ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ГОТОВЫ НАЛАДИТЬ СЕРИЙНЫЙ ВЫПУСК ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ
По словам председателя Комитета индустриального развития и промышленной безопасности Министерства по инвестициям и развитию РК Алмаса Батанова машиностроение является приоритетной отраслью Государственной программы индустриально-инновационного развития РК и первой, и второй пятилетки. За годы индустриализации отечественное машиностроение показало имеющийся потенциал, став сердцевиной Индустриализации.
По словам А. Батанова, за годы реализации первой пятилетки программы индустриализации, машиностроение стало одной из самой динамично развивающихся отраслей. Объем производства увеличился в 2,3 раза. Доля отечественного машиностроения в объеме обрабатывающей промышленности выросла с 9% в 2010 г. до 14,8% в 2014 г.
«В 2015 и 2016 годы машиностроение Казахстана пережило тяжелую фазу развития, причиной которому стали многие внешние факторы. Однако, начиная с прошлого года наблюдается позитивная динамика роста. Так, за пять месяцев 2018 года объем производства машиностроения увеличился на 12,2%», — проинформировал он.
Как отметил председатель Комитета, среди приоритетных подотраслей наибольшую долю в машиностроении занимает автомобилестроение (16%). Только в 2017 г. произведено 19 547 автомобилей. По итогам пяти месяцев т. г. объем производства в секторе составил 71,5 млрд тг.
По словам А. Батанова, отечественные автопроизводители продолжают наращивать выпуск автомобилей на фоне восстановления рынка. В прошлом году из них экспортировано 1548 автомобилей.
«В настоящее время одним из мировых трендов является производство электромобилей. В Казахстане уже протестированы первые типы электромобилей. В перспективе отечественные производители готовы наладить серийный выпуск электромобилей на имеющихся мощностях по мере формирования спроса и необходимой инфраструктуры», — сказал А. Батанов.
Между тем председатель Комитета также отметил стабильную динамику производства электротехнического машиностроения. По итогам пяти месяцев объем производства в секторе составил 44,8 млрд тг. В свою очередь, объем производства сельскохозяйственного машиностроения Казахстана составил 19,8 млрд тг. За январь-март объем производства составил 2,5 млрд тг.
«Государством предпринимаются меры поддержки отрасли, такие как, освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость сельхозтехники, в том числе и транспортных средств. Также в текущем году планируется выделить бюджетные средства в размере 13 млрд тенге на лизинг комбайнов, тракторов и автобусов», — проинформировал А. Батанов.
Что касается железнодорожного машиностроения, то по словам А. Батанова, его можно отнести к секторам экономики Казахстана, активное развитие которого наблюдается за годы индустриализации. За январь-март т. г. объем производства составил 10,6 млрд тг. За январь-май произведено 750 грузовых вагонов. До конца 2019 г. планируется произвести 3000 вагонов.
Кроме того, по секторам горнорудного и нефтегазового машиностроения по итогам 2017 г. объем производства составил 65,2 млрд тг. Предприятия данных секторов ориентированы на обеспечение потребностей системообразующих, нефтесервисных компаний и недропользователей в стране. К примеру, ТОО «Мэйкер», который работает на потребности ТОО «Казахмыс», увеличил объемы производства в прошлом году на 40% до 5,7 млрд тг и планирует дальше наращивать объемы производства за счет ввода в строй роботизированного сварочного оборудования.
Председатель Комитета подчеркнул, что новым фактором дальнейшего развития и конкурентоспособности предприятий является цифровизация производств и технологическая модернизация.
«В целях модернизации предприятий в традиционных секторах и создания эффективной базовой индустрии в текущем году Министерством проводится работа по разработке мер по стимулированию цифровизации промышленности», — добавил А. Батанов.