ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ И ДОПОЛНЕНИЯХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ
Как и все предыдущие годы, государственная политика настоящего периода предусматривает дальнейшее развитие конкурентной политики.
Политика в области защиты конкуренции является неотъемлемой частью государственной политики, основной целью которой является сокращение экономической неэффективности, которая является следствием неконкурентного поведения. В этой связи, законы и политика по защите конкуренции должны быть направлены, в первую очередь, на регулирование неконкурентного поведения и монополистической деятельности, пресечения злостных ограничений конкуренции, создание рыночных условий для функционирования товарных рынков (в том числе, посредством снижения барьеров, препятствующих рыночной конкуренции), сокращение вмешательства государства в предпринимательскую деятельность.
В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство законами регламентирует правила конкуренции, тем самым гарантируя условия для ее защиты и развития. И в этом смысле к главным плюсам конкуренции с точки зрения, прежде всего, предпринимателя относится возможность ее регулирования со стороны государства, поскольку сам рынок не может защитить себя.
Таким образом, антимонопольное регулирование – это часть государственного регулирования, основная цель которого создание условий для справедливой торговли и функционирования внутреннего рынка.
В связи с чем, законодательство с каждым разом усовершенствуется и вносятся к тему ряд новых изменений и дополнений, в том числе в направлении упрощения работы бизнесу, его развитию и адаптации в условиях интеграции.
Указом Президента Республики Казахстан от 24 мая 2018 года внесены изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности».
На практике предприниматель, прежде всего, «увидит» улучшение бизнес – климата. Важно понять, что новая концепция антимонопольного органа – не штрафовать предпринимателя, а уведомить и предупредить о серьезных последствиях нарушений конкурентного законодательства.
Однако, в случае, если же все-таки антимонопольный орган будет проводить расследование нарушений законодательства в области защиты конкуренции, усилились права и обязанности должностных лиц антимонопольного органа при проведении расследования, а именно:
1) беспрепятственный доступ на территорию и в помещения объекта расследования;
2) доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) и иным электронным носителям объекта расследования в соответствии с предметом расследования;
3) запрос в срок, установленный антимонопольным органом, от сотрудников объекта расследования необходимой информации, документов или их копий, относящихся к предмету расследования, объяснений в устном и письменном виде по вопросам, возникшим в ходе расследования;
4) привлечение при проведении расследования в качестве экспертов специалистов других государственных органов Республики Казахстан и иных лиц;
5) осмотр предметов, электронных и бумажных документов и других носителей информации, находящихся в помещении и на территории объекта расследования, в соответствии с предметом расследования;
6) снятие копии с документов, информации из базы данных (информационных систем) и иных электронных носителей объекта расследования в соответствии с предметом расследования;
7) проведение аудио-, фото- и видеофиксации:
действий (бездействия) сотрудников объекта расследования и иных лиц, находящихся на территории объекта расследования;
помещений и территории объекта расследования;
имущества, находящегося в помещении или на территории объекта расследования;
8) отбор образцов продукции для экспертизы.
Все права должностных лиц антимонопольного органа, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются в период с 9.00 по 18.00 часов по местному времени и в соответствии с предметом расследования. В случае необходимости пресечения нарушений реализация полномочий должностных лиц антимонопольного органа может проводиться во внеурочное время (ночное время, выходные или праздничные дни).
Также, в законодательство внесено дополнение, где антимонопольный орган будет защищать конкуренцию при организации и проведении закупок товаров и торгов.
То есть, организаторам закупок товаров, операторам закупок и торгов будет запрещаться координация деятельности поставщиков закупок и участников торгов, если это действие приведет или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Вместе с тем, операторы закупок и торгов, проводимых в электронной форме, по требованию антимонопольного органа предоставляют постоянный доступ:
1) к торговым или информационным системам, товарным биржам и иным торговым площадкам электронных закупок товаров или торгов, позволяющий в режиме реального времени осуществлять мониторинг проведения закупок товаров и торгов;
2) к документации и иной информации, относящейся к процессу осуществления закупок и торгов.
Также, есть ряд других не менее значимых поправок.
То есть, все новые дополнения и изменения в законодательстве в области конкуренции содержат в себе огромный потенциал для развития конкуренции и нацелены в основном на поддержку предпринимательства.
Ж. КЕНЖАЛИЕВА,
департамент Комитета по регулированию
естественных монополий, защите конкуренции
и прав потребителей МНЭ РК по Кызылординской области.