О ПОКАЗАТЕЛЯХ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОКЛАДА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ
В региональной Службе коммуникаций состоялась пресс-конференция с участием исполняющего обязанности руководителя облдепартамента Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции Берикбола Байхожаева.
На ней, в частности, были озвучены показатели Национального доклада о противодействии коррупции, где отражены приоритетные направления по предупреждению и профилактике коррупции, этапы развития антикоррупционной политики, меры по превенции коррупции, роль общества в противодействии этому социальному злу и др.
Как отмечалось, в этом году исполняется двадцать лет с момента принятия первого антикоррупционного законодательного акта. Закон РК «О борьбе с коррупцией», действовавший на протяжении 17 лет, подвергается постоянному совершенствованию, что позволяет ему оставаться актуальным. В 2012 году система мер по противодействию коррупции в стране на 72 процента состояла из мер уголовного преследования и только на 28 процентов – мер по профилактике. В 2014 году Президент страны Н. Назарбаев выступил с инициативой пересмотра основ антикоррупционной политики. Это стало точкой отсчета нового этапа, направленного на искоренение факторов, порождающих коррупцию.
Восприятие коррупции в разрезе институтов показало, что наиболее коррупционными респонденты считают правоохранительные органы (35 процентов). По республике среди зарегистрированных коррупционных преступлений основную массу составляют факты взяточничества (51 процент), хищений и мошенничества (21 процент). Наибольшее количество фактов коррупции приходится на служащих акиматов всех уровней, сотрудников органов внутренних дел и сотрудников квазигосударственного сектора.
Для профилактики коррупционных правонарушений в Казахстане созданы основы сервисного государства. К примеру, в 2017 году через электронное правительство гражданам страны было оказано более 34 миллионов госуслуг, а количество пользователей портала электронного правительства достигло семи миллионов человек. Необходимо отметить, что 49 процентов услуг сегодня оказывается в режиме онлайн, причем все лицензии и разрешения бизнес-структурам выдаются исключительно в электронной форме. 23 процента всех услуг оказано по принципу одного окна через госкорпорацию «Правительство для граждан». Ожидается, что вскоре 90 процентов госуслуг перейдут в электронный формат. В целом, меры по повышению качества оказания госуслуг позволили на две трети сократить уровень бытовой коррупции.