СТРУННЫЕ КАЗАХСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Особое место среди музыкальных инструментов казахского народа занимает шертер, который часто использовали для сопровождения песен, сказаний и легенд. Шертер похож на домбру, но более короткий по сравнению с ней. При этом отличается мощным звучанием. Был широко распространен в раннем средневековье. Согласно преданиям, на шертере играли пастухи, созывая овец. На его красивый звук слетались птицы и садились рядом с музыкантом. В настоящее время изменились строение и внешний вид инструмента – струны изготавливают из лески, а гриф разделен на лады.
Его также называют прародителем кобыза и домбры, так как благодаря своей конструкции он позволяет использовать щипковую технику и смычок.
Самым любимым инструментом народа была и остается домбра. Ее струны хранят мудрость столетий. Более чем четырехтысячелетняя история домбры говорит о том, что она является одним из первых щипковых музыкальных инструментов — предшественником современных музыкальных инструментов подобного вида.
Домбра получила широкое распространение благодаря совершенству своей конструкции. В силу повсеместного распространения она имеет много региональных разновидностей. Техника игры и звукообразования домбры исключительно многообразна, что позволяет музыкантам воплощать на ней любые комбинации. Кюи для домбры — вершина музыкального развития казахской музыки. Творческими усилиями многих поколений домбристов-кюйши созданы тысячи кюев, которые отражают в наибольшей полноте духовный мир казахов.
В музее хранится более пятнадцати видов домбры. В экспозициях зала «Культура и искусство» хранится домбра акына Дур Онгара, жившего в середине ХІХ – начале ХХ веков. Вручил в дар музею этот инструмент житель поселка Теренозек Алибай Онгарбаев.
В свое время певец, композитор Нартай Бекежанов подарил Жамбылу Жабаеву домбру. В 1974 году эту домбру музею подарил горожанин Алайдар
Ембергенов.
В народном сознании и преданиях с именем легендарного святого – Коркыта, первого жырау, «отца кюев», связан кобыз. Иногда его называют «қыл-қобызом», от слова қыл – волос. Дело в том, что с годами древний инструмент подвергли переработке – вместо натуральных волосяных струн появились металлические, искусственным стал также смычок. В результате богатый обертонами говорящий звук, стал неестественным и изменился до неузнаваемости. В связи с этим термин «қыл-қобыз» обозначает старинный, то есть настоящий кобыз. Вместе с кобызом, строение и названия частей которого олицетворяли свойственную шаманским представлениям трехуровневую модель Вселенной (верхний, средний и нижний миры), Коркыт оставил потомкам великое наследие – кюи: «Қорқыт», «Желмая» (имя священной верблюдицы»), «Тарғыл тана» («Пегая телка»), «Елім-ай» («О, моя Родина»), «Ұшардың ұлуы» («Вой Ушар») и другие. Часть из них имела звукоподражательный характер и передавала голоса живой природы, часть – представляла собой философские раздумья о смысле бытия, жизни и смерти. Но во всех произведениях легко уловимы на слух переходящие из одного кюя в другой и многократно повторяющиеся музыкальные мотивы – словно ожившие в звуках кобыза слова древней молитвы, заповеди, заклинания, обращенные к богу, духам, сверхъестественным силам. В музее хранятся три вида кобыза, среди них 6 шаңқобызов, 7 қылқобызов, прима-кобыз и три простых
кобыза.
У казахов немало красиво звучащих музыкальных инструментов, но отдельное место среди них занимает щипковый инструмент, имеющий семь струн, под названием жетыген. Он имеет вытянутый прямоугольный деревянный корпус с семью струнами из конского волоса. Жетыген напоминает гусли. История его связана с древней легендой о старике, потерявшем в джут семерых сыновей. Убитый горем старец выдолбил кусок иссохшего дерева, натянул на него струну и исполнил свой первый кюй “Қарағым” (“Родной мой”). Затем последовали новые кюи – послесмертные посвящения другим сыновьям. С созданием каждого нового кюя на инструмент натягивалась новая струна. Семь сыновей, семь струн, семь кюев...
Эти импровизированные мелодии дошли до нас в форме инструментальных пьес-кюев под общим названием “Жетігеннің жетеуы” (“Семь кюев жетыгена”). В настоящее время жетыген используется как солирующий и аккомпанирующий инструмент в народных оркестрах и ансамблях.
Казахские музыкальные инструменты, будучи драгоценным наследием культуры, дошли до нас из глубины веков. Их передавали от поколения к поколению безвестные народные музыканты. Описания музыкальных инструментов можно встретить в записках путешественников и ученых, побывавших в Казахстане, в героическом эпосе, легендах, поэмах. В настоящее время известно о существовании более 20 видов старинных музыкальных инструментов.
Продолжение, начало по ссылке
https://ru.kyzylorda-news.kz/news/lifnews/20738-narodnye-muzykalnye-instrumenty-melodii-dushi-velikoy-stepi.html