Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО пополнился наследием тюркского мира
Межправительственный комитет по охране нематериального культурного наследия, заседание которого проходило в Порт-Луи (Маврикий), включил в ходе очередной сессии 9 новых элементов в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Целью создания этого списка является привлечение внимания к традиционным знаниям и обычаям различных общин.
Как отмечал Президент Казахстана Н.А.Назарбаев: «Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего».
И не случайно одним из новых элементов Списка ЮНЕСКО являются народные предания Коркыта ата. Заявка на включение эпоса «Коркыт Ата» была подготовлена на рассмотрение в ЮНЕСКО была совместно Казахстаном, Турцией и Азербайджаном. «Эпос "Коркыт ата» («Деде Коркут») является важным фактором, объединяющим народы, которые говорят на тюркских языках.
Наследие Коркыта ата - эпос, народные предания и музыка (Азербайджан, Казахстан, Турция) - культура, включающая эпос, народные предания и музыку в исполнении легендарного персонажа основана на 12 героических легендах, историях и сказаниях и 13 традиционных музыкальных произведениях, передающихся изустно во время выступлений, Подобные выступления сопряжены с определенными культурными кодами и музыкальными произведениями. Легендарный герой Коркыт ата появляется в каждой истории в виде старика, чьи слова, музыка и мудрые изречения повествуют о традициях, связанных с рождением, свадьбой и смертью. Предания несут в себе глубокие знания по истории и культуре тюркоязычных общин. Эти легенды распространены и исполняются во время различных мероприятий.
Коркыт - легендарный тюркский поэт-песенник и композитор IX века, выходец из степей вдоль реки Сырдарья. Создатель кобыза, акын, сказитель, покровитель поэтов и музыкантов. Предания о Коркыте встречаются у многих тюркских народов. У них всех практически общий народный эпос «Огуз-наме». «Қорқыт ата кітабы» («Книга деда Коркыта») — письменный эпический памятник. Каждое сказание имеет собственный сюжет и в каждом из них главным героем представлен Коркыт-ата — мудрец, вождь племени, предсказатель судеб. Для мелодий Коркыта характерны глубокие философские раздумья, элегическое настроение и легкий приглушенный лиризм. Музыкант извлекает из кобыза музыку судьбы народа и страны, думает о их будущем. Инструмент вместе с людьми переживает боль разлуки, муки и страдания. Кобыз размышляет о смысле жизни, о счастье. Он то плачет, как верблюдица, потерявшая верблюжонка, то изливается мечтой о вечной жизни и красоте, подражая лебединой песне счастья.
Легенды рассказывают что Коркыт смолоду не смог примириться со скоротечностью человеческой жизни, поэтому решил бороться против неизбежной смерти. Мучимый своими мыслями и гонимый мечтой о бессмертии, Коркыт уходит от людей, но везде и всюду он видит смерть: в лесу — сгнившее и свалившееся дерево говорит ему о своей смерти и о неизбежном конце для самого Коркыта; в степи — ковыль, выгорая под солнцем, говорит ему о том же; даже мощные горы поведали ему об ожидающем их разрушении, неизменно добавляя, что такой же конец ждёт и Коркыта. Видя и слыша всё это, Коркыт в своих одиноких терзаниях выдолбил из дерева ширгай — первый кобыз, натянул на него струны и заиграл, изливая свои мучительные мысли и чувства. Он вложил всю свою душу в эти мелодии, и чудесные звуки его струн прозвучали на весь мир, дошли до людей, захватили и пленили их. Как отмечал Чокан Валиханов: «Легенда о Коркыте глубоко оптимистична, смысл её заключается в том, что Коркыт нашёл бессмертие в служении человечеству созданным им искусством».
С тех пор мелодии Коркыта и созданный им кобыз пошли странствовать по земле, а имя Коркыта осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей.
По легендам, по просьбе самого Коркыта, на его могилу был положен кобыз, тихо звучавший при порывах ветра во все времена. Архитектурный памятник в форме кобыза в честь Коркыт-ата был сооружён в 1980 г. в Кармакчинском районе Кызылординской области Казахстана, в 18 км. от поселка Жусалы. Авторы — архитектор Б.А. Ибраев и физик-акустик С.И. Исатаев. При дуновении ветра он начинает заметно звучать и все проезжающие могут слышать мелодию ветра. Памятник виден и из окон проходящих тут же поездов, следующих из Москвы в Ташкент и Алматы. На месте захоронения Коркыта на берегу реки Сырдарьи приблизительно в X—XI вв. был воздвигнут мавзолей «Коркыт-Тубе», что в простонародье означает — Поющие трубы. С веками он пришёл в разрушение.
В 1997 г. проведена реставрация памятника Коркыта. Создан целый архитектурный ансамбль — комплекс с амфитеатром, гостиницей и другими объектами. А в 2000 г. при нём был создан Музей. В 2001 г. в Казахстане был учреждён Общественный фонд «Коркыт» с целью распространения знаний в обществе о воздействии культуры кочевых тюрков на мировую музыкальную культуру. С 2006 г. Министерством культуры Республики Казахстан и акиматом города Кызылорды проводится Международный фестиваль «Коркыт и музыка Великой Степи». В 2008 г. в столице Казахстана Астане разбит сквер и установлен памятник-композиция «Коркыт кобыз». Именем Коркыта названы Кызылординский государственный университет, аэропорт «Коркыт-ата» в Кызылорде, улицы во многих городах Казахстана.
Глубоко символично, что заявка о включении наследия Коркыт ата в Список всемирного наследия подана сразу тремя тюркоязычными странами – Казахстаном, Турцией, Азербайджаном. Его наследие актуально также и для всех других тюркоязычных стран и народов - узбеков, каракалпаков, кыргызов, уйгур и т.д.
Равшан Назаров,
кандидат философских наук, заместитель заведующего Отделом «Новой и новейшей истории» Института истории АН РУз, кавалер медали «ХХ лет Ассамблее народа Казахстана», почетный профессор Шэньсийского университета (Сиань, Китай).