ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ПЕДАГОГ!
Статус педагога – один из обсуждаемых на протяжении многих лет, в то же время один из основополагающих вопросов сферы образования. Как говорил великий просветитель и педагог Ахмет Байтурсынов, учитель является сердцем школы, соответственно, этим подчёркивается его особая роль в обществе.
В целом, обсуждения в сфере образования за последние годы нашли отражение в Послании Главы государства Нурсултана
Назарбаева народу Казахстана, в котором четко обозначено принятие специального Закона «О статусе педагогов». В этой связи вспоминаются слова писателя Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Поэтому, если мы хотим, чтобы наши педагоги являлись действительно великими, то принятие Закона «О статусе педагогов» своевременный и правильный шаг, и по этой причине хотелось бы поделиться мнением относительно нового закона.
Во-первых, этот закон будет не о статусе «Учителя», а о статусе «Педагога». В сущности, понятие «педагог» берет начало с Древней Греции, где педагогом считался человек «ведущий ребенка», который обеспечивал безопасность и здоровье ребенка, был его воспитателем и няней, обучал его грамоте и искусству. В современной цифровой эпохе функции и роль педагога трансформировались, превратившись от простого объясняющего и обучающего педагога к вдохновляющему педагогу, то есть умеющему воодушевлять ученика к самообразованию. Вместе с тем, понятие педагог охватывает не только традиционно преподающих уроки учителей, но и ряд таких служащих, как психолог, методист, наставник, воспитатель, дефектолог, логопед, производственный мастер, инструктор спортивной организации, сурдопереводчик, в целом менеджеров сферы образования и других. В связи с этим, считаем, что Закон «О статусе педагогов» как раз-таки направлен на правовое утверждение статуса работников сферы образования.
Во-вторых, в данном законе необходимо прописать высокие требования, предъявляемые к педагогам. Педагогической деятельностью не может заниматься любой человек. В этом контексте требования к педагогам, такие как образование и компетентность, здоровье и духовное богатство, отсутствие противозаконных деяний, категории и достижения и другие требования, должны быть отражены в данном
законе.
В-третьих, механизмы социальной поддержки и социальной защиты педагогов. Заработная плата педагогов, доплаты и материальная помощь педагогам должны соответствовать статусу великого педагога. В настоящее время уже выплачиваются доплаты к основной заработной плате от 30-ти до 50-ти процентов педагогам, преподающим по обновленной образовательной программе и имеющим педагогические категории нового формата. Также, есть вопросы, касающиеся медицинского обслуживания и создания условий по обеспечению жильем педагогов. Полагаем целесообразным отображение данных вопросов в Законе «О статусе педагогов».
В-четвертых, защита условий труда педагогов. Лидер нации Н.А.Назарбаев в своем Послании народу страны детально остановился на этом вопросе, отметив необходимость запрета исполнения педагогами несвойственных функций. В этой связи, нужно законодательно закрепить запрет на привлечение педагогов к таким мероприятиям, как дворовые обходы, выборы, субботники и другие мероприятия, установив при этом механизмы наказания должностных лиц, нарушающих данный запрет.
В-пятых, оптимизация рабочей нагрузки педагогов. Педагогичес-кая нагрузка, в свою очередь, должна предусматривать в себе время на саморазвитие педагогов, освоение новых педагогических технологий и методик, постоянное повышение квалификации, работу по повышению педагогической категории, внеклассное развитие учеников и другие. Тем самым, педагогическая нагрузка должна охватывать не только преподавание, но и создание условий для становления педагога центральным звеном организации образования и общества.
В заключение, инициатива Президента РК Н.А.Назарбаева, озвученная в Послании народу, отметила особую роль педагога в жизни общества и определила поддержку и защиту педагогов приоритетом государственной политики в сфере образования. Полагаем, что пять вышеназванных предложений в Закон «О статусе педагогов» войдут в основу его концепции, а его принятие станет большим шагом в процветании имени великого педагога.
Ерлан КАРАБАЛАЕВ,
руководитель департамента по контролю в сфере образования Кызылординской области, магистр наук, выпускник программы «Болашақ».