ЗЕМЛЯ СЫРА: ПОСЕРЕДИНЕ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ (продолжение)
...Средневековый арабский географ Аль-Макдиси писал: «Савран – большой город, окруженный семью стенами одна за другой, а в нем есть рабат, соборная мечеть находится во внутреннем городе». О мечети чуть позже, а пока о стенах. Как восточный ученый насчитал их целых семь, до последнего времени оставалось загадкой. Первые археологические раскопки показали, что крепостная стена, окружающая город, одна-единственная. Не совпадала и датировка различных исторических событий, связанных с летописью Саурана. «Однослойное» городище было намного «моложе» тех событий, которые описывали древние летописцы. Разгадка появилась чуть позже, когда археологи пришли на городище Кара-Тобе, что в 3 км. южнее. Здесь начинает свою летопись так называемый домонгольский Сауран, о котором писали многочисленные путешественники, купцы и послы разных стран. Именно это городище окружено несколькими рядами крепостных стен. Сегодня ведутся археологические раскопки, которые уже дают удивительные результаты. Теперь ясно, что свою биографию древний Сауран начинает с первых веков нового летоисчисления. Кара-Тобе существовал вплоть до 12 в. Почему столетие спустя целый город переселяется на новое место – тайна, которую предстоит разгадать нашим историкам и археологам. Стихийное бедствие, набеги неприятеля, дурное предзнаменование или еще что-то стало причиной переезда – неясно.
Первые обследования на древнем Сауране проводились еще в 1867 г. П.Лерхом. Затем в середине двадцатого столетия здесь побывала экспедиция А.Бернштама, а в 1967 г. группа археологов под руководством К.Акишева проводила свои изыскания. Топография городища характеризуется наличием признаков, присущих крупным поселениям той эпохи: цитадель, шахристан, рабат.
Первоначальные упоминания о городе относят к 10 в. Их автором был средневековый историк Истахри. Сведения есть и в анонимном географическом сочинении «Худуд-аль-Алам». О Сауране писал и географ Якут в «Словаре стран». Киликийско-армянский посол Гетум сообщает о средневековом поселении как о крупном торговом центре на Великом Шелковом пути.
Сауран находится в 40 км. от Туркестана, потому и связан с ним очень крепко. В средние века Яссы был одним из центров распространения ислама во всем присырдарьинском регионе. Сказалось это и на городе-спутнике. Здесь было возведено одно из «чудес света» – медресе с качающимися минаретами. Об этом сообщал в своих мемуарах средневековый поэт Васифи, живший здесь в начале 16 в.
«На плечах его айвана поставлены два высоких минарета необычайной высоты и крайнего благородства, – пишет автор. – У гульдаста тех минаретов прикреплены цепи, а под куполами каждого минарета пристроено бревно так, что если кто-либо с силой приводит бревно в движение, цепь колеблется, и тому, кто находится на противоположном минарете, представляется, что минарет рухнет, а это одно из чудес света».
Сегодня казахстанские археологи раскрыли остатки и медресе, и мечети, что находится по соседству. Остатки стен и многочисленных колонн говорят о величии зданий. Мечеть состоит из нескольких помещений, предназначение которых еще предстоит установить. Медресе и мечеть соединяет аккуратная неширокая дорожка, выложенная булыжником. Между этими культовыми сооружениями в средние века была массивная арка с воротами, которые сегодня представляют собой лишь руины. А еще можно продефилировать по средневековой, вымощенной огромными плитами, мостовой, которая ведет от главных ворот к центру города. В Сауран можно было попасть через двое ворот. У главных из них, по предположениям археологов, был поднимающийся надо рвом мост. Элемент, больше присущий средневековым европейским городам. При отсутствии достоверных исторических сведений и подробных письменных источников изыскания археологов в наши дни обретают еще большее значение.
Многочисленные обломки средневековой посуды говорят о том, что Сауран был крупнейшим центром керамического производства, расцвет которого приходится на 13-14 вв. Причем сауранскую керамику невозможно спутать с другой. Местные мастера при помощи сурьмы придавали посуде очень красивые желтые оттенки. Как гончары Саурана пришли к этой технологии – неизвестно.
