов. По поручению Главы государства финансирование будет увеличено на 20 млрд тенге и составит в текущем году 62 млрд тенге. Это позволит обеспечить микрокредитованием более 14 тыс. человек.
– Из дополнительно выделяемых 20 миллиардов тенге на кредитование в сельской местности предусмотрено 14 миллиардов. Остальные 6 миллиардов будут направлены на кредитование в городах и моногородах. Соответствующие бюджетные заявки представлены в министерства финансов, национальной экономики и сельского хозяйства, – сообщил спикер.
За счет данных средств в разрезе регионов наибольший охват кредитования безработных и самозанятых ожидается в Южно-Казахстанской (1,5 тыс. человек), Алматинской, Карагандинской и Жамбылской областях. Одной из действенных мер становления новых предпринимателей является обучение основам предпринимательства по проекту «Бастау Бизнес».
И, наконец, пятая инициатива – строительство магистрального газопровода «Сарыарка». Как сообщил директор департамента развития газовой промышленности Министерства энергетики РК Зияш Киякбаев, в настоящее время в соответствии с поручением Президента разрабатывается пока первый этап по маршруту Кызылорда – Жезказган – Караганда – Астана протяженностью 1 081 километр и стоимостью 267,3 млрд тенге. Данный участок позволит обеспечить природным газом население Астаны, Караганды, Темиртау, Жезказгана и близлежащих населенных пунктов вдоль трассы магистрального газопровода.
Оператором в сфере газа и газоснабжения АО «КазТрансГаз» разработано ТЭО проекта, на которое получено положительное заключение РГП «Госэкспертиза». Планируется поставлять газ из западных групп месторождений Казахстана (Карачаганакского, Кашаганского, Тенгизского, Жанажолского и Урихтауского) путем подключения к действующему магистральному газопроводу Бейнеу – Бозой – Шымкент в Кызылординской области.
– Реализация данного проекта повлечет за собой развитие инфраструктуры вдоль трассы газовой магистрали и новых производств с использованием природного газа. Будет создано около 800 рабочих мест в период строительства и 225 – в период эксплуатации, – подчеркнул Зияш Киякбаев.
Для Астаны эффект снижения выбросов загрязняющих веществ составит 36,1 тыс. тонн в год.
Специально созданная межведомственная рабочая группа в данный момент прорабатывает вопросы, связанные с реализацией проекта, в том числе по условиям и схеме финансирования путем привлечения средств у международных финансовых институтов. Определены ответственные госорганы и компании по разработке ПСД, отводу земли и так далее, все предварительные работы должны быть завершены к июлю текущего года. Тогда же планируется приступить к строительству и провести торжественную церемонию сварки первого стыка газопровода.
Также в целях заполняемости магистрального газопровода «Сарыарка» и обеспечения поставки газа потребителям с акиматами Кызылординской, Карагандинской, Акмолинской областей и Астаны прорабатываются вопросы проектирования и строительства газораспределительных сетей.
Асель МУКАНОВА,
«Казахстанская правда»