Не хочу становиться начальником. Но хочу развития и роста зарплаты
Спросите в своем окружении: "Что значит быть успешным в работе?". Наверное, большинство ответят, что это карьерный рост. Но бывает, что человек не хочет становиться начальником. Видите ли вы такие примеры вокруг?

Почему вы не хотите становиться руководителем?
Я эту фразу слышу с завидным постоянством на протяжении многих лет от разных людей. И всегда спрашиваю: "Почему?"
Причины звучат самые разные. Но на подсознательном уровне причин всего три. Конечно же, вслух их никто никогда не произносит. Первая - желание быть уникальным: все хотят быть начальником, а я не хочу. И встречается она гораздо чаще, чем можно было бы представить. Если вы поймали себя на такой мысли, то можно устроить для самого себя челлендж стать "уникальным начальником".
Вторая причина - нежелание дополнительной ответственности.
Я не считаю, что это признак инфантильности, незрелости. Но развитие сотрудника такая позиция тормозит. Важно понимать, что если человек не становится начальником, то от ответственности и более широкого круга функций его это не спасет. Это может привести к росту неудовлетворенности жизнью. Расширение обязанностей и развитие - это согласие отдавать больше, чем прежде. Если человек не отдает больше, то он закономерно и не получает больше от компании, рынка труда и мира.
Замыкает топ-3 ответов страх. Многие люди считают, что они не умеют быть руководителями, они боятся провала. Хочу сказать, что изначально никто не умеет. Получиться может только методом проб и ошибок в условиях реальной работы.
Как не быть начальником, но расти?
Расти можно не только вертикально вверх, но и горизонтально. Как это делать на любой позиции? При возникновении проблем не просто оперативно их решать, а интересоваться их корнями. Тогда появится возможность понять, что нужно предпринять, чтобы в будущем таких ситуаций больше не было.
В материалах про профессии будущего и фриланс упоминалось, что сейчас набирает обороты тренд на все более узкие специализации в самых разных профессиях. И если человек хочет развиваться, но при этом не хочет быть руководителем, то ему дорога именно в эту сторону.
Когда человек становится мастером в каком-то узком профиле, то это повышает его уровень экспертности. А что это дает? Во-первых, можно стать для кого-то наставником - обучать, делиться опытом, подсказывать варианты. Но опять же это возможность, а не обязанность. Если вы не хотите, то можете это не делать. Во-вторых, дает высокую ценность на рынке труда. Признанные эксперты зарабатывают больше, чем сотрудники без имени.
Могу привести пример одной казахстанской учительницы. Женщина всю жизнь работала в школе. Но при этом никогда не хотела стать ни завучем, ни директором - именно это в школе считается карьерным ростом. Но уровень ее экспертности был высок: когда страна переходила на ЕНТ, то именно ее пригласили поучаствовать в создании тестов по ее предмету. Также ее регулярно звали проводить курсы для поступающих. Педагог всю жизнь углубляла знания в своей отрасли, искала новые методы преподавания, совершенствовалась. Она никогда не была руководителем, но была общепризнанным экспертом.
Как оценить и повысить уровень своей экспертности?
10 лет опыта работы в какой-либо сфере не дают автоматически экспертность в этой сфере. Если все 10 лет выполнять одни и те же задачи, то вы останетесь одним и тем же человеком. Экспертность повышается, когда человек постоянно завышает себе планку и соглашается выполнять самые сложные задачи, которые только существуют.
Только есть один подводный камень: повышения должности и зарплаты редко когда приходят сами по себе. Вполне нормально просить о них, таким образом заявляя начальству про свои амбиции. Как это делать?
Хотя бы раз в год нужно проводить анализ рынка, оценивая: "Сколько зарабатывают коллеги моего уровня, квалификации и с моим функционалом на рынке труда?" Если есть понимание, что намного больше, тогда можно обратиться к руководству и честно обрисовать картину, попросив повышения зарплаты. Конечно, нужно быть готовыми к тому, что вам откажут и не будут останавливать, если вы соберетесь менять место работы. Однако надо понимать, что слух о большей зарплате у кого-либо - не основание для такого разговора. Возможно, человек совмещает несколько должностей. Основанием может быть только серьезная аналитика рынка.
Некоторые считают, что участие в различных профессиональных конкурсах - это тоже показатель экспертности. На мой взгляд, это скорее личный PR, прокачивание личного бренда. Если вы эксперт в какой-либо теме, то в узких кругах об этом и так знают. Участие в конкурсах - возможность заявить о себе для более широкой публики.
Как понять, что вы все же готовы быть руководителем?
Например, вы понимаете, что вы один можете сделать вот столько. Но если у вас будет в подчинении три человека, которым вы сможете что-либо поручать и планировать их рабочее время, то вы сможете достичь большего результата, чем четыре человека по отдельности. Если вы поймали себя на мысли, что планов, сил, энергии у вас больше, чем на одного сотрудника - самого себя, то это подсказка задуматься о карьерном росте.
Что касается распространенного страха не справиться с должностью руководителя, то никто не становится руководителем, как только его назначили. Руководителем надо учиться быть. Нужно изучать этот вопрос. Фактически предстоит изучение новой профессии. Руководитель - это человек, который дает себе труд учиться быть хорошим руководителем.
Чему надо научиться, чтобы стать руководителем, если вы все же захотите им стать?
У руководителя есть три основные функции: административная, организаторская и лидерская. Этим навыкам можно научиться.
Административная функция - обеспечить процесс работы: чтобы были ресурсы для работы. Если есть цель, то нужны материальные, человеческие и другие ресурсы для работы.
Организаторская функция - уметь планировать, ставить цели и задачи, распределять их между сотрудниками.
Лидерская функция - все, что касается персонала. Подбор, мотивация, адаптация, создание команды. Любой хороший руководитель - в том числе HR-менеджер. Его цель - сделать так, чтобы сегодня люди сами хотели сделать лучше и больше, чем вчера.