На этот период приходится наивысший расцвет города. Площадь поселения составляла более 40 гектаров. Здесь проживало одиннадцать тысяч граждан. По тем временам – огромный мегаполис!
Богатейшие базары Саурана привлекали сюда торговцев и с Востока, и с Запада. По Степному пути шли караваны из Китая в Крым и обратно. Дорога была неблизкой – 10 месяцев! Товар был разнообразным: от фарфора и фаянса до парчи, шафрана и риса. Сауран был крупнейшим перевалочным пунктом. Впрочем, купцов и путешественников привлекала не только оживленная торговля. Вот что в 16 в. писал Рузбихан: «... Необыкновенно приятный город. Построен в открытой степи. Чрезвычайно веселый, светлый, с мягким бодрящим воздухом, который придает разуму радость и силу. По всей округе растут и виднеются разного рода красивые деревья».
Сегодня трудно понять, как Сауран выживал, когда вокруг нет ни одной речушки. А ведь надо было не только поливать деревья, но и горожан обеспечивать огромным количеством воды. А еще наполнять огромный ров, глубиной до трех и шириной до пятнадцати метров! Так откуда же брали живительную влагу сауранцы? На этот вопрос ответ уже найден. Здесь была создана великолепная система кяризного водоснабжения. Протяженность подземных водоводов, с помощью которых вода подавалась на поверхность, составляла несколько километров.
«Подобных им, – писал Васифи, – не видели люди, объехавшие весь мир на суше и на море». Строили ирригационные сооружения несколько сотен рабов-индусов. Меценатом же выступил местный магнат и духовный лидер Мир-Араб. Исток кяризов находился на расстоянии одного фарсаха от города. Здесь был вырыт огромный колодец, откуда воду поднимали с помощью чигиря – водоподъемного устройства, которое приводил в движение здоровый бык. Тут было устроено большое водохранилище. Вокруг Саурана находились многочисленные усадьбы, поместья, цветущие сады, виноградники, огороды, большие наделы бахчевых и зерновых культур.
С тех давних пор «немало воды утекло»... Сегодня здесь выжженная степь, где практически ничего не напоминает о «райских кущах». Но восстановить былой облик городища помогают сохранившиеся письменные источники современников. Одно из них принадлежит Хафизу Танышу, который поведал о том, что «благодаря оборонительным сооружениям, обеспеченности водой и продовольствием, оружием город мог выдержать осаду в течение нескольких месяцев».
«Крепость Сауран является сильно укрепленной твердыней», – писал один из средневековых авторов.
При осаде города войсками Аддалла-Хана в самом конце 16 в. «из Бухары были доставлены осадные камнеметные машины. С их помощью разрушались крепостные стены. А под город были сделаны подкопы, изо рва выпущена вода, но крепость оборонялась еще долго», – сообщал один из летописцев.
Сауран неоднократно подвергался нападениям, но несмотря ни на что выстоял. Жизнь здесь продолжалась до середины 18 в.,
пока поселение не превратилось в «мелкое местечко около Туркестана».
Так что же стало причиной окончательного опустошения прекрасного и очень влиятельного города? Ведь в первой половине 14 в.
при джучидах Сауран был даже столицей Белой Орды! Именно здесь был похоронен известный правитель Сасы-Бука, умерший в 1320 г. Сын Эрзен продолжил дело отца. Отпрыск знаменитого предка строил мечети, медресе, ханаки.
Веком раньше город был крупнейшим форпостом, защищавшим от племен «неверных», коими называли кипчаков и огузов, не принимавших ислам.
В 15 в. Шейбани-хан делает поселение своей военной базой для походов на Мавераннахр. После достижения цели – завоевания Мавераннахра Шейбани переводит свою резиденцию в Самарканд и увозит из Саурана лучших мастеров. Но роль столицы Сауран не теряет. В конце 15 в. здесь правит Иренчи-султан, сын хана Жанибека. В 16 в. городище по-прежнему под влиянием Казахского ханства. В следующем столетии с обретением Туркестаном невиданного влияния многие сауранцы перебираются в новую столицу. Сто лет спустя Сауран представлял собой жалкое зрелище: сотня домов и не более 600 самых стойких и преданных горожан...
Биографии городов часто схожи с людскими судьбами. Какие-то отличаются бурной жизнью и оставляют глубокий след в истории. Другие же скромно проводят свой век и бесследно исчезают.
Что касается Саурана, многие страницы его летописи надежно спрятаны под огромной толщей земли. Но уже есть многочисленные находки археологов, которые позволяют взглянуть на городище совершенно новым взглядом.
Сегодня точно известно, что это был город, граничащий с номадами, в котором «торговля приобретала характер ярмарки, где товары и предметы кочевников, дающие прибыль, являлись причиной увеличения благоденствия, довольства и пользы для оседлых людей». Ибн Хаукаль писал о том, что «в Сауран кочевники приезжали для торговли в мирное время». Но, несмотря на постоянные междоусобицы, борьбу правителей за власть, торговые связи между присырдарьинскими и мавераннахрскими городами не прекращались. Из письменных источников известно о многочисленных сделках и «прибытии бухарских купцов в Сауран». Но какая торговля без денег? В Сауране на местном монетном дворе чеканятся медные динары.
Примечательно, что монетный чекан Саурана, датируемый концом 16 в., обнаружен при раскопках Отрара, который находится от Саурана в сотне километров. Причем сауранская валюта пользовалась в отрарском оазисе большим спросом, о чем свидетельствуют как единичные находки, так и целые клады. Это говорит о теснейших торгово-экономических связях всех городов региона. И является ярким подтверждением того, что Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак и другие поселения были не только крупными центрами ремесленного производства и развитого земледелия, но и интенсивного денежного обращения, которое способствовало бурному развитию торговли на Великом Шелковом пути. А ведь до последнего времени считалось, что позднесредневековая торговля в здешних местах производилась лишь на основе натурального обмена!
Эмир Тимур же использовал город-крепость Сауран для борьбы с ханами Золотой Орды. Как сообщал Низам ад-дин Шами. Тамерлан снабдил сына Той-кожа оглана войском, «пожаловал ему область Отрара и Саурана и послал его в те места». Тимур посадил Тохтамыша на трон, «пожаловав ему царство всего Дашт-и-Кипчака и Джучиева улуса»...
А еще есть многочисленные сказания, которые передаются из поколения в поколение. Местные аксакалы рассказывают о «семерых сауранских святых». Они захоронены в окрестностях города. Это Каракан ата,
Садуакас ата, Жалаулы ата, Шала баксы, Момын ата и еще двое святых, чьи имена не сохранились. «В Сайраме святых не счесть, в Туркестане их тьма, в Отраре есть тридцать святых, самый главный – Арыстан-Баб».
Недалеко от юго-восточной сторожевой башни крепостной стены Саурана еще видны остатки древнего некрополя, надмогильные холмики, остатки небольших средневековых мавзолеев. Это кладбище почитаемо у местного населения. Самый большой мазар приписывают аулие Каракану ата. Предание гласит: в стародавние времена тучные отары погибали от непонятного недуга, сауранцам грозила голодная смерть. Один пастух с помощью своего чудодейственного посоха спас отары от падежа. Легенда это или быль, одному Аллаху ведомо. Но в том, что Сауран является священным местом, никто не сомневается.
Археология – наука удивительная. Ни один самый крутой детектив не сравнится с ощущениями, которые испытывает человек, раскрывающий тайны древности. Историк соприкасается с вещью, оставленной предками. Артефакты лежат под землей и ждут своих исследователей. Но не только для науки делаются открытия. Сегодня у нас появилась огромная жажда познания своих истоков. Мы все хотим знать: кто мы и откуда? Как жили? Как защищали родную землю? Вопросов великое множество. Потому и работает в суверенном Казахстане государственная программа, которая знакомит с богатейшим историческим и культурным наследием.
Отрывок из книги Анвара Мамраимова «Священные места на Великом Шелковом пути».
Начало: https://ru.kyzylorda-news.kz/news/lifnews/20681-zemlya-syra-poseredine-velikogo-shelkovogo-puti.html
Начало: https://ru.kyzylorda-news.kz/news/lifnews/20681-zemlya-syra-poseredine-velikogo-shelkovogo-puti.html
(продолжение следует